Оздоровительно-познавательное занятие в средней группе "Воздушный волшебник"

Разделы: Работа с дошкольниками


В современных условиях развития системы образования одной из наиболее актуальных является проблема сохранения, укрепления и формирования здоровья дошкольников. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % – от образа жизни.

На фоне социальной и экологической напряжённости в стране и особенно в нашем регионе, на фоне небывалого роста болезней "цивилизации", чтобы быть здоровым, ребёнку самому нужно овладеть искусством сохранения и укрепления собственного здоровья, приобщаться к ценностям здорового образа жизни. В связи с этим возникла необходимость кардинального изменения концептуальных подходов к организации деятельности, направленной на формирование здоровья воспитанников, культуры здорового образа жизни, использование современных, научно-обоснованных и апробированных методик и технологий. Одна из таких оздоровительно - развивающих технологий положена в основу программы "Здравствуй!" М.Л. Лазарева, которая адаптируется в нашем ДОУ в группах дошкольного возраста.

Целью оздоровительной программы "Здравствуй" является создание у детей устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья.

В данную программу входят не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребёнка. При этом все занятия курса построены на обширном сказочном материале, отражают и формируют внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей.

Особую роль в занятиях играет музыка, которая впервые является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса.

В основу оздоровительного занятия положен вокально-речевой тренинг, сопровождаемый нагрузкой на одну или несколько функциональных сфер. Каждое занятие содержит познавательный материал в виде сказок о здоровье в сочетании с практическими заданиями, направленными на укрепление функциональных систем организма.

Основной сюжетной линией всего сказочного материала является исцеление главного героя - Фырки-хлюпика. Содержание занятий простроены таким образом, что на примере волшебных превращений Фырки, дети знакомятся с явлениями, которые составляют базовый комплекс здоровья.

Восстановление и формирование правильного дыхания - это главная цель данного занятия. При этом мы решаем и такие задачи, как нормализация дыхания, увеличение силы дыхательных мышц.

Структура занятия состоит из следующих этапов:

- мотивация;

- слушание песни;

- исполнение песни с движением;

- правила хорошего дыхания;

- исследовательская работа с зеркалами;

- дыхательная гимнастика;

- опыт с воздушными шарами;

- игра "Охота";

- самомассаж "Улитка";

- упражнение "Насос";

- игра "Футбол";

- закрепление правил хорошего дыхания;

- рефлексия.

Вид занятия: оздоровительно-познавательное.

Группа: средняя.

Тема: "Воздушный волшебник".

Цель: Улучшить функцию внешнего дыхания ребёнка.

Задачи.

Обучающие.

1. Закрепить и конкретизировать знания о том, что дыхание основа жизни, об основных функциях носа.

2. Способствовать освоению детьми первичных приёмов дыхательной гимнастики и правил носового дыхания.

Развивающие.

1. Развитие познавательных интересов, творческих способностей.

Воспитательные.

1. Способствовать воспитанию основ культуры здорового образа жизни.

2. Содействовать воспитанию культуры общения.

Валеологические.

1. Создание условий по сохранению и укреплению здоровья детей.

Оборудование: портреты учителей здоровья, зеркала по количеству детей, пластиковые стаканчики с запахами, плакат с изображением легких человека, воздушные шарики, куклы Йоник, Фырка.

Ход занятия

Традиционный ритуал приветствия:

- Ребята, давайте встанем в круг и как обычно начнем Урок Здоровья с приветствия. А поможет нам песенка "Музыка, здравствуй!".

(Дети исполняют песенку, проходят и садятся на свои места)

Ответьте мне на такой вопрос: "Вы хотите быть здоровыми?" Кто помогает нам сохранить и улучшить наше здоровье?

- Вы знаете, к нам уже много приходило учителей здоровья и я немного запуталась, помогите мне вспомнить их и то чему они нас учили.

(Детям, по очереди, предлагается найти портрет учителя здоровья и вспомнить чему он нас учил).

