Цели.
- Расширить представления учащихся об инструментах симфонического оркестра.
- Учить на слух распознавать звучания инструментов в симфоническом оркестре.
- Раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Задачи.
- учить применять полученные знания на практике;
- оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации;
- активизировать слуховое внимание, музыкальную память.
- обогащать впечатления детей;
- развивать коммуникативные навыки работы в группах.
Форма урока: урок углубления и систематизации знаний.
Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:
– объяснительно-иллюстративный;
– проблемно-поисковый;
– ретроспективный;
– репродуктивный;
– дидактическая игра.
Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности:
– метод эмоциональной драматургии;
– создание нравственных переживаний;
– ситуация занимательности;
– приём сопоставления;
– сравнение, анализ.
Музыкальный материал: П. И. Чайковский, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Оборудование: презентация к уроку, CD-диски, компьютер, экран.
Предварительная подготовка к уроку: группы учащихся готовят совместно с учителем сообщения к уроку об инструментах, составляющих группы симфонического оркестра.
ХОД УРОКА
Оргмомент
Со звонком дети входят в класс. Звучит фрагмент симфонической музыки – «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», П. И. Чайковский.
Вступительная беседа
Учитель. В наше время, пожалуй, трудно
найти человека, который бы никогда не слышал
звучание симфонического оркестра.
Симфонический оркестр исполняет симфонии и
сюиты, симфонические поэмы и фантазии,
сопровождает подчас действие в кинофильме,
участвует в исполнении опер и ораторий,
соревнуется с солистами в инструментальных
концертах.
Так какой же оркестр называется симфоническим?
Ученик. Симфоническим оркестром называют большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения.
Учитель. Правильно. Вот уже свыше двух веков самые заветные помыслы композиторов, самые яркие вехи истории искусства звуков связаны с музыкой, задуманной, написанной, а порой и переложенной для симфонического оркестра. И сегодня мы познакомимся с инструментами и группами симфонического оркестра.
Слайд 1
Учитель. Войдя в концертный зал, мы услышим, как музыканты настраивают свои инструменты.
По щелчку мыши звуковое сопровождение слайда.
Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра. На некоторых играют при помощи смычка, ведя его по струне. В другие нужно подуть, чтобы получился звук. Есть инструменты, по которым нужно ударять. Вот и определились основные группы, на которые делятся все инструменты:
Слайд № 2
По щелчку мыши на слайде появляются названия групп инструментов симфонического оркестра
- струнные смычковые,
- духовые деревянные,
- духовые медные,
- ударные.
- иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган.
Учитель. Любая из оркестровых групп способна отделятся от других и вести своё музыкальное повествование при молчании остальных; но все они полностью, частично или единичными своими представителями, сливаясь с другой группой или её частью, образуют сложный тембровый сплав.
– Так какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?
Учитель приглашает группу учащихся подготовивших сообщения к уроку.
Ученик. В состав симфонического оркестра входят деревянные духовые инструменты: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Медные духовые: валторны, трубы, тромбоны, туба. Есть здесь и раскатистые литавры, трескучие барабаны, грохочущие тарелки, множество других ударно-шумовых инструментов; щипковые – арфа; клавишные – челеста и рояль. И, наконец, душа оркестра группа струнных смычковых. Это скрипки, альты, контрабасы, виолончели.
Учитель. Познакомимся с каждой группой симфонического оркестра и услышим звучание инструментов. И так, первая группа, которую называют душой оркестра – струнные смычковые инструменты.
Ученик. Это очень древнее семейство.
Когда появились на свет первые представители
его, даже установить трудно. Может быть, 800 лет
назад, может быть, 600 или 400... Во всяком случае, оно
существует не одну сотню лет. Уже с самого своего
появления смычковые, а особенно скрипки,
приобрели многочисленных поклонников и
завоевали большую любовь. Скрипки играли и во
дворцах королей и на деревенских праздниках и
везде пользовались одинаково большим успехом.
В семействе смычковых, которое играет в
симфоническом оркестре, четыре представителя.
Самые главные среди них скрипки – быстрые, живые,
а еще великолепные рассказчицы.
Ученик продолжает. Им вторят и помогают альты. Вообще альты по характеру своему очень общительные. Они любят всем в оркестре помогать.
Ученик. Виолончель не так скромна, как альт. Она знает, что голос у нее очень красивый. Она умеет так проникновенно петь, что слезы невольно навертываются на глаза...
Ученик. Последний представитель смычковых – контрабас. Появился на свет он гораздо позже, чем скрипка, альт и виолончель. Голос у него скрипучий и тусклый, речь медлительна благоразумна. Он хороший друг и в оркестре всегда поддерживает скрипку, альт и виолончель. Но когда сердится – становится ворчливым и неприятным.
Ученик. Смычковые самые богатые по разнообразию звучания. Но сила звука у каждого из инструментов невелика, и именно поэтому в оркестре их больше всех
Слайды 3 и 4
По щелчку мыши на слайде появляется название
группы «Струнные смычковые», далее
автоматически появляются инструменты этой
группы.
Учитель приглашает следующую группу учащихся
подготовивших сообщения к уроку.
Ученик. В оркестре деревянные духовые не так многочисленны, как смычковые. Располагаются они близко от струнных и всегда поддерживают их. И хотя деревянных духовых, как и струнных, тоже четыре представителя – фагот, кларнет, гобой и флейта, но, если скрипок в оркестре тридцать, то флейт обычно бывает две – три и одна маленькая флейта – флейта-пикколо. Каждого из остальных членов этого семейства в оркестре так же не больше двух-трех. Голоса деревянных духовых очень схожи с человеческими, а флейта умеет подражать еще и щебетанью птичек, вздохам ветерка.
Ученик. У кларнета голос чистый, тембр мягкий. Он может исполнять и нежные мелодии, и быстрые пассажи. Кларнет – инструмент, без которого не обходится ни один военный оркестр. Он умеет быть и воинственным, и нежным, и крикливым, и тихим. Словом, ведет себя сообразно обстановке.
Ученик. Кларнет ценит дружбу с фаготом. Голос фагота низкий и суровый. Фагот часто ворчит и бывает всем и всеми недоволен. Зато гобой прямая противоположность фаготу. «Гобой блестит лучом надежды среди туч скорби!» — говорил о нем известный французский композитор Гектор Берлиоз.
Слайд 5
По щелчку мыши на слайде появляется название
группы «Духовые деревянные», далее
автоматически появляются инструменты этой
группы.
Учитель приглашает следующую группу учащихся
подготовивших сообщения к уроку.
Ученик. Медные духовые музыкальные инструменты. Их иначе называют – «Медь». Медные духовые или медь входят в состав симфонического оркестра, но могут образовать и самостоятельный оркестр – духовой. Медь очень мощная и сильная группа оркестра. Одна труба может заглушить все скрипки, альты, виолончели, контрабасы, деревянные духовые вместе взятые. А их вместе взятых в оркестре бывает до восьмидесяти и более! Вот какой силой звука обладают инструменты этого семейства. Поэтому в оркестре они располагаются ближе к ударным – тоже шумной группе.
Ученик. О трубе – главной представительнице медных духовых – говорят, что там, где «зарождалось человеческое общество, непременно появлялась и труба... Она неизменно принимала, да принимает, еще и по сей день, живейшее участие в повседневной жизни человечества... Она присутствовала на всех празднествах и обрядах. В свое время она объявляла войну и сзывала войско на бой. Она же подавала знак к отступлению и возвещала торжество победителей». Может быть, оттого, что голос у нее звонкий и торжественный, гордый и надменный. Но наши гордые представительницы струнных – скрипки – не признают «некоронованную королеву» трубу. Они считают ее плохо воспитанной. Ведь неприлично, говорят они, так громко разговаривать и тем самым привлекать к себе всеобщее внимание.
Ученик. Остальные члены семейства медных столь же громогласны, но не так блестящи. Валторна характером помягче, голос ее очень выразителен и часто по звучанию напоминает виолончель. Вот почему виолончель любит, когда ее пение поддерживают валторны.
Ученик. Тромбон же может быть свирепым и злым. И даже, когда он играет сдержанно, голос его звучит «сурово, жестко и взволнованно. Как будто сильная рука укротителя сдерживает гнев, клокочущий внутри дикого зверя» (Берлиоз). И совсем недавно в симфоническом оркестре появилась туба. Она грузна и тяжеловесна. Быстрые мелодии исполнять хоть и может, но делает это с изяществом слона. Поэтому чаще в оркестре она дремлет и редко–редко вставит свой голос.
