Программные задачи.
- Дать знания учащимся о составляющих внутреннего мира человека; о понятии “Самовоспитание” и способах формирования положительных личностных качеств. Закрепление знаний о понятиях: трудолюбие, уверенность в себе, