Методическая разработка урока русского языка в 8-м классе

Разделы: Русский язык


Цели урока.

Образовательные:

- актуализировать и систематизировать имеющиеся знания обучающихся по теме “Обращение”;

- контроль сформированности орфографических и пунктуационных умений и навыков по пройденной теме;

- обеспечить усвоение обучающимися основных правил правописания;

- закрепить знания об обращении, уметь отличать обращение от подлежащего;

- развитие логических умений: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал.

Развивающие:

- продолжить работу по развитию мыслительных процессов, развитие связной речи обучающихся, способствовать развитию коммуникативных навыков.

Воспитательные:

- воспитание стремления к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю через чувства уважения, любви и гордости к родному языку, способствовать достижению успеха в деятельности каждого обучающегося.

Приобретаемые навыки: умение отличать обращение от подлежащего, использовать звательную интонацию, обособлять обращение в предложении.

Формирование и развитие компетенций: коммуникативной, языковой, гражданской, ценностно-смысловой, познавательной.

Метапредметные связи: литература.

1. Орг. момент.

2. Разминка. Попробуем разгадать кроссворд.

1. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (омонимы).

2. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время и способ действия (обстоятельство).

3. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания (фразеология).

4. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (антонимы).

5. Главный член предложения (подлежащие).

6. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст).

7. Раздел науки о языке, в котором изучаются строение и значение словосочетаний и предложений (синтаксис).

8. Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения (синонимы).

9. Словарный состав языка (лексика).

Какое слово прочитывается по вертикали? (Обращение).

Записываем число и тему урока:

“Обращение и знаки препинания при нём.”

3. Стадия вызова (формулировка целей урока).

4. Смысловая стадия.

Земля родная, будь ты мне всегда мила.

Люблю твою, Россия, старину. (О-л).

Прекрасны вы, поля родной земли.

Задание: Расставить знаки препинания, подчеркнуть ГО, определить вид односоставного предложения.

Что вы можете сказать о неподчеркнутых словах?

Индивидуальные задания.

  1. Подготовить, пользуясь учебником, связный ответ по теме “Способы выражения обращений”.
  2. “Знаки препинания в предложениях с обращениями”. (Начертить схемы)

Все остальные работают с предложениями:

  1. Хороша Россия в ледоход весной…..
  2. Родина многих величайших художников: Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина - Россия.
  3. Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет.
  4. Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь.

В роли каких членов предложения выступает слово Россия? В каком предложении это слово не является членом предложения? Почему?

Слушаем ответ:

1) на тему “Способ выражения обращений”;

2) на тему “Знаки препинания в предложениях с обращением”;

3) на тему “Звательный падеж”.

Устаревший падеж русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском, в русском же исчез.

Старик - старче, князь - княже.

Закрепление темы: упражнение №356.

Заполнить таблицу №1

Предложения с обращениями. Чем выражено обращение Его состав Где стоит Знаки препинания
Ты пахни в лицо, ветер с полудня. Словосочетанием Распростр. В конце предлож. Запятая
Рисуй, художник вдохновенный, картины родины моей.        
Привет тебе, мой край родной, с твоими тёмными лесами.        
Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулась.        
О Волга, колыбель моя!        
Жизнью пользуйся, живущий.        
А я остаюсь с тобою, родная моя сторона.        

Одновременно синтаксический разбор предложения у доски.

Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об её борта, и еле двигалась по тёмному морю.

Проверочная работа (графический диктант).

  1. Мать-земля родная наша, в дни беды и в дни побед нет тебя светлей и краше и желаний сердцу нет.
  2. Но за что тебе столько страданий, Россия?
  3. Спасибо, Родина, за счастье с тобою быть в пути твоём.
  4. Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор.
  5. Родная земля!
    Назови мне такую обитель,
    Я такого угла не видал,
    Где бы сеятель твой и хранитель,
    Где бы русский мужик не стонал….

Подведение итогов.

Д/з 1 гр. Таблица №2

  Обращение    
Примеры Состав обращения Какой частью речи выражено Какие знаки поставили и почему
Юные! Творите и дерзайте! Нераспространённое Прилагательным ! (т.к. произносится с особой силой)

2 гр. Из стихотворения М.Ю. Лермонтова “Смерть поэта” выписать предложения с обращением.

3 гр. Упр. №358.

Рефлексия: систематизировать информацию, полученную на уроке в схему (гроздь мыслей).

Литература

  1. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. С.Г.Бархударова и др.
  2. Пишите, пожалуйста, грамотно. Д.Э.Розенталь. Пособие по русскому языку.
  3. Стандарты второго поколения. Формирование УУД в основной школе от действия к мысли. Под ред. А.Г.Асмолова. Пособие для учителя.
  4. Дидактические материалы по русскому языку. 8 класс. Ю.С.Пичугова и др.