Слайд 6
По щелчку мыши на слайде появляется название группы «Духовые медные», далее автоматически появляются инструменты этой группы.
Слайд 7 (продолжение 6)
По щелчку мыши на слайде появляется
инструменты.
Учитель приглашает следующую группу учащихся
подготовивших сообщения к уроку.
Ученик. Ударные инструменты. Первые представители этой большой семьи появились в незапамятные времена, когда первобытный человек только-только начинал производить всевозможные орудия производства. Семейство ударных очень многочисленное. Большой и малый барабаны, литавры, треугольники, тамтамы. Бубен, тарелки, ксилофон, колокольчики, колокола. Даже челесту и рояль причисляют к семейству ударных. Только называют их не просто ударные, а клавишно-ударные. Ударные очень разнообразны по своим голосам. Все они и внешне совершенно не схожи друг с другом. Пузатая литавра похожа на огромный медный котел, а большой барабан скорее на железное колесо с натянутыми по бокам кожаными перепонками, треугольник же — это стальная толстая проволока, изогнутая в виде треугольника. Но всех их объединяет одно: звук извлекается у них ударом по инструменту. Поэтому и называются они Ударные.
Слайды 8, 9, 10
Учитель. Мы познакомились сегодня с инструментами симфонического оркестра и группами, в которые они объединяются. Посмотрите, как схематично выглядит симфонический оркестр на сцене. Вам, наверное, показалось, что расположились инструменты на сцене, как кому вздумается: кто в углу, кто впереди, а кто где-то в сторонке. Но вглядитесь и вы увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке.
Слайд 11
Учитель.Струнных инструментов в
оркестре много. Первых скрипок бывает от десяти
до восемнадцати, вторых – от восьми до
шестнадцати, виолончелей от шести до двенадцати,
контрабасов от четырёх до восьми. Это
объясняется просто: звук струнных инструментов
самый слабый. Для равновесия звучности и
необходима в оркестре большая струнная группа. И
располагаются струнные всегда ближе к дирижеру,
к слушателям.
С духовыми инструментами дело обстоит
по-другому. Деревянных духовых в оркестре бывает
по два или три основных. Из медных духовых
инструментов в оркестре обычно четыре валторны,
две трубы, три тромбона и одна туба. Однако число
медных может быть и больше.
Ударная группа в оркестре не имеет постоянного
состава. В неё в каждом случае включаются те
инструменты, которые значатся в партитуре
исполняемого произведения. Только литавры
являются непременным участником каждого
концерта.
Очень часто такие инструменты как рояль, арфа
солируют в оркестре.
Учитель предлагает послушать музыку в
исполнении симфонического оркестра.
Полное прослушивание – «Вальс цветов» из
балета «Щелкунчик», П. И. Чайковский.
Учитель. А теперь предлагаю провести викторину.
Викторина.
1. Какой из перечисленных музыкальных инструментов не является ударным?
- барабан
- фагот
- бубен
- литавра.
2. О какоммузыкальном инструменте говорят: «Главная представительница медных духовых»?
- фагот
- рояль
- тромбон
- труба
3. Какой инструмент причисляют к семейству струнных смычковых?
- виолончель
- рояль
- Челеста
- флейта
4. Голоса какой группы инструментов очень схожи с человеческим, а некоторые инструменты этой группы умеют подражать еще и щебетанью птичек, вздоху ветерка?
- струнные смычковые
- духовые деревянные
- духовые медные
- ударные
Учитель обязательно подводит итог проведённой викторины. Учащиеся получают домашнее задание.
Домашнее задание
Учитель. Обо всех ли инструментах
симфонического оркестра мы вам сегодня
рассказали?
Есть ли у инструментов, с которыми мы сегодня
познакомились, братья, родственные инструменты,
которые так же могут звучать в симфоническом
оркестре?
Подготовьте к следующему уроку на эти вопросы ответы в виде сообщений или выполните рисунок, который дополните рассказом. По вашему желанию.
В конце урока можно предложить просмотр мультфильма Уолта Диснея «Час симфонии».
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ.
- http://www.site.dt-ostrova.ru/simfonya.html
- http://www.muz-urok.ru/simf-orkestr.htm
- Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах»