Занятие позволяет актуализировать знания дошкольников об известных им съедобных и ядовитых грибах нашего края; приобрести новые знания о группе несъедобных грибов; об использовании в качестве лекарства ядовитых грибов, правилах сбора грибов. Разработанная педагогом игра «Логические цепочки» включает в себя пиктограммы, обозначающие основные понятия курса. Составление ребенком логической цепочки позволяет формировать у детей целостное представление об окружающем мире, способность классифицировать объекты, умение описывать их.
Использование мультимедиа на данном занятии позволяет визуально представить грибы, растущие в лесах Урала, интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения; а также активизировать познавательную деятельность учащихся. Осуществить это можно, используя презентацию, содержащую фотографии грибов, текстовый материал (загадки), пиктограммы, обозначающие основные понятия темы. Использование мультимедиа на занятии способствует лучшему запоминанию новых терминов, помогает сделать урок ярче и многограннее.
Домашним заданием является зарисовка в «Рабочей тетради» съедобных грибов: опенка, масленка, сыроежки и груздя, что способствует формированию у дошкольников умения самостоятельно находить нужную информацию, то есть формированию информационной компетенции, а также выполнение по желанию заданий на развитие внимания и мышления.
Данное занятие входит в состав раздела «Мир природы», который включает в себя изучение царств «Мир грибов», «Мир растений» и «Мир животных». Переход от данного занятия к занятиям по изучению мира растений желательно начать с беседы о том, где растут грибы, что логично приведет к выводу, что для грибов обязательно необходимо наличие растений.
Цель занятия: развивать познавательные, умственные способности и положительные нравственные качества детей старшего дошкольного возраста, используя различные виды деятельности при изучении темы «Грибы нашего края».
Задачи
- образовательные:
- расширить и систематизировать знания воспитанников о представителях различных групп грибов;
- формировать у детей целостное представление об окружающем мире;
- воспитательные:
- воспитывать в детях бережное отношение к природе;
- приучать воспитанников заботиться о своем здоровье;
- воспитывать любовь к родному краю, произведениям народного творчества;
- развивающие:
- развивать у детей интерес к познанию окружающего мира;
- формировать у воспитанников способности логического мышления, обобщения и классифицирования;
- развивать внимание, память, восприятие.
Оборудование: у детей – «Рабочие тетради» (раздел «Человек и природа» 1 год обучения)*; цветные и простой карандаши; напечатанные листы «Рабочей тетради» для занятия «Грибы» (Приложение I); ноутбук, мультимедийный проектор, экран; наглядные пособия: «Трутовики», «Чага»; картонные мухоморы для игры «Найди гриб» – 10 шт.
Данное занятие является занятием первично-ознакомительного типа.
При организации данной формы обучения воспитанников старшего дошкольного возраста первостепенное значение имеют:
- словесный метод – беседа с детьми, рассказ педагога, чтение стихов;
- наглядный метод – рассматривание фотографий, натуральных объектов живой природы;
- метод практических заданий –
- подвижная игра «Найди гриб»,
- упражнение пальчиковой гимнастики «Грибы»;
- дидактическая игра «Логические цепочки»;
- интеллектуальная игра (отгадывание загадок);
- работа в «Рабочей тетради».
* «Рабочие тетради» разработаны автором Зудовой О.К.
1. Вводная часть.
На экране квадратик синего цвета – Слайд 2.
Педагог: Посмотрите, ребята, на экране
квадратик синего цвета. Это значит, что на
занятии мы будем знакомиться с той частью
окружающего мира, которая называется природой.
Что такое природа? (Это то, что существует
независимо от человека).
На какие части мы разделили эту часть
окружающего мира? (Живую и неживую природу)
Каким цветом мы обозначили природу живую?
К синему квадратику добавляется зеленый квадратик – Слайд 3.
Живая природа – огромный мир. Обитатели этого
мира живут в царствах. Сегодня мы с вами
отправляемся в путешествие в первое царство
живой природы.
Послушайте загадку, отгадав ее, узнаете, кто же
живет в этом царстве.
На экране появляется текст загадки – Слайд 4.
Под сосною у дорожки
Ножка есть, но нет сапожка,
Кто стоит среди травы?
Шляпка есть – нет головы?
– Правильно, это гриб. В царстве грибов мы сегодня с вами побываем.
2. Основная часть.
Педагог: Где находится это царство? Куда мы должны отправиться, чтобы повстречаться с грибами?
Слайд 5 – фото «Лес».
1 воспитанник:
В лес грибной тебя зову
Видишь, под ноги листву
Тихим утром осени.
Нам деревья бросили.
2 воспитанник:
Было лето и прошло,
А теперь в лесу светло,
Песенное, знойное,
Строже и спокойнее.
3 воспитанник:
Только белка на виду –
Витаминную еду
Все углы облазила,
Запасая на зиму.
4 воспитанник:
Под стволами двух дубов
Принесем домой грибов
Помолчим немножко.
Полное лукошко.
Педагог: Итак, давайте на наших листочках отметим место путешествия – составим логическую цепочку. Для этого приготовьте карандаши: синий, зеленый и простой.
На выданных листочках «Рабочей тетради» дети раскрашивают первый квадратик синим карандашом, второй – зеленым, затем рисуют гриб (сначала проводят горизонтальную черту, затем сверху дугу, снизу петельку) – Слайд 6.
Педагог: Путешествие наше начинается. Мы пойдем пешком, поэтому встаем и по кругу идем друг за другом, тихо и спокойно, чтобы не напугать жителей царства. Вот и добрались. Посмотрите, кто нас встречает – это же Старейшина Царства Грибов.
Слайд 7.
Выходит ребенок в шляпке белого гриба.
Гриб: Здравствуйте ребята! Зачем пожаловали?
Педагог: Мы пришли с грибами познакомиться.
Гриб: Грибы бывают разные. Вам, зачем они нужны?
Педагог: Ребята, а зачем людям нужны грибы? (Чтобы есть.)
Гриб: А, тогда вам нужны съедобные грибы. Идите на полянку, там их найдете, да не перепутайте с другими.
Педагог: Чтобы нам не перепутать, мы съедобные грибы особым знаком помечать будем.
Слайд 8. На экране появляется надпись –
1. Съедобные грибы
и знак пиктограммы, обозначающий эту группу грибов.
Педагог: Присаживайтесь на свои места и посмотрите на выданный вам лист «Рабочей тетради»: под цифрой 1 – группа съедобных грибов.
А куда же мы будем собирать эти грибы? Нам нужна корзинка – Слайд 9.
На экране появляется нарисованная корзинка.
На ваших листочках тоже корзинка нарисована. В прямоугольнике на ней нарисуйте отличительный знак съедобных грибов. В эту корзинку мы и будем собирать съедобные грибы, с которыми сейчас познакомимся.
Слайд 10 – На экране появляются загадки [2], а затем фото отгаданного гриба.
1. Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три – и вышел вон,
И стоит он на виду,
Белый, я тебя найду!
Предлагается найти на выданном листе «Рабочей тетради» белый гриб, раскрасить и отправить в корзинку, соединив его простым карандашом с ней.
Слайд 11.
2. Я родился в день дождливый
Под осиной молодой.
Круглый, гладенький, красивый
С ножкой толстой и прямой.
Появляется фото с подосиновиком.
Слайд 12.
3. Под опавшие листочки
Дружно спрятались грибочки,
Очень хитрые сестрички,
Это желтые …
Появляется фото с лисичками.
Слайд 13.
4. Наши шляпки, как колечки,
Как колечки волн у речки,
Мы веселые подружки.
Нас зовут грибы …
По щелчку появляется фото с волнушкой.
При отгадывании загадок дети находят данный объект на листе «Рабочей тетради» раскрашивают его и соединяют картинку с нарисованной корзинкой.
Педагог: В нашем лесу можно встретить и другие съедобные грибы. Посмотрите на экран. Это опята, сыроежки, маслята и грузди.
Слайд 14.
Посмотрите в свои корзинки. Каких грибов, из
перечисленных выше, нет в них?
(Опята, сыроежки, маслята, груздь). Эти грибы
вы нарисуете дома, а помогут вам ваши родители.
Педагог: Для того, чтобы наши руки отдохнули, давайте выполним упражнение пальчиковой гимнастики «Грибы» [1]:
Упражнение выполняется правой и левой рукой одновременно.
Раз, два, три, четыре, пять На каждый счет ребенок раскрывает по одному пальчику,. начиная с большого.
Вышли пальчики гулять Ребенок шевелит всеми пальцами.
Этот пальчик гриб сорвал, На каждую строку загибается по одному пальцу каждой руки,
Этотпальчик чистить стал начиная с мизинца.
Этот резал,
Этот ел,
Ну, а этот лишь смотрел. Большой палец не загибается.
Педагог: Но, оказывается, ребята, есть не только съедобные грибы. Много грибов, которые человек не ест.
Слайд 15 – На экране появляется надпись:
2. Грибы несъедобные.
Педагог: Следующая группа грибов – под цифрой 2 – грибы несъедобные. Обозначим мы их вот так – пиктограмма с перечеркнутой ложкой.
Дети рисуют данный знак пиктограммы на листе «Рабочей тетради» в прямоугольнике после названия данной группы.
Эти грибы растут в особенных местах. Например, на деревьях растут трутовики и чага.
Слайд 16.
Демонстрируются наглядные пособия – трутовики и чага.
Педагог: Конечно, есть эти грибы невозможно. И, тем не менее, гриб чага очень полезен. Он является лекарственным, отвары из него пьют, если болит желудок и печень.
Педагог: Но есть в нашем лесу и очень опасные для человека грибы. Относятся они к третьей группе грибов
3. Грибы ядовитые.
Слайд 17. На экране появляется надпись.
Педагог: Для этой группы грибов нужен вот такой знак, обозначающий опасность.
На экране появляется восклицательный знак, обозначающий слово «Ядовитые». Дети рисуют данный знак пиктограммы на листе «Рабочей тетради» в прямоугольнике после названия данной группы.
Педагог: Давайте посмотрим и запомним эти грибы.
Слайд 18.
У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его не украсил,
Ты не трогай этот гриб,
Учти – он очень опасен!
Смотри не бери его с полянки!
Его зовут … (бледной поганкой).
По щелчку появляется фото.
Дети раскрашивают картинку.
Слайд 19.
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый … (мухомор).
По щелчку появляется фото.
Дети раскрашивают картинку.
Педагог: Ядовитых грибов много в лесу,
но они могут быть ядовиты только для человека, а
для животных – полезны. (Слайд 20) Заболел,
например,
лосенок. Как ему вылечиться? Где взять лекарство?
Он находит мухомор и ест его, мухомор для него –
лекарство.
Педагог: Давайте и мы поможем лосенку и поищем мухоморы.
Проводится игра «Найди гриб»: дети ищут нарисованные мухоморы, которые заранее педагог разложил в кабинете в разных местах.
Педагог: Ребята, хотите, чтобы в лесу вам встречались хорошие съедобные грибы? Для этого нужно подружиться с грибами. Это просто. В грибном царстве есть законы – правила. Люди должны обязательно выполнять.
Вот они: Слайд 21. на экране появляется текст Законов.
1 закон. Собирайте только знакомые
съедобные грибы!
2 закон. Собирайте грибы молодые, старые
не трогайте!
3 закон. Срезайте грибы ножом, не
вырывайте их из земли вместе с грибницей!
4 закон. Не трогайте мухоморы! Помните,
что для животных они служат лекарством!
Педагог: Путешествие наше подошло к концу. Давайте возвращаться обратно. Для этого встанем и пойдем друг за другом в обратную сторону.
Закрепление
Педагог: Вот и вернулись мы из путешествия в царство грибов. Давайте вспомним, какие бывают грибы?
Показываются карточки, обозначающие съедобные, несъедобные и ядовитые грибы.
Педагог: Выполняем задание № 4 на листе «Рабочей тетради».
Воспитанники должны объяснить, почему мухомор является лишним грибом. (Он ядовитый, а остальные съедобные.)
Педагог: А теперь отгадайте загадку.
Слайд 22. На экране появляется логическая
цепочка.
Расшифровку загадки делают дети: Это объект
природы живой относится к царству грибов,
является съедобным, у него красная шляпка и серая
ножка. (Подосиновик или красноголовик).
Педагог: Вы сегодня хорошо
потрудились. Молодцы!
Вместе с родителями дома вы можете выполнить
задания №1-3.
А сейчас мы аккуратно сложим карандаши, уберем в
файлы «Рабочей тетради» листочки.
Занятие закончено.
Литература:
- Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики. – Дрофа, 2001
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1986