Урок русского языка во 2-м классе "Развитие умения образовывать слова с помощью приставок и находить в словах приставку"

Разделы: Начальная школа


Тема: Развитие умения образовывать слова с помощью приставок и находить в словах приставки.

Цель: Развивать умения образовывать слова с помощью приставок и различать в словах приставки. Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость. Воспитывать в детях чувства коллективизма и дружбы.

Оборудование: фонограмма классической музыки, словари, орфографические часы, карточки с заданиями  светофорики, рисунки-  заяц, обезьяна, котенок, медведь.

Ход урока

1. Организационный момент.

На фоне классической музыки учитель дает установку на хорошее: 

– Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь вас видеть, ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет всем нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Дети: веселым, интересным, чтобы узнали что-то новое.

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: мы продолжим путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству. Сегодня мы будем образовывать новые слова, работать над составом слова.

3. Пятиминутка чистописания.

Учитель: я думаю, нам придется многому удивляться. А какой звук произносится, когда мы удивляемся?

Дети:  о-о-о!?

Учитель: вот поэтому мы сегодня вспомним, как пишется строчная буква О и нарисуем волшебные очки. Дайте характеристику этому звуку.

Дети: буква О обозначает звук (О). он гласный, бывает ударный и безударный.

(подготовка к письму – массаж пальцев)

(письмо в тетрадях о-оо-о-ооо-о)

4. Словарная работа.

1) Выписать слова, в которых нет приставок

Заб-г, зап-х, за-ц, занос.

Учитель: почему выписали одно слово – заяц? Докажите. Вставьте и объясните постановку гласных в словах (проверочные слова?). Это слово относится к словарным словам.

Учитель: мы познакомимся с написанием слова заяц и вспомним правописание еще нескольких слов – названий животных.

Откройте словарики на букве з и найдите слово заяц, запишите его, обозначьте ударение и подчеркните безударную гласную. 

(у детей на партах карточки с заданиями: С_БАЧКА, М_ДВЕДЬ)                     

Вставьте пропущенную гласную букву.

(проверка на орфографических часах).

3) Учитель: откуда пришли эти слова?

Заранее подготовленные ученики: Заяц – (польский) – прыгун; собака – (древнерусский) – существо, собственность; медведь – (древнерусский) – ведает мед.

Звуко-буквенный анализ слова заяц устно.

Дети: 2 слога, 1-й ударный, 4 буквы, 5 звуков (з, а, й, а, ц), 2 гласных, 3 согласных.

Запись однокоренных слов (составленных детьми) – заячий, зайчиха, заюшка, зайчата.

Когда так говорят (на доске записи): Заячья душа (о трусливом человеке); убить двух зайцев (выполнить два дела одновременно). Запишите эти словосочетания, выделите орфограмму.

5. Физкультминутка. (Упражнения на осанку и внимание). Я называю слова. Если есть в них приставки – руки поднимаем вверх и высоко – хлопок, если ее нет – присесть.

Заговорил, побежал, шел, забросил, писал, поздоровался, приход.

Повторение изученного о приставках.

1) на доске схема, дорисовать приставку.

рис.2

2) Вспомним правило о приставке:

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.

6. Упражнения в образовании слов при помощи приставок.

1) Групповая работа: 1-й ряд – образовать слова с помощью приставок  с корнем – корм-; 2-й ряд – с корнем – звон-;  3-й ряд – с корнем – свет-.

(От каждого ряда по одному человеку у доски выполняют это же задание). Проверка. Устно составьте по одному предложению с любым из этих слов.

2) Работа в парах. Игра «Кто больше?». (На каждый ряд раздаются листочки, на которых записаны разные корни слов и приставки). Дети составляют слова и передают листочки дальше по ряду. Подведение итогов.

7. Физкультминутка на развитие  внимания и зрения. (На фоне тихой музыки)

Закройте глаза. Откройте.

Опишите глазами фигуры на плакате (8 раз)

8. Упражнение в нахождении приставки.

1) упражнение №135, стр. 85 учебника.

Учитель: Какое значение вносит в слово приставка при-? (нахождение вблизи чего- либо); приставка до-? (завершенность действия). Упражнение выполняется по «шагам», данным к упражнению.

9. Итог урока.

1) Учитель: к нам на урок пришли ОБЕЗЬЯНКА и КОТИК (рисунки). Побывав на нашем уроке, они стали спорить. Вы должны их помирить и ответить: кто из них прав – нарисовать такую рожицу, кто правильно говорит.

  • Обезьянка – Приставка – это часть предложения.
  • Котик – Приставка – это часть слова.
  • Обезьянка – При помощи приставки образуются новые слова.
  • Котик – Приставки служат для связи слов в предложении.
  • Обезьянка – Приставка пишется перед корнем.
  • Котик – Приставка пишется после корня.
  • Обезьянка – Приставка пишется отдельно от слова.
  • Котик – Приставка пишется слитно с корнем.

Проверка по доске.

рис.1

2) Учитель: как видите – победила дружба. Дружба помогает справляться с любыми трудностями. Я желаю вам, чтобы вы всегда оставались такими же дружными, какими были на уроке. Довольны ли вы сегодняшним уроком?

9. Домашнее задание. Упражнение №134 стр. 84, спишите предложения, выделите приставки в словах.