Дети с умственной отсталостью в детском доме отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениями со сверстниками. Замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способностей разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания.
Воспитанники с умственной отсталостью характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушения в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.
У воспитанников детских домов c умственной отсталостью отмечаются особенности внутренней позиции: слабая ориентированность на будущее, обедненность эмоциональных проявлений, упрощенное содержание образа самого себя, сниженное отношение к себе, пристрастность в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивность поведения, ситуативность поведения.
Трудовая подготовка для умственных детей даже более значимы, чем для нормально развивающихся воспитанников. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями олигофренов самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, т.е. меньшей, чем в норме, сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Определенное значение имеет также сниженная активность умственно отсталого ребенка, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально – волевой сферы.
В детском доме при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности. Из фундаментальных ценностей воспитательных систем было выделено трудовое воспитание, которое проводится по трем направлениям.
Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирование умений и навыков по их обеспечению. При этом проводятся такие беседы, как “Личная гигиена воспитанника” и др., инструктивные занятия (правила личной гигиены юноши и девушки; правила ухода за кожей лица, волосами; мода и индивидуальность); комплексные практические работы (соблюдение правил гигиены; выполнение зарядки, занятия физическими упражнениями с целью формирования фигуры т.д.). В процессе реализации выделенного направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за телом; соблюдение режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой; умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой проживания. Наблюдения показывают, что в процессе труда по самообслуживанию дети - сироты постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующаяся личность, что существенно для их дальнейшей жизни.
Большое значение придается общественно-полезному труду. Следует отметить, что для повышения интереса и активности умственного отсталых детей в процессе обучения необходимо, чтобы они осознали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Хозяйственно-бытовой труд. Педагогический процесс состоится с опорой на следующие виды работ: формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья, представлений о своем доме, его интерьере; умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений и территорий детского дома; формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой и в других помещениях. Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела - не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней - привычку заботиться о
близких, формируя тем самым благородные побуждения. Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет - летчиком или поваром, рабочим или менеджером. Умение делать что-то своими руками пригодится ему в любой профессии. Дети с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатом деятельности. Вот почему воспитатели должны стремиться не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде. Важно умело реализовать воспитательный потенциал труда, который заключается в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой либо потребности влечет за собой появление новой или новых потребностей.
Сельскохозяйственный труд - это работа на участке, в огороде, работа по уходу за растениями на участке и в помещении, выращивание рассады, уход за домашними животными. Трудовые обязанности распределяются с учетом желания ребят, а также их возраста и имеющегося опыта. Для них подобраны педагогически целесообразные виды труда с учетом возраста. Ведение домашнего хозяйства у детей формируются следующие умения и навыки:
По уходу за жилищем, усадьбой, умение использовать различные орудия труда и бытовую технику.
Навыки по развитию первичных знаний о видах жилых помещений в городе и в деревне, гигиена жилища, уход за жилищем.
Представления о своем доме, его интерьере, умения ухода за жильем, усадьбой с использованием различных орудий труда.
Трудовые умения и навыки по работе с землей, растениями, животными. В том числе кормление, уход за кошками, аквариумными рыбками, декоративными птицами, животными, домашними цветами и растениями и т.д.
Дети, проживая в условиях детского дома, обучаются трудовым навыкам и умениям по всем трем направлениям. Дети выполняют обязанности дежурного по графику, который был составлен по согласию детей. Добросовестно выполняя обязанности дежурного, стараются выполнить их так, чтоб следующий воспитанник не имел претензий. При этом воспитатель всегда принимает активное участие в процессе трудовой деятельности, всегда помогает, подсказывает, как правильно надо сделать. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретают навыки и умения, которые им пригодятся в дальнейшей самостоятельной жизни. Учатся, как правильно выполнить всю работу по дому, а также на участке.
Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие.
Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.
Работая по данному направлению с детьми своей группы, в которой находятся дети с нарушением интеллекта, мною проводились различные: беседы, игры, практические занятия “Моя квартира, мое лицо; меблировка и т.д.”. Выполняя трудовую работу по детскому дому и по группе, дети соблюдают график дежурства, который был ими согласован. Дети выполняют обязанности дежурного по группе, в своих комнатах, на территории и т.д. Специфические особенности психики воспитанников с нарушением интеллекта ведут к необходимости учитывать данные особенности при обучении и воспитании детей. В первую очередь это касается использования в коррекционных целях различных видов трудовой деятельности. Труд может протекать в процессе учебной и практической деятельности. Используются такие его виды, как: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными.
Планируя работу с воспитанниками своей коррекционной группы, я провела практическое исследование для выявления у детей уровня самостоятельности.
Практическое исследование проходило в рамках детского дома . В исследовании принимали участие 8 детей среднего и подросткового возраста.
Важнейшей задачей в коррекции личности воспитанников с нарушением интеллекта является подготовка к будущей самостоятельной жизни. В этом аспекте была проведена диагностика умения детей самостоятельно выполнять трудовой процесс.
