В современных условиях развития системы образования одной из наиболее актуальных является проблема сохранения, укрепления и формирования здоровья дошкольников. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % – от образа жизни.
На фоне социальной и экологической напряжённости в стране и особенно в нашем регионе, на фоне небывалого роста болезней "цивилизации", чтобы быть здоровым, ребёнку самому нужно овладеть искусством сохранения и укрепления собственного здоровья, приобщаться к ценностям здорового образа жизни. В связи с этим возникла необходимость кардинального изменения концептуальных подходов к организации деятельности, направленной на формирование здоровья воспитанников, культуры здорового образа жизни, использование современных, научно-обоснованных и апробированных методик и технологий. Одна из таких оздоровительно - развивающих технологий положена в основу программы "Здравствуй!" М.Л. Лазарева, которая адаптируется в нашем ДОУ в группах дошкольного возраста.
Целью оздоровительной программы "Здравствуй" является создание у детей устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья.
В данную программу входят не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребёнка. При этом все занятия курса построены на обширном сказочном материале, отражают и формируют внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей.
Особую роль в занятиях играет музыка, которая впервые является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса.
В основу оздоровительного занятия положен вокально-речевой тренинг, сопровождаемый нагрузкой на одну или несколько функциональных сфер. Каждое занятие содержит познавательный материал в виде сказок о здоровье в сочетании с практическими заданиями, направленными на укрепление функциональных систем организма.
Основной сюжетной линией всего сказочного материала является исцеление главного героя - Фырки-хлюпика. Содержание занятий простроены таким образом, что на примере волшебных превращений Фырки, дети знакомятся с явлениями, которые составляют базовый комплекс здоровья.
Восстановление и формирование правильного дыхания - это главная цель данного занятия. При этом мы решаем и такие задачи, как нормализация дыхания, увеличение силы дыхательных мышц.
Структура занятия состоит из следующих этапов:
- мотивация;
- слушание песни;
- исполнение песни с движением;
- правила хорошего дыхания;
- исследовательская работа с зеркалами;
- дыхательная гимнастика;
- опыт с воздушными шарами;
- игра "Охота";
- самомассаж "Улитка";
- упражнение "Насос";
- игра "Футбол";
- закрепление правил хорошего дыхания;
- рефлексия.
Вид занятия: оздоровительно-познавательное.
Группа: средняя.
Тема: "Воздушный волшебник".
Цель: Улучшить функцию внешнего дыхания ребёнка.
Задачи.
Обучающие.
1. Закрепить и конкретизировать знания о том, что дыхание основа жизни, об основных функциях носа.
2. Способствовать освоению детьми первичных приёмов дыхательной гимнастики и правил носового дыхания.
Развивающие.
1. Развитие познавательных интересов, творческих способностей.
Воспитательные.
1. Способствовать воспитанию основ культуры здорового образа жизни.
2. Содействовать воспитанию культуры общения.
Валеологические.
1. Создание условий по сохранению и укреплению здоровья детей.
Оборудование: портреты учителей здоровья, зеркала по количеству детей, пластиковые стаканчики с запахами, плакат с изображением легких человека, воздушные шарики, куклы Йоник, Фырка.
Ход занятия
Традиционный ритуал приветствия:
- Ребята, давайте встанем в круг и как обычно начнем Урок Здоровья с приветствия. А поможет нам песенка "Музыка, здравствуй!".
(Дети исполняют песенку, проходят и садятся на свои места)
Ответьте мне на такой вопрос: "Вы хотите быть здоровыми?" Кто помогает нам сохранить и улучшить наше здоровье?
- Вы знаете, к нам уже много приходило учителей здоровья и я немного запуталась, помогите мне вспомнить их и то чему они нас учили.
(Детям, по очереди, предлагается найти портрет учителя здоровья и вспомнить чему он нас учил).
- Вот спасибо вам. А сегодня мы познакомимся еще с одним учителем здоровья, но что-то я его не вижу, а вы его не встречали?
(Воспитатель начинает чихать)
- Ой, кто это меня щекочет?
(Из-за ширмы появляется Йоник)
- Это я Йоник, сын воздуха. Я прилетел из страны Эфирии.
Чтобы вы быстрей проснулись,
Потянулись, улыбнулись,
Я тебе сейчас спою,
Слушай песенку мою.
(Йоник исполняет песенку с помощью музыкальногоруководителя).
Йоник я, воздушный шарик 1-2-3,
Йоник легкий, как фонарик, посмотри.
Я по небу вместе с ветром полечу,
Всех ребят дышать свободно научу.
Посмотрите, дети, как дышу:
Носом я вдыхаю не спешу!
Я на вдохе рёбра развожу,
За своим дыханием слежу.
Йоник предлагает детям встать и подпевая слова из песни выполнять движения. По окончании исполнения дети проходят на свои места. Воспитатель обращается к Йонику:
- Йоник, какой секрет здоровья ты хочешь открыть ребятам? Чему хочешь их научить?
- Я – воздушный волшебник, могу научить вас правильно дышать.
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята, а разве мы не умеем дышать?
Йоник соглашается с детьми:
- Умеете, но нужно знать некоторые правила, чтобы дышать лучше.
1 правило - дыши носом
2 правило - не поднимай плечи при вдохе
3 правило - в дыхании должен активно участвовать живот.
- Подожди, подожди Йоник, я ничего не запомнила а вы, дети? (Дети вспоминают правила по мере возможности)
- Я буду заниматься с вами каждую неделю, - говорит Йоник, - и вы всё запомните и научитесь правильно дышать. Но для начала ответьте мне на вопрос, для чего же нужен нос? (Дышать, нюхать, сморкаться, чихать)
Воспитатель обращается к детям:
Вы всё правильно отметили, а теперь возьмите зеркала и рассмотрите внимательно свой нос. (Дети рассматривают воспитатель комментирует). Воздух попадая в нос проходит через два коридора, стенки которых покрыты волосками, видите?
Йоник спрашивает у детей о том, знают ли они для чего нужны волоски в носовых проходах? (волоски выполняют роль охранников, они не пропускают в нос пылинки и микробы, когда пыли и микробов набирается много, мы чихаем и наш нос очищается). (Дети кладут зеркала на место).
Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда воздух прошел по двум коридорам, очистился и согрелся он попадает к нам в легкие (вывешивается картина с изображением органов дыхания человека), воспитатель рассказывает о том, что когда мы вдыхаем легкие расширяются, а когда выдыхаем – сужаются, поэтому похожи на воздушный шарик. (Воспитатель показывает опыт с воздушными шарами, комментируя и ассоциируя их с лёгкими).
Йоник хвалит ребят и предлагает им провести дыхательную гимнастику, чтобы научиться правильно дышать носом. Воспитатель объясняет задание:
- Вам нужно встать парами. Возьмитесь за руки и глядя в глаза улыбнитесь друг другу.
1 упражнение - "Шарик надулся и лопнул": положить руки на живот, сделать вдох, ощущая, что живот надувается, как шар, на выдохе произносить "ш-ш-ш".
2 упражнение - "Жуки": встать спинками друг к другу, одну руку положить на грудь, другую на живот. На продолжительном выдохе произносить звук "ж".
3 упражнение - "Пение лягушки": повернуться лицом друг к другу, положить руки на живот, на выдохе активно работать диафрагмой, произносить звук "ква".
- Молодцы, ребята, всё выполняли правильно, соблюдали все правила.
Дышали, носиком вдыхали,
Плечики свои не поднимали,
И животик ваш дышал -
Вам здоровье сберегал.
Воспитатель задаёт проблемный вопрос: "Как вы узнаете, что мама печёт булочки на кухне, если вы находитесь в другой комнате? Кто поможет вам в этом? (Нос, мы почувствуем как пахнет).
Вы ребята правильно сказали, что нос нам нужен не только для того, чтобы дышать, но и для того чтобы чувствовать запахи. Особенно это важно зверькам в лесу, т. к. запах может быть сигналом опасности или пищи, без которой нельзя обойтись. Хотите попробовать поохотиться? (Дети делятся на пары, ищут пластиковые стаканчики с заданным запахом). После обсуждения появляется Фырка.
- Чем это вы тут занимаетесь? (Мы по запаху узнавали, что лежит в стаканчиках).
- А почему я ничего не чувствую? Нюхаю, нюхаю и ничего.
Воспитатель высказывает предположение о том, что Фырка простудился и у него не дышит нос. А Йоник обращается к детям с вопросом: "Могут ли они помочь Фырке советом, как вылечиться от простуды? (Погреть ноги, попить горячий чай, закапать в нос лекарство, выпить таблетку)
- Это всё правильно, но сейчас мы этого всего сделать не сможем. А есть ли какое-нибудь средство, которое поможет Фырке прямо сейчас? (Массаж)
- Не нужно мне никаких массажей, я их делать не умею,- сердится Фырка.
Воспитатель предлагает сделать его вмести с детьми.
- Кто может показать массаж "улитка" и рассказать, как его делать?
От крылечка до калитки
Три часа ползут улитки
Три часа ползли подружки
На себе таща избушки.
(Трут указательные пальцы, массируя сверху вниз и снизу вверх переносицу 10-15 раз).
-Такая улитка мне нравится,- радуется Фырка.
- Но этого мало, - говорит воспитатель,- Нужно знать ещё правила хорошего дыхания.
- Нет никаких правил, дыши себе да дыши, - сердиться Фырка.
- Ребята, помогите Фырке запомнить правила здорового дыхания. (Дети вспоминают три правила)
- Нет я лучше ртом буду дышать, - сердится Фырка. (Дети объясняют, что этого делать нельзя, микробы попадут в организм и он заболеет)
- Ничего не хочу слышать, я не люблю учиться, я люблю играть в мяч.
- А вы ребята любите играть в мяч? - спрашивает Йоник.
Воспитатель предлагает детям сыграть в футбол, но для этого нужно накачать мяч. Упражнение "Насос":
Я пыхчу как паровоз
У меня внутри насос
У меня внутри насос
Я пыхчу как паровоз.
(При первом прочтении дети пружинисто опускаются в присед, при втором прочтении - пружинисто выпрямляются).
- Ну вот, мячи готовы, проходите к футбольным полям, а вот и мячи. Вам нужно будет постараться задуть мяч в ворота.
Фырке очень нравиться такая игра, а Йоник отмечает, что у Фырки стал лучше дышать нос. Фырка благодарит детей за помощь и говорит о том, что он будет стараться выполнять правила здорового дыхания.
- Фырка, а ты их запомнил, - интересуется воспитатель.
Фырка, с помощью детей вспоминает правила.
Йоник обращается к детям, понравился ли им его Урок здоровья? А что понравилось больше всего? О чём вы расскажете дома?
Дети прощаются с Йоником, он исчезает.
Ритуал прощания проводится в кругу с песней "До свидания музыка".
Заключение
Формирование здорового образа жизни ребенка начинается уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Программа М. Лазарева "Здравствуй" направлена на оздоровление детей в детском саду и семье. Её цель - помочь педагогам организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Все занятия программы основаны на сказочном сюжете с элементами игровой деятельности.
Представленное занятие организовано, как межфункциональный тренинг детского организма, оно так же как и другие занятия программы организовано в сказочно-музыкальной форме и проходит в виде знакомства с юным учителем здоровья - Йоником. Собирательный образ хлюпика Фырки символизирует перечень реальных проблем, которые необходимо решать ребёнку на пути к достижению здоровья, в данном занятии - это проблема в области дыхания.
Решение поставленных задач направлено на гарантированный результат, а именно формирование правильного дыхания ребенка, развитие дыхательной системы, профилактику острых респираторных заболеваний.