- Вот спасибо вам. А сегодня мы познакомимся еще с одним учителем здоровья, но что-то я его не вижу, а вы его не встречали?

(Воспитатель начинает чихать)

- Ой, кто это меня щекочет?

(Из-за ширмы появляется Йоник)

- Это я Йоник, сын воздуха. Я прилетел из страны Эфирии.

Чтобы вы быстрей проснулись,
Потянулись, улыбнулись,
Я тебе сейчас спою,
Слушай песенку мою.

(Йоник исполняет песенку с помощью музыкальногоруководителя).

Йоник я, воздушный шарик 1-2-3,
Йоник легкий, как фонарик, посмотри.
Я по небу вместе с ветром полечу,
Всех ребят дышать свободно научу.
Посмотрите, дети, как дышу:
Носом я вдыхаю не спешу!
Я на вдохе рёбра развожу,
За своим дыханием слежу.

Йоник предлагает детям встать и подпевая слова из песни выполнять движения. По окончании исполнения дети проходят на свои места. Воспитатель обращается к Йонику:

- Йоник, какой секрет здоровья ты хочешь открыть ребятам? Чему хочешь их научить?

- Я – воздушный волшебник, могу научить вас правильно дышать.

Воспитатель обращается к детям:

- Ребята, а разве мы не умеем дышать?

Йоник соглашается с детьми:

- Умеете, но нужно знать некоторые правила, чтобы дышать лучше.

1 правило - дыши носом

2 правило - не поднимай плечи при вдохе

3 правило - в дыхании должен активно участвовать живот.

- Подожди, подожди Йоник, я ничего не запомнила а вы, дети? (Дети вспоминают правила по мере возможности)

- Я буду заниматься с вами каждую неделю, - говорит Йоник, - и вы всё запомните и научитесь правильно дышать. Но для начала ответьте мне на вопрос, для чего же нужен нос? (Дышать, нюхать, сморкаться, чихать)

Воспитатель обращается к детям:

Вы всё правильно отметили, а теперь возьмите зеркала и рассмотрите внимательно свой нос. (Дети рассматривают воспитатель комментирует). Воздух попадая в нос проходит через два коридора, стенки которых покрыты волосками, видите?

Йоник спрашивает у детей о том, знают ли они для чего нужны волоски в носовых проходах? (волоски выполняют роль охранников, они не пропускают в нос пылинки и микробы, когда пыли и микробов набирается много, мы чихаем и наш нос очищается). (Дети кладут зеркала на место).

Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда воздух прошел по двум коридорам, очистился и согрелся он попадает к нам в легкие (вывешивается картина с изображением органов дыхания человека), воспитатель рассказывает о том, что когда мы вдыхаем легкие расширяются, а когда выдыхаем – сужаются, поэтому похожи на воздушный шарик. (Воспитатель показывает опыт с воздушными шарами, комментируя и ассоциируя их с лёгкими).

Йоник хвалит ребят и предлагает им провести дыхательную гимнастику, чтобы научиться правильно дышать носом. Воспитатель объясняет задание:

- Вам нужно встать парами. Возьмитесь за руки и глядя в глаза улыбнитесь друг другу.

1 упражнение - "Шарик надулся и лопнул": положить руки на живот, сделать вдох, ощущая, что живот надувается, как шар, на выдохе произносить "ш-ш-ш".

2 упражнение - "Жуки": встать спинками друг к другу, одну руку положить на грудь, другую на живот. На продолжительном выдохе произносить звук "ж".

3 упражнение - "Пение лягушки": повернуться лицом друг к другу, положить руки на живот, на выдохе активно работать диафрагмой, произносить звук "ква".

- Молодцы, ребята, всё выполняли правильно, соблюдали все правила.

Дышали, носиком вдыхали,
Плечики свои не поднимали,
И животик ваш дышал -
Вам здоровье сберегал.

Воспитатель задаёт проблемный вопрос: "Как вы узнаете, что мама печёт булочки на кухне, если вы находитесь в другой комнате? Кто поможет вам в этом? (Нос, мы почувствуем как пахнет).

Вы ребята правильно сказали, что нос нам нужен не только для того, чтобы дышать, но и для того чтобы чувствовать запахи. Особенно это важно зверькам в лесу, т. к. запах может быть сигналом опасности или пищи, без которой нельзя обойтись. Хотите попробовать поохотиться? (Дети делятся на пары, ищут пластиковые стаканчики с заданным запахом). После обсуждения появляется Фырка.

- Чем это вы тут занимаетесь? (Мы по запаху узнавали, что лежит в стаканчиках).

- А почему я ничего не чувствую? Нюхаю, нюхаю и ничего.

Воспитатель высказывает предположение о том, что Фырка простудился и у него не дышит нос. А Йоник обращается к детям с вопросом: "Могут ли они помочь Фырке советом, как вылечиться от простуды? (Погреть ноги, попить горячий чай, закапать в нос лекарство, выпить таблетку)

- Это всё правильно, но сейчас мы этого всего сделать не сможем. А есть ли какое-нибудь средство, которое поможет Фырке прямо сейчас? (Массаж)

- Не нужно мне никаких массажей, я их делать не умею,- сердится Фырка.

Воспитатель предлагает сделать его вмести с детьми.

- Кто может показать массаж "улитка" и рассказать, как его делать?

От крылечка до калитки
Три часа ползут улитки
Три часа ползли подружки
На себе таща избушки.

(Трут указательные пальцы, массируя сверху вниз и снизу вверх переносицу 10-15 раз).

-Такая улитка мне нравится,- радуется Фырка.

- Но этого мало, - говорит воспитатель,- Нужно знать ещё правила хорошего дыхания.

- Нет никаких правил, дыши себе да дыши, - сердиться Фырка.

- Ребята, помогите Фырке запомнить правила здорового дыхания. (Дети вспоминают три правила)

- Нет я лучше ртом буду дышать, - сердится Фырка. (Дети объясняют, что этого делать нельзя, микробы попадут в организм и он заболеет)

- Ничего не хочу слышать, я не люблю учиться, я люблю играть в мяч.

- А вы ребята любите играть в мяч? - спрашивает Йоник.

Воспитатель предлагает детям сыграть в футбол, но для этого нужно накачать мяч. Упражнение "Насос":

Я пыхчу как паровоз
У меня внутри насос
У меня внутри насос
Я пыхчу как паровоз.

(При первом прочтении дети пружинисто опускаются в присед, при втором прочтении - пружинисто выпрямляются).

- Ну вот, мячи готовы, проходите к футбольным полям, а вот и мячи. Вам нужно будет постараться задуть мяч в ворота.

Фырке очень нравиться такая игра, а Йоник отмечает, что у Фырки стал лучше дышать нос. Фырка благодарит детей за помощь и говорит о том, что он будет стараться выполнять правила здорового дыхания.

- Фырка, а ты их запомнил, - интересуется воспитатель.

Фырка, с помощью детей вспоминает правила.

Йоник обращается к детям, понравился ли им его Урок здоровья? А что понравилось больше всего? О чём вы расскажете дома?

Дети прощаются с Йоником, он исчезает.

Ритуал прощания проводится в кругу с песней "До свидания музыка".

Заключение

Формирование здорового образа жизни ребенка начинается уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Программа М. Лазарева "Здравствуй" направлена на оздоровление детей в детском саду и семье. Её цель - помочь педагогам организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Все занятия программы основаны на сказочном сюжете с элементами игровой деятельности.

Представленное занятие организовано, как межфункциональный тренинг детского организма, оно так же как и другие занятия программы организовано в сказочно-музыкальной форме и проходит в виде знакомства с юным учителем здоровья - Йоником. Собирательный образ хлюпика Фырки символизирует перечень реальных проблем, которые необходимо решать ребёнку на пути к достижению здоровья, в данном занятии - это проблема в области дыхания.

Решение поставленных задач направлено на гарантированный результат, а именно формирование правильного дыхания ребенка, развитие дыхательной системы, профилактику острых респираторных заболеваний.