Цели урока.
Образовательные:
- актуализировать и систематизировать имеющиеся знания обучающихся по теме “Обращение”;
- контроль сформированности орфографических и пунктуационных умений и навыков по пройденной теме;
- обеспечить усвоение обучающимися основных правил правописания;
- закрепить знания об обращении, уметь отличать обращение от подлежащего;
- развитие логических умений: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал.
Развивающие:
- продолжить работу по развитию мыслительных процессов, развитие связной речи обучающихся, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- воспитание стремления к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю через чувства уважения, любви и гордости к родному языку, способствовать достижению успеха в деятельности каждого обучающегося.
Приобретаемые навыки: умение отличать обращение от подлежащего, использовать звательную интонацию, обособлять обращение в предложении.
Формирование и развитие компетенций: коммуникативной, языковой, гражданской, ценностно-смысловой, познавательной.
Метапредметные связи: литература.
1. Орг. момент.
2. Разминка. Попробуем разгадать кроссворд.
1. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (омонимы).
2. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время и способ действия (обстоятельство).
3. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания (фразеология).
4. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (антонимы).
5. Главный член предложения (подлежащие).
6. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст).
7. Раздел науки о языке, в котором изучаются строение и значение словосочетаний и предложений (синтаксис).
8. Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения (синонимы).
9. Словарный состав языка (лексика).
Какое слово прочитывается по вертикали? (Обращение).
Записываем число и тему урока:
“Обращение и знаки препинания при нём.”
3. Стадия вызова (формулировка целей урока).
4. Смысловая стадия.
Земля родная, будь ты мне всегда мила.
Люблю твою, Россия, старину. (О-л).
Прекрасны вы, поля родной земли.
Задание: Расставить знаки препинания, подчеркнуть ГО, определить вид односоставного предложения.
Что вы можете сказать о неподчеркнутых словах?
Индивидуальные задания.
- Подготовить, пользуясь учебником, связный ответ по теме “Способы выражения обращений”.
- “Знаки препинания в предложениях с обращениями”. (Начертить схемы)
Все остальные работают с предложениями:
- Хороша Россия в ледоход весной…..
- Родина многих величайших художников: Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина - Россия.
- Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет.
- Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь.
В роли каких членов предложения выступает слово Россия? В каком предложении это слово не является членом предложения? Почему?
Слушаем ответ:
1) на тему “Способ выражения обращений”;
2) на тему “Знаки препинания в предложениях с обращением”;
3) на тему “Звательный падеж”.
Устаревший падеж русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском, в русском же исчез.
Старик - старче, князь - княже.
Закрепление темы: упражнение №356.
Заполнить таблицу №1
Предложения с обращениями. | Чем выражено обращение | Его состав | Где стоит | Знаки препинания |
Ты пахни в лицо, ветер с полудня. | Словосочетанием | Распростр. | В конце предлож. | Запятая |
Рисуй, художник вдохновенный, картины родины моей. | ||||
Привет тебе, мой край родной, с твоими тёмными лесами. | ||||
Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулась. | ||||
О Волга, колыбель моя! | ||||
Жизнью пользуйся, живущий. | ||||
А я остаюсь с тобою, родная моя сторона. |
Одновременно синтаксический разбор предложения у доски.
Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об её борта, и еле двигалась по тёмному морю.
Проверочная работа (графический диктант).
- Мать-земля родная наша, в дни беды и в дни побед нет тебя светлей и краше и желаний сердцу нет.
- Но за что тебе столько страданий, Россия?
- Спасибо, Родина, за счастье с тобою быть в пути твоём.
- Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор.
- Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал….
Подведение итогов.
Д/з 1 гр. Таблица №2
Обращение | |||
Примеры | Состав обращения | Какой частью речи выражено | Какие знаки поставили и почему |
Юные! Творите и дерзайте! | Нераспространённое | Прилагательным | ! (т.к. произносится с особой силой) |
2 гр. Из стихотворения М.Ю. Лермонтова “Смерть поэта” выписать предложения с обращением.
3 гр. Упр. №358.
Рефлексия: систематизировать информацию, полученную на уроке в схему (гроздь мыслей).
Литература
- Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. С.Г.Бархударова и др.
- Пишите, пожалуйста, грамотно. Д.Э.Розенталь. Пособие по русскому языку.
- Стандарты второго поколения. Формирование УУД в основной школе от действия к мысли. Под ред. А.Г.Асмолова. Пособие для учителя.
- Дидактические материалы по русскому языку. 8 класс. Ю.С.Пичугова и др.