Цель урока.
Обучающая.
- Дать учащимся представление о жизни в Арктике, об их особенностях.
- Познакомить с растениями и животными Арктики.
- Познакомить с видами деятельности человека.
- Обратить внимание на экологию материка.
Развивающая.
- Расширять кругозор учащихся.
- Развивать интерес к неизведанному.
Воспитывающая.
- Воспитать любовь к родной Земле.
- Воспитать бережное отношение к окружающей среде.
Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями климата Арктики, ее растениями и животными.
Оборудование: мультимедийный проектор. Презентация “Арктика”.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
- Где-то на белом свете,
Там, где всегда мороз,
Трутся об ось медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря,
Трутся об ось медведи –
Вертится Земля.
Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда!
(Слайд 2)
2. Работа над новой темой.
- К бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам пролегает наш путь. Членами нашей экспедиции являются географы, ботаники и зоологи.
- Мы знаем, что это царство холода, снега и льда. Какую одежду мы выберем для членов экспедиции?
Работа ведется в группах. Каждой группе дается раздаточный материал, в наборе карточки с различными видами одежды.
Итак, что же вы выбрали? (Меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки и шерстяные маски, закрывающие лицо). (Слайд 3)
- Найдите на карте природных зон зону арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой зоне. (Острова:Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля). (Слайд 4)
- Нашей экспедиции сегодня предстоит выяснить:
Почему здесь такие суровые условия? (Задача географов)
Какие растения встречаются в этой зоне? (Задача для ботаников)
Какие животные населяют арктическую пустыню? (Задача для зоологов)
Каждая группа получает раздаточный материал и карточку-“помощницу”.
Раздаточный материал для географов
Картины “северное сияние” и “Ледяная пустыня”.
Схемы:
Арктика – это огромное пространство …(Северного Ледовитого) океана, с …(морями) и …(островами). Солнце направляет на это пространство …(косые) лучи. Оно …(светит), но не… (греет). Зимой в Арктике …(полярная ночь). Темноту освещают: луна, звезды и …(Северное сияние). Дуют …(ветры), бушует… (пурга). Температура опускается до …(минус шестидесяти) градусов. Летом в Арктике… (полярный день), но …(тепла) тоже нет. Это зависит от географического …(положения) арктической зоны. Температура лишь на …(несколько градусов) выше …(нуля). |
Дети озвучивают затем рассказ, а учитель сопровождает его слайдами № 5, 6, 7.
Раздаточный материал для ботаников
Карточки с изображением растений: мхи, полярный мак, лишайник, голубика, брусника, морошка, планктонные растения(водоросли).
На островах прямо на голых …(камнях) встречаются …(лишайники), они очень …(малы). Также приспособились к жизни на камнях …(мхи) и …(полярные маки). В толще воды, не покрытой …(льдом), большое количество…(планктонных растений водорослей). |
Дети озвучивают свой рассказ, а учитель сопровождает его показом слайдов № 8, 9, 10, 11.
- Еще существует такой вид мха, который приспособился к жизни на льду, в морях встречаются “зеленые льдины”.
Раздаточный материал для зоологов
Карточки с изображением птиц и животных: чайки, кайры, гагарки, тупики, белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж, северный олень, кулик, заяц, пингвин.
Животных арктической зоны кормит …(море). Морскими водорослями питаются…(рачки), а ими…(рыбы). Основная пища птиц и животных – это …(рыба). На скалистых берегах собираются …(чайки), …(кайры), …(гагарки), здесь они выводят …(потомство). Птиц с небольшими клювами называют…(тупики). Все звери – прекрасные …(пловцы).от холода их защищает…(слой жира). Это …(моржи) и …(тюлени). На тюленей охотятся…(белые медведи). У них длинная густая шерсть…(белого) цвета и …(широкие) лапы, чтобы удобнее было …(передвигаться по льду и снегу). |
Дети выбирают карточки и озвучивают рассказ, учитель сопровождает их выступление слайдами № 12-20.
- В водах северных морей, где проходят теплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит. (Слайд 21)
- Итак, все научные группы хорошо работали. Можем ли назвать арктическую зону пустынной? (Ответы детей: в Арктике совсем не пусто.Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.)
Физминутка.
Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.
Продолжение новой темы.
- Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. (Слайд 22, 23, 24 ).
Проложен Северный морской путь. Так идут караваны судов. Люди занимаются рыболовством, охотой. (Слайд 25, 26)
Но не всегда делают это разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.
- Об арктическом заповеднике “Остров Врангеля” нам расскажет наш одноклассник.
Рассказ ученика.
- Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. (Слайд 27, 28)
На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. (Слайд 29)
Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь свое потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в заповедник из Америки. (Слайд 30)
Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.
Закрепление изученного материала.
- Разгадайте кроссворд и восстановите предложение “ … - царство льда и снега”. (Слайд 31)
Вопросы к кроссворду:
- Эти птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют “птичьи базары”. Этих птиц можно увидеть около реки и в нашей местности.
- Близкий родственник тюленя.
- Птицы, откладывающие яйца на голые камни.
- Это животное бывает добычей белого медведя.
- Растение полярной зоны.
- Самый крупный обитатель морей и океанов.
- Пища рыб северных морей.
Дети восстанавливают записанное предложение и читают его хором.
Подведение итогов.
- Появляется Слайд 32. Учитель читает первую часть слайда, а дети отвечают. (На слайде появляется ответ)
Домашнее задание: учебник - стр. 78-86.
Список литературы:
- http://900igr.net/photo/priroda/Arktika.
- http://images.yandex.ru
- http://nvo.ng.ru
- http://www.tvoyrebenok.ru
- Энциклопедия “Кирилл и Мефодий” 2010 г.