Методика. Цель: Выявить уровни самостоятельности детей с нарушением интеллекта в процессе трудовой деятельности.
Исследование особенностей проявления самостоятельности в разных видах труда осуществлялось путем естественного педагогического наблюдения.
Наблюдения проводились в трех видах трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд по уходу за растениями. Например, при самообслуживании регистрировались умения, ребенка аккуратно складывать свои вещи, стирать, утюжить и т. д. По данным наблюдения выставлялась оценка (балл) - 1 до 5 который соответствовал уровню развитию самостоятельности. Конкретно наблюдение проводились следующим образом:
- Во-первых, в условиях детского дома проводились непосредственные наблюдения за поведением детей в процессе самообслуживания. То есть я наблюдала, как дети складывали школьные принадлежности, стирали свои вещи, гладили и т. д. В процессе наблюдения было установлено, что многие дети недостаточно применяют навыки самообслуживания.
- Во-вторых, были организованы мероприятия по уборке группового помещения, в процессе которого велось наблюдение за детьми, оценивала активность детей, принимавших участие в уборке.
- В-третьих, проводилось наблюдение за детьми в процессе ухода за живым уголком в группе, умение ухаживать за растениями в помещении и на улице.
Критерии оценки:
- 1 балл - (низкий) этот уровень характеризуется отсутствием самостоятельности. Так, в таком виде труда, как самообслуживание, дети не приучены складывать свою одежду, не умеют самостоятельно ухаживать за своими вещами. В хозяйственно - бытовом труде дети не принимают активного участия в уборке, наведении порядка, не предлагают свою помощь педагогу. Не проявляют активность в уходе за растениями и птицами.
- 2 балла - (выше среднего) на этом уровне дети также мало инициативны, однако в вышеперечисленных видах трудовой деятельности при непосредственном участии педагога начинают проявлять самостоятельность (например, пытаются проявить инициативу - помочь педагогу).
- З балла - (средний) это самостоятельности детей в трудовой деятельности, так, дети вполне могут самостоятельно одеваться, ухаживать за школьными вещами. Однако ребенку приходится постоянно напоминать об его обязанностях по самообслуживанию. Также в хозяйственно - бытовом труде дети уже устанавливают свою тождественность со взрослым человеком и пытаются проявить инициативу.
- 4 балла - (выше среднего) дети без участия педагога выполняют все функции по самообслуживанию, довольно часто вызываются помочь педагогу в бытовой деятельности.
- 5 баллов - (самый высокий уровень) характеризуется полной самостоятельностью во всех видах трудовой деятельности. Дети проявляют себе полностью самостоятельными. Выполняют свои обязанности без напоминания взрослых.
В процессе наблюдения были выявлены основные группы детей.
Полученные результаты показали, что большинство детей находится на уровне самостоятельности выше среднего, динамика развития самостоятельности с возрастом детей увеличивается медленно, преобладает самостоятельность репродуктивного характера с механическим копированием нерациональных способов осуществления трудовых процессов. Творческая самостоятельность связанная с переносом трудовых умений в новые условия и самоконтролем, способностью к проявлению инициативы и творчества в нестандартных ситуациях трудовой деятельности, не выявлена.
Большинство количество детей находятся на 4 уровне самостоятельности - трудятся охотно, но только под руководством педагога или с помощью более активных товарищей. В работе с ними необходимо совершенствовать их трудовые навыки, поощрять проявление самостоятельности, воспитывать уверенность в себе.
Наблюдение показало, что средний и выше среднего уровни самостоятельности в труде детей с недостатками интеллекта обусловлены рядом причин. В основном это связано с особенностями психического интеллектуального развития детей с нарушением интеллекта.
Недостаточный уровень самостоятельности детей в повседневном труде обусловлен также просчетами в воспитании и обучения.
Таким образом, результаты свидетельствуют о необходимости проведения дополнительной коррекционной работы по развитию личности детей с нарушением интеллекта в трудовой деятельности. Для этого необходимо разработать систему занятий по трудовой деятельности.
Мною было разработано циклы занятий для воспитанников детского дома с умственной отсталостью, по трем направлениям: хозяйственно бытовой труд, труд в природе, самообслуживание. Была поставлена цель: Формирование у воспитанников устойчивых трудовых навыков необходимых в дальнейшей самостоятельной жизни.
Данные циклы занятий разработаны на 1 год, проводятся 4 раза в месяц (по циклограмме). Использовала следующие формы работы: беседа, беседа-практикум, игры, экскурсии, конкурсные игровые программы. Срез знаний проводится раз в квартал через следующие направления :викторины, игры, конкурсы, анкеты; а также на каждом занятие мини опрос о усвоенных знаний на занятиях.
Цикл занятий по направлению “Труд в природе”
Задачи:
1. Сформировать у детей представления о жизни растительного и животного мира.
2. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных.
3. Развивать интерес к природе.
