Тип урока: урок объяснения нового материала.
Форма урока: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Методы:объяснительно-иллюстративный, словесный (беседа), практическая работа, применение этнокультурного компонента, применение здоровье сберегающих технологий.
Место урока в учебном плане: 2 урок по теме “Формы представления информации”.
Цель урока: создать условие для формирования нового понятия метод координат как одна из форм представления графической информации.
Задачи урока:
- Обучающие:
- создать условие для формирования представления о понятии метод координат как одна из форм представления графической информации
- Развивающие:
- содействовать формированию общенаучных и специальных умений,
- формировать и развивать функциональное мышление учащихся,
- создать условия для развития познавательных потребностей учащихся.
- Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учению, организованности при решении поставленной задачи.
Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер, Листы для закрепления материала, презентация “Метод координат”, учебник Л. Л. Босовой “Информатика. 5 класс”, рабочая тетрадь Л. Л. Босовой “Информатика. 5 класс”
Программное обеспечение: MS PowerPoint 2007, презентация к уроку.
Время: 45 минут
План урока:
№ | Этапы урока | Виды и формы работы | Время |
1 | Орг. момент | Проверка готовности класса к уроку, приветствие | 1 мин. |
2 | Мотивация | Вступительное слово. Постановка цели урока | 1 мин. |
3 | Проверка домашнего задания | Визуальная проверка домашнего задания в рабочей тетради | 5 мин. |
4 | Объяснение нового материала | Беседа с использованием слайдов презентации, работа с учебником. | 12 мин. |
5 | Первичная проверка понимания изученного | Работа с тетрадями | 1 мин. |
6 | Физкультминутка | 2 мин. | |
7 | Закрепление новых знаний | Выписать координаты заданных точек орнаментального рисунка. | 17 мин. |
8 | Рефлексия | Работа со смайликами | 2 мин. |
9 | Постановка домашнего задания | Работа с учебником, объяснение домашней работы | 2 мин. |
10 | Подведение итогов урока | Работа по вопросам учителя | 2 мин. |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Проверить готовность класса к уроку.
– Приветствие.
II. Мотивационное начало урока
– Ребята, кто из вас любит в игру «Морской бой»?
(Слайд 2)
– Поле игры разделено на отдельные клетки,
каждая из которых определена однозначно, т.е
имеет своё местоположение. Поэтому, каждый
корабль занимает своё определённое место.
– Сегодня мы познакомимся с вами с одной из форм
представления информации – методом координат.
Запишите тему сегодняшнего урока – Метод
координат. (Слайд 3)
III. Проверка выполнения домашнего задания
– Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, давайте проверим домашнее задание. (Визуальная проверка домашнего задания в «Рабочей тетради»).
IV. Объяснение нового материала
– Народная мудрость гласит: «Лучше один раз
увидеть, чем сто раз услышать». (Слайд 4)
– У вас на партах по 2 книги. Рассмотрите их.
Можете ли вы, визуально изучив их, рассказать, о
чём или о ком идёт речь в этих книгах?
– По детской книге – да. Потому что она с
множеством картинок.
– Сегодня в ваших школьных учебниках тоже много
рисунков. Каких?
– Рисунки, фотографии и графики помогают понять
и усвоить даже самый трудный материал.
– Любая графическая информация может быть
представлена с помощью чисел. Чтобы связать
числа и точки используется метод координат.
– А как вы понимаете, что такое метод координат?
(учащиеся пытаются сформулировать определение)
– Запишем в тетради определение:
Метод координат – способ определять положение точки с помощью чисел. Такие числа называются координатами точки. (Слайд 5)
– Для построения графических объектов таким
методом используют две пересекающиеся под
прямым углом оси, которые называются ось абсцисс
и ось ординат. (Слайд 6) Такую систему координат
называют прямоугольной декартовой системой
координат. Такое название она получила от автора
метода французского математика Рене Декарта
(1596-1650). (Слайд 7)
– Как же используется этот метод.
Объяснение учителя:
– Нарисуем на листе в клетку две
перпендикулярные оси. Точку, где они пересеклись
обозначим через О. Горизонтальная ось абсцисс
называется также осью ОХ, вертикальная ось
называется осью ординат или осью OY. Место
пересечения осей OY и ОХ называется началом
координат. Начало координат обозначается
значением 0. (Сайд 8) Если вы обратили внимание, то
наша координатная плоскость разбила наш лист на 4
части, они называются четвертями. Мы с вами будем
работать в этом году только в первой
координатной четверти.
– Помните, в игре «Морской бой» поле разбито на
клетки. Поэтому, для построения точек наши оси
надо разбить на единичные отрезки. Так как у нас
листок в клетку, то единичным отрезком будет 1
клетка. Разобьём оси на единичные отрезки от
начала координат вправо по оси ОХ и вверх по оси
OY. (Слайд 9)
Итак, мы готовы для построения точек. Если вы
помните, то в игре «Морской бой» каждая клетка
имеет свою координату. В данном случае также,
каждая точка имеет свой точный адрес на
координатной плоскости. Это пара чисел: первое по
оси ОХ, второе – по оси OY. Эти числа и есть
координаты точки.
Для определения положения точки вначале
откладываем заданное количество единиц по оси
ОХ, а затем по оси OY. Посмотрите на слайд. (Слайд 9).
Задание. Известны координаты точек. (Слайд 10). Отметьте заданные точки на координатной плоскости, а затем соедините их отрезками в заданной последовательности.
Для тех, кто раньше справится с построением рисунка, можно предложить дополнительные задания. (Слайд 11).
V. Первичная проверка понимания изученного
Рабочая тетрадь стр. 32 №34 (1 вариант). Учащиеся выполняют построение рисунка по заданным координатам.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление новых знаний (работа в парах)
– А сейчас выполним следующую работу. Каждый из вас возьмёт листок на вашем столе с начерченной координатной плоскостью и нарисованным на ней орнаментальным рисунком. (Приложение 1)
Задание:
- Обозначьте каждую точку рисунка цифрой и запишите на втором листе номер точки и её координаты. А также порядок соединения точек. Обратите внимание – необязательно соединять точки по порядку.
- Передайте второй листок соседу по парте. На третьем листе восстановите изображение по точкам, выписанным вашим соседом.
- Отдайте выполненное задание для проверки вашему соседу.
- Оцените выполненную работу.
VIII. Рефлексия
Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться. Передайте своё настроение с помощью смайликов. (Приложение 2)
IX. Постановка домашнего задания
Параграф 1.8, Рабочая тетрадь стр. 32-37 №34 (до конца). По желанию можно сделать книжки – малышки со своими заданиями по теме Метод координат. (Слайд 12)
X. Подведение итогов урока:
Обсуждение вопросов:
– Что такое метод координат?
– Из чего состоит адрес точки на координатной
плоскости
– Где вы сталкивались с методом координат в
жизни? (Слайд 13)
– Удовлетворены ли вы своей работой?
– С каким настроением вы работали на уроке?
– Где пригодятся Вам полученные знания? (Слайд 14)