Цели.
Ход урока
1. Как известно таблицы - самый простой способ упорядочить данные.
Назовите виды таблиц, изображенных на экране.
(Таблица умножения. Расписание уроков. Страница дневника. Таблица спряжения глаголов. Слайды 2-5)
2. По таблицам легко найти ответы на вопросы.
Давайте по таблице (слайд 6) “Города России с числом жителей более 1 млн. человек ответим на вопросы:
3. Каково было население Москвы в 2002 году?
- Какой город в России в 2002 г. был вторым по числу жителей?
- В каком городе население в 1989 году составило 1400 чел.?
4. Сколько городов в 1979 году в России имеет население более 1 млн. чел? А теперь по таблице (слайд 7) “Производство зерна в России” ответим на вопросы:
- В каком году урожайность составила 12,9 ц/га?
- В каком году урожайность была наибольшей?
- В каком году доля пшеницы в урожае зерна была наибольшей? Вычислите долю пшеницы на протяжении 1996-2002 годов. (На черновиках). А теперь давайте скажем какой же средний процент7 (52%)
По таблице “Производство электроэнергии ответим на вопросы:
5. Сколько (слайд 8) в России в 2000 г. было произведено электроэнергии?
- В каком году электроэнергии было произведено больше в 1995 или в 1998?
- В каком оду было произведено больше электроэнергии?
6. Таблица облегчает поиск необходимых сведений, не заставляя изучать всю имеющуюся информацию. (Слайд 9)
Из таблицы (слайд10) “Расписание движения поездов из Москвы в С.-Петербург” найдем ответы на вопросы:
- Когда уходит из Москвы поезд № 28?
- Сколько времени находится в пути поезд № 24?
- Когда приходит в С.-Петербург поезд № 2?
И, поскольку, таблицы позволяют сравнивать однотипные сведения и делать вывод. Найдем ответ на вопрос: - Какие поезда приходят в С.-Петербург в интервале от 5:00 до 9:00 утра?
7. Значение одного столбца может быть вычислено по значениям в других столбцах. (Слайд 11) Посмотрим как это будет выражаться в смете расходов на покупку спортивного инвентаря. (Слайд 12) (Эту таблицу дети заполняют на листочках, а потом сверяют полученный результат с экраном)
8. На практике часто необходимо знать, как изменился тот или иной показатель спустя некоторое время. (Слайд 13)
По таблице № 9 в учебнике на стр. 17 выясните в каких городах увеличилось количество населения в 2002 году по сравнению с 1989, а в каком уменьшилось? (Слайд 14)
9. Таблицы удобно применять для записи результатов измерений и наблюдений. (Слайд 15) Давайте заполним таблицы учетной ведомости продажи книг. И теперь сверим с экраном. (Слайд 16)
Итог урока.
Таким образом, сегодня мы познакомились с:
- разными видами таблиц;
- вычислениями в таблицах;
- видом таблицы с результатами подсчетов.
Домашнее задание: стр. 12, № 1 (в, д), № 2, № 5, № 7, стр.18, №4, №5.