Цель: познакомить обучающимся с произведениями искусства об Отечественной войне 1812 года. Показать значимость Отечественной войны 1812 года для развития национального самосознания и искусства.
Задачи:
- познакомить обучающихся с произведениями искусства, посвященными войне 1812 года; особенностями архитектуры и живописи 1 половины 19 века.
- патриотизма, уважительного отношения к прошлому, понимание связи прошлого и настоящего, гордости за подвиг предков.
- развивать навыки целеполагания, работы обучающихся с дополнительной литературой, отбора и систематизации материала, анализа произведения искусства, творческие способности, самостоятельности и ответственности.
Тип урока: изучения нового материала, интегрированный.
Методы: рассказ учителя, подготовка сообщений, заполнение таблицы, постановка проблемных заданий, анализ произведений искусства по алгоритму, выполнение работ по ИЗО.
Оборудование.
1. Презентация по теме урока.
2. Раздаточный материал с вопросами, алгоритмом, формой таблицы, тестами.
3. Использование интерактивной доски.
Литература
1. А.Н. Боханов “История России. 19 век”, учебное пособие, М., “Русское слово”, 2004.
2. Г.Р.Косова “Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР”, М.
3. “История России, 19 век”, поурочные рекомендации, М., “Просвещение”, 2005.
4. “Бородино.1812 год”, к 175-летию Бородинского сражения, М., “Мысль”.
5. В. В. Верещагин “Повести, очерки, воспоминания”, М., “Советская Россия”, 1990
6. “Художник Верещагин. Наполеон в России.1812”, Тверское агенство “Созвездие”, 1993 год.
7. Г.Д. Бурдей “История России 19 века”. Саратов, “Лицей”, 1999 г.
8. О. Михайлов “Славный год войны народной”. М., “Д. Л.”, 1990 г.
Эпиграф:
“Подлинную историю России открывает собой лишь 1812 год”. А.И. Герцен
Ход урока
Организационный момент.
Учитель ИЗО: Одно из величайших произведений, посвященных войне 1812 года, роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир”. Сейчас вы посмотрите фрагмент одноименного кинофильма Сергея Бондарчука.
Скажите, на какие вопросы вы хотели бы получить ответы на нашем уроке?
Составление “дерева вопросов”. Обучающиеся определяют свои цели урока и прикрепляют листочки на доску.
Объявление задач урока. Постановка учебных целей. В ходе урока вы должны будете ответить на следующие вопросы:Почему тема войны 1812 года стала центральной темой в творчестве многих деятелей искусства? 2. В каких видах
искусства эта тема нашла отражение? 3.почему эта тема остаётся актуальной и сегодня?
Заполнить таблицу:
Автор | Вид искусства | Произведения | Сюжет, особенности |
Объяснить эпиграф урока.
Выбрать тему работы по ИЗО.
Составить словарь урока: батальный жанр, русско-византийский стиль, станковая живопись, портрет, имперский стиль, панорамная живопись.
Учитель истории: Какое значение имела война 1812 года? Как ее назвали? Почему?
Выполнение фронтально упражнения “Четвёртый лишний”.
- Даву, Мюрат, Багратион, Наполеон.
- Смоленск, Бородино, Петербург, Малоярославец.
- Кутузов, Ней, Барклай-де-Толли, Витгенштейн.
- Кожина, Давыдов, Фигнер, Дорохов.
Что объединяет все эти имена?
Эпоха Отечественной войны 1812 года оказала огромное влияние на развитие русской национальной культуры. Патриотический подъем, охвативший все русское общество, пробудил интерес ко всему отечественному, народному, к истории. Участники войны стали настоящими героями для всей России. Война явилась началом новой эпохи, ознаменовавшейся патриотическим и нравственным подъемом нации. С этой эпохой связано начало реалистического направления в литературе и искусстве.
События “войны народной” получили достойное отражение в поэзии, прозе, изобразительном искусстве, музыке.