Занятия:
1. Беседа “В чем польза комнатных растений”
2. Беседа “Вредители и болезни растений”
3. Беседа “Разнообразие комнатных растений, их строение и требования к условиям выращивания”
4. Беседа-практикум “Размножение комнатных растений стеблевыми и листовыми черенками”
5. Беседа-практикум “Размножение комнатных растений делением куста и окоренившейся порослью”
6. Беседа-практикум Операция “Забота за комнатными растениями (подкормка, обрезка, подсыпка землей, рыхление)”
7. Беседа-практикум “Уход за кактусами (почва, поливка, пересадка, размножение и т.д.)”
8. Беседа-практикум “Выращивание рассады в домашних условиях (посев цветов)”
9. Беседа-практикум “Высадка рассады на клумбы”
10. Практические занятия “Выращивание рассады цветочных растений в открытом грунте”
11. Беседа-практикум “Правило посадки деревьев и кустарников”
12. Практические занятия “Весенние посадки в огороде”
13. Практические занятия “Осенние заботы”
!4. Практические занятия “Прополка и поливка растений”
15. Беседа-практикум “Способы хранения овощей”
16. Экскурсия в овощехранилище “Хранение овощей”
17. Беседа-практикум “Засолки”
18. Беседа-практикум “Уход за питомцами группы”
19. Практические занятия “Забота о птицах”
20. Викторина “Труд даром не дается”
21. Вечер загадок “Что растет на грядке”
22. Игровая программа “Соберем урожай”
23. Викторина “Птицы”
Цикл занятий по направлению “Хозяйственно бытовой труд”
Задачи:
1. Формировать у детей привычку поддерживать чистоту и порядок в группе и комнате.
2. Воспитывать у детей трудолюбие, желание трудиться на общую пользу.
3. Развивать добросовестные отношения к обязанностям дежурного.
Занятия:
1. Беседа “С чего начинается дом, квартира”
2. Беседа – практикум “Моя квартира, мое лицо (Мебель, шторы, зеркало, картины)”
3. Беседа – практикум “Правило поддержания чистоты в помещении”
4. Беседа – практикум “Все о мебели. Уход за мебелью”
5. Беседа – практикум “Уход за полами”
6. Беседа – практикум “Чистота ковров и паласов. Уход за ними”
7. Беседа – практикум “Окна и уход за ними”
8. Практическое занятие “Стирка штор и тюлей”
9. Беседа – практикум “Каждой веще свое место”
10. Беседа – практикум “Виды электрических приборов. Уход за ними”
11. Викторина “Уличный инвентарь”
12 Викторина “ Без труда, не вынешь рыбку из пруда”
!3. Конкурсная игровая программа “Все успеем, все сумеем”
Цикл занятий по направлению “Самообслуживание”
Задачи:
1. Формировать навыки самообслуживания, привычку к чистоте и порядку.
2. Воспитывать самостоятельность , следить за внешнем видом
3. Развивать познавательные интересы детей.
Занятия:
1. Беседа “Личная гигиена воспитанников”
2. Беседа – практикум “Соблюдение индивидуальных требований гигиены тела”
3. Беседа – практикум “Умение по назначению применять средства для гигиены тела”
4. Практические занятия “Уход за различными видами одежды”
5. Занятие – практикум “Глажка личных вещей. Значки на одежде”
6. Беседа – практикум “Каждой вещи свое место”
7. Игра “Наведи порядок в шкафу у Марфуши”
8. Беседа-практикум “Уход за различными видами обуви”
9. Беседа-рассуждение “Опрятность внешнего вида”
10. Мастерская для детей “Пуговка”
11. Анкета “Мое отношение к внешнему виду”
12. Игра-путешествие “Чистюлька”
Проводя занятия по трудовому воспитанию, формируя у детей самостоятельность, я в то же время воспитывала и чувство товарищества, доброту, отзывчивость, желание сделать нужное и приятное не только для себя. Если ребенку не удавалось что-либо сделать, старалась его поддержать, убедить, что неудача временная и если он постарается, то у него все получится. Детей, выполнивших свою работу хорошо, хвалила за старание, добросовестное отношение к делу, отмечала проявленную инициативу, доброжелательное отношение к товарищам по работе. Учу детей со стороны видеть свою работу, поэтому часто предлагаю самим оценить свою деятельность и деятельность товарища, сравнить и сделать вывод, кто трудился лучше.
Проведенные с детьми запланированные занятия по формированию навыков и умений показали следующие результаты. Дети получали разнообразные задания, выполняли их сначала совместно, а затем самостоятельно. После чего было проведено контрольное наблюдение.
Таким образом, проведенная методика дает возможность, опираясь на индивидуальные особенности детей с недостатками интеллектуального развития, помочь им в личностном развитии, особенно в их самостоятельности. Трудовая деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности. Совместная с педагогом трудовая деятельность - самообслуживание, хозяйственно - бытовой, труд в природе становится значимой для детей с недостатками интеллектуального развития формой организации досуга и позволяет успешно входить в реальные трудовые отношения. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти свое место в жизни.