Метод координат. 5-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Тип урока: урок объяснения нового материала.

Форма урока: фронтальная, в парах, индивидуальная.

Методы:объяснительно-иллюстративный, словесный (беседа), практическая работа, применение этнокультурного компонента, применение здоровье сберегающих технологий.

Место урока в учебном плане: 2 урок по теме “Формы представления информации”.

Цель урока: создать условие для формирования нового понятия метод координат как одна из форм представления графической информации.

Задачи урока:

  • Обучающие:
  • создать условие для формирования представления о понятии метод координат как одна из форм представления графической информации
  • Развивающие:
  • содействовать формированию  общенаучных и специальных умений,
  • формировать и развивать функциональное мышление учащихся,
  • создать условия  для развития  познавательных  потребностей учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учению, организованности при решении поставленной задачи. 

Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер, Листы для закрепления материала, презентация “Метод координат”, учебник Л. Л. Босовой “Информатика. 5 класс”, рабочая тетрадь Л. Л. Босовой “Информатика. 5 класс”

Программное обеспечение: MS PowerPoint 2007, презентация к уроку.

Время: 45 минут

План урока:

Этапы урока Виды и формы работы Время
1 Орг. момент  Проверка готовности класса  к уроку, приветствие 1 мин.
2 Мотивация Вступительное слово. Постановка цели урока 1 мин.
3 Проверка домашнего задания Визуальная проверка домашнего задания в рабочей тетради 5 мин.
4 Объяснение нового материала Беседа с использованием слайдов презентации, работа с учебником. 12 мин.
5 Первичная проверка понимания изученного Работа с тетрадями 1 мин.
6 Физкультминутка   2 мин.
7 Закрепление новых знаний Выписать координаты заданных точек орнаментального рисунка. 17 мин.
8 Рефлексия Работа со смайликами 2 мин.
9 Постановка домашнего задания Работа с учебником, объяснение домашней работы 2 мин.
10 Подведение итогов урока Работа по вопросам учителя 2 мин.

ХОД УРОКА

 I. Организационный момент

– Проверить готовность класса к уроку.
– Приветствие.

II. Мотивационное начало урока

– Ребята, кто из вас любит в игру «Морской бой»? (Слайд 2)
– Поле игры разделено на отдельные клетки, каждая из которых определена однозначно, т.е  имеет своё местоположение. Поэтому, каждый корабль занимает своё определённое место.
– Сегодня мы познакомимся с вами с одной из форм представления информации – методом координат. Запишите тему сегодняшнего урока – Метод координат. (Слайд 3)

III. Проверка выполнения домашнего задания

– Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, давайте проверим домашнее задание. (Визуальная проверка домашнего задания в «Рабочей тетради»).

IV. Объяснение нового материала

– Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». (Слайд 4)
– У вас на партах по 2 книги. Рассмотрите их. Можете ли вы, визуально изучив их, рассказать, о чём или о ком идёт речь в этих книгах?
– По детской книге – да. Потому что она с множеством картинок.
– Сегодня в ваших школьных учебниках тоже много рисунков. Каких?
– Рисунки, фотографии и графики помогают понять и усвоить даже самый трудный материал.
– Любая графическая информация может быть представлена с помощью чисел. Чтобы связать числа и точки используется метод координат.
– А как вы понимаете, что такое метод координат? (учащиеся пытаются сформулировать определение)

– Запишем в тетради определение:

Метод координат – способ определять положение точки с помощью чисел. Такие числа называются координатами точки. (Слайд 5)

– Для построения графических объектов таким методом используют две пересекающиеся под прямым углом оси, которые называются ось абсцисс и ось ординат. (Слайд 6) Такую систему координат называют прямоугольной декартовой системой координат. Такое название она получила от автора метода французского математика Рене Декарта (1596-1650). (Слайд 7)
– Как же используется этот метод.

Объяснение учителя:

– Нарисуем на листе в клетку две перпендикулярные оси. Точку, где они пересеклись обозначим через О. Горизонтальная ось абсцисс называется также осью ОХ, вертикальная ось называется осью ординат или осью OY. Место пересечения осей OY и ОХ называется началом координат. Начало координат обозначается значением 0. (Сайд 8) Если вы обратили внимание, то наша координатная плоскость разбила наш лист на 4 части, они называются четвертями. Мы с вами будем работать в этом году только в первой координатной четверти.
– Помните, в игре «Морской бой» поле разбито на клетки. Поэтому, для построения точек наши оси надо разбить на единичные отрезки. Так как у нас листок в клетку, то единичным отрезком будет 1 клетка. Разобьём оси на единичные отрезки от начала координат вправо по оси ОХ и вверх по оси OY. (Слайд 9)
Итак, мы готовы для построения точек. Если вы помните, то в игре «Морской бой» каждая клетка имеет свою координату. В данном случае также, каждая точка имеет свой точный адрес на координатной плоскости. Это пара чисел: первое по оси ОХ, второе – по оси OY. Эти числа и есть координаты точки.
Для определения положения точки вначале откладываем заданное количество единиц по оси ОХ, а затем по оси OY. Посмотрите на слайд. (Слайд 9).

Задание. Известны координаты точек. (Слайд 10). Отметьте заданные точки на координатной плоскости, а затем соедините их отрезками в заданной последовательности.

Для тех, кто раньше справится с построением рисунка, можно предложить дополнительные задания. (Слайд 11).

V. Первичная проверка понимания изученного

Рабочая тетрадь стр. 32 №34 (1 вариант). Учащиеся выполняют построение рисунка по заданным координатам.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление новых знаний (работа в парах)

– А сейчас выполним следующую работу. Каждый из вас возьмёт листок на вашем столе с начерченной координатной плоскостью и нарисованным на ней орнаментальным рисунком. (Приложение 1)

Задание:

  1. Обозначьте каждую точку рисунка цифрой и запишите на втором листе номер точки и её координаты. А также порядок соединения точек. Обратите внимание – необязательно соединять точки по порядку.
  2. Передайте второй листок соседу по парте. На третьем листе восстановите изображение по точкам, выписанным вашим соседом.
  3. Отдайте выполненное задание для проверки вашему соседу.
  4. Оцените выполненную работу.

VIII. Рефлексия

Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться. Передайте своё настроение с помощью смайликов. (Приложение 2)

IX. Постановка домашнего задания

Параграф 1.8, Рабочая тетрадь стр. 32-37 №34 (до конца). По желанию можно сделать книжки – малышки со своими заданиями по теме Метод координат. (Слайд 12)

X. Подведение итогов урока:

Обсуждение вопросов:

– Что такое метод координат?
– Из чего состоит адрес точки на координатной плоскости
– Где вы сталкивались с методом координат в жизни? (Слайд 13)
– Удовлетворены ли вы своей работой?
– С каким настроением вы работали на уроке?
– Где пригодятся Вам полученные знания? (Слайд 14)