Подвиг народа, тема Родины, так сильно зазвучавшая тогда, вдохновляла и вдохновляет поэтов и писателей, художников и музыкантов.
Яркое и глубокое отражение Отечественная война 1812 года и ее главное событие – Бородинское сражение, получили в литературе.
Сообщение. Литература в годы войны. (Приложение 1)
Учитель ИЗО: Великая победа нашла отражение и в архитектуре. В память о ней русские столицы и города украсились новыми памятниками в стиле ампир.
Поздний классицизм принято называть имперским стилем или ампир. Он зародился во Франции и ориентировался на формы искусства императорского Рима. В России этот стиль утверждается после победы в войне 1812 года и способствует утверждению национальной гордости победителей через архитектурные формы. Особенностями русского ампира было сочетание симметрии, регламентированности со смелостью пространственных решений и градостроительным размахом. Декоративные элементы петербургского ампира составлялись в основном из элементов древнеримского военного снаряжения: легионерских знаков с орлами, связок копий, щитов, топоров, пучков стрел.
Чистые поля поверхности стен и узкие орнаментальные пояса подчеркивались цветом - бледно-желтым для зданий и белым для фронтонов, пилястров и других деталей архитектурного декора.
Главным выразителем идей русского ампира был архитектор Карл России. (Объяснение сопровождается просмотром видеофрагмента). Он построил тринадцать площадей и двенадцать улиц в центре Петербурга. Именно он создает образ имперского города – столицы Санкт-Петербурга.
Учитель истории: В 1829 году ансамбль Дворцовой площади был дополнен одним из первых памятников в честь победы зданием Главного штаба. Сохранив существовавшую криволинейность южной стороны площади, Росси размещает там два громадных корпуса, соединенные аркой. Благодаря упругому изгибу фасада архитектура Главного штаба приобрела ярко выраженную динамичность, что позволило композиционно сблизить Главный штаб с барочным Зимним дворцом. Достижению той же цели способствовали другие архитектурные приемы: разделение фасада штаба на два яруса, как и Зимнего; декоративность ордера; многочисленные скульптурные детали и затейливый фриз арки Главного штаба. Мастерство Росси как градостроителя особенно ярко проявилось в проектировании колоссальной арки, символизирующей триумф России в войне против наполеоновской Франции.
Учитель ИЗО: Росси использовал систему трех арок, с помощью которых эффектно решил трудную задачу - архитектурно оформить сильный излом улицы. При этом мощным пролетом двух параллельных арок была выражена героическая, торжествующая
тема победы. Она усиливалась наличием монументальной скульптуры. У подножия арки на пьедесталах установлены горельефные композиции из воинских доспехов. На втором ярусе арки между колоннами помещены фигуры воинов, олицетворяющие разные поколения русских людей, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Здание украшено также рельефными изображениями летящих Слав с лавровыми венками в руках. Великолепным завершением всей этой триумфальной, полной героического пафоса композиции служит изображение колесницы Победы, выделяющейся на фоне неба и как бы парящей над городом. В центре ее – аллегорическая статуя Победы в образе крылатой женщины с эмблемой государства и лавровым венком в руках.
Учитель истории: Огромным полукругом охватило здание Главного штаба Дворцовую площадь. Это здание-рекордсмен! Его длиннущий в 580 метров, фасад - самый длинный в Европе! Одних только окон около 4 тысяч. Немало интересного создали строители и внутри здания. Александровский завод отлил по заказу Росси 22 металлические колонны, стропила, шкафы. На грандиозной парадной лестнице установлены памятники полководцам. Для них император отдал старые медные пушки. Получилось так, что пушки, гремевшие под Полтавой и на Бородинском поле, пушки, захваченные у турок, шведов, французов, стали памятниками русским полководцам: Петру, Суворову, Кутузову. Памятник Кутузову массивный, непоколебимый и внизу фраза полководца, сказанная под Тарутином: “Теперь ни шагу далее…”.
Сообщение. Александрийская колонна. (Приложение 2)
Учитель ИЗО: По римской традиции в честь Победы были сооружены и триумфальные арки: Невские ворота в Петербурге (архитекторы и скульпторы
Демут-Малиновский, Пименов, Клодт, Токарев, Крылов) и Триумфальная арка в Москве (Витали, Тимофеев). Победе в Отечественной войне 1812 года посвящен
один из самых торжественных и величественных залов Московского Кремля - Георгиевский. (Архитекторы и скульпторы Логановский, Витали, Клодт).
В 1837 году перед Казанским собором, воздвигнутым в честь изгнания интервентов в Смутное время, появились памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толи (Скульптор Орловский).
Казанский собор после Отечественной войны 1812 года стал военным мемориалом. Здесь размещались трофейные знамена и ключи от сдавшихся русским армиям городов. Сюда же привезли в июне 1813 года сердце М.И. Кутузова.
Учитель истории: На волне патриотических настроений меняется к середине века и стиль архитектуры. Это хорошо видно на примере проектов храма Христа Спасителя, который также строился как памятник воинам, погибшим в войне 1812 года. Первый проект архитектора Витберга, победивший в конкурсе, объявленном при Александре I, был выполнен в классическом, ампирном духе, но этот проект остался неосуществленным. Второй этап конкурса был проведен уже при императоре Николае I, и его победителем стал проект Константина Тона - пятиглавый храм с золотыми куполами, как тогда говорили, в “русско-византийском стиле”, который был призван выразить могущество России. Его строили с 1837 по 1889 год, в сборе средств на строительство храма принимали участие все русские люди.
Учитель ИЗО: Название стиля обусловлено применением характерного русского пятиглавия, использованием узких арочных окон, архитектурного декора русского и византийского происхождения. Все это подчинялось строгим пропорциям и симметрии классицизма.
Торжественное освящение храма состоялось в 1883 году. В его строительстве участвовали многие талантливые русские скульпторы, художники, инженеры, литейщики, резчики. В храме было установлено 177 мраморных досок с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены и имена людей, пожертвовавших сбережения на дело победы. Величественная 100 – метровая громада храма органично вписалась в силуэт Москвы.
Тема Отечественной войны 1812 года нашла широкое отражение и в произведениях художников.
Сообщение. Портретная живопись о героях войны 1812 года.
Одним из первых создает портреты героев-партизан Василисы Кожиной и Герасима Курина художник Смирнов (стр.43). Его кисти принадлежит и полотно “Пожар Москвы”. Удалось передать ощущение тревоги, вызвать чувства горечи и бессилия, которые возникают у каждого при виде горящего города. В 1813 году художник Волков пишет портрет Кутузова (стр.42) в традициях 18 века не ставилось задачи раскрыть душевное состояние человека. Перед нами образ идеального воина, величавого и мудрого. Более жизненное изображение Кутузова принадлежит кисти Орловского. Автор не идеализирует внешность полководца: полный пожилой генерал движется на белой лошадке в сопровождении адъютантов. Перед нами печальный человек, умеющий размышлять и чувствовать. Еще один портрет Орловский посвящает герою-партизану, поэту Денису Давыдову (стр. 46).
В 1819 году приглашают английского художника – портретиста Доу для создания национального памятника Отечественной войны - Военной галереи Зимнего дворца. За 10 лет Доу и два его русских помощника - Поляков и Голике – написали 332 портрета русских генералов - участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии. Многие приезжали в Петербург, чтобы позировать, другие посылали написанные ранее портреты, которые Доу копировал в нужном формате.
Для Военной галереи в Зимнем дворце был специально подготовлен парадный зал, потолок его был украшен декоративной росписью, на стенах в пять рядов в золоченых рамах размещены портреты. Изображений 13 человек так и не нашли, и рамы с их фамилиями затянуты зеленым шелком.
Более 300 портретов участников войны! Тем не менее художникам удалось сохранить индивидуальность каждого, подобрать точные детали и вместе с тем передать общее настроение, “воинскую отвагу начальников народных наших сил”, создать своеобразный памятник эпохе (стр.41, портреты Барклай-де Толли и Багратиона).
Сообщение. Художники–баталисты о войне 1812 года.
Немецкий баталист Хесс получил заказ написать серию картин о наиболее крупных сражениях войны. Он очень добросовестно отнесся к заказу: посетил места сражений, изучил документы и свидетельства очевидцев. В ноябре 1843 года он закончил картину “Сражение при Бородине” (стр. 43).
При общей холодности и красочности в картине заметны признаки сближения академической батальной живописи с реалистической. Это и пейзажи, написанные с натуры, и точное портретное изображение исторических лиц, которые представлены уже не откровенно позирующими, их действия и позы подчиняются реальной обстановке боя. Картины Хесса об Отечественной войне 1812 года вызывали восторг современников: “… по ним потомки увидят наше время”.
Учитель истории: Настоящим реформатором батальной живописи был наш земляк Василий Васильевич Верещагин. О нем родоначальник передвижничества И.Н. Крамской сказал: “Верещагин – явление, высоко поднимающее дух русского человека”.
Цикл работ “1812 год” В.В. Верещагина, в которой он стремится показать национальный дух народа, его и героизм в борьбе с врагом, хранится в нашем городском музее. Верещагин с огромным энтузиазмом окунулся в работу: он написал книгу “Наполеон в России. 1812 год”. Книга необычна. Это итог работы историка и начало работы художника. Случай в русской культуре уникальный. Познакомимся с работами Верещагина.
Слово великому художнику.
Представление работ: “Перед Москвой - ожидание депутации бояр” (стр. 202).
“Не замай! - Дай подойти!” (стр.258).
“В штыки! Ура! Ура!” (стр.268).
Учитель истории: Грандиозный памятник победе в войне 1812 года создает художник – баталист Рубо в 1912 году.
Сообщение. “Бородинская битва. Панорама. Полдень 26 августа”.
Учитель ИЗО: Тема войны 1812 года нашла отражение и в графике, и в политической карикатуре, и в ДПИ. Тема эта привлекает и художников последующих поколений, и наших современников. Событие это оставило глубокий след в истории, и продолжает волновать нас, живущих сегодня.
Завершение работы с таблицей.
Назовите картины, о которых были написаны следующие стихотворные строки:
“Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля…”.
(Верещагин “Перед Москвой – ожидание депутации бояр”).
Учитель истории:
“Все истребилось, и сожглися
Гостиный двор и Арсенал,
Сам Кремль с Китаем сотряслися,
И сам царь-колокол упал”.
(Олендорф “Пожар Москвы в 1812 году”).
Учитель истории:
“У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокий..
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года”.
С каким историческим событием связано содержание этого отрывка?
Как называется помещение и где оно находится? Кто такой Доу? Чем он Знаменит?
Учитель ИЗО: О ком эти строки?
“Всю жизнь любил он рисовать войну.
Беззвездной ночью наскочив на мину,
Он вместе с кораблем пошел ко дну,
Не дописав последнюю картину”. (Симонов К.)
Как вы думаете, для чего Верещагин писал войну?
Учитель истории: Работа с “деревом вопросов”. Ответы на вопросы урока.
Письменный ответ: объяснение эпиграфа урока или написание синквейна по теме. Написание мини сочинения по теме “Как вы думаете, почему война 1812 года стала одной из главных тем в произведениях русского искусства?”
Выполнение индивидуальных заданий по вариантам.
Проверка работ.
Выбор работы по ИЗО. Выполнение работ:
- выполнение атрибутики войны 1812 года;
- изображение военного обмундирования;
- рисунок архитектурного памятника, посвященного Отечественной войне 1812 года.
Экспресс-выставка по результатам работы на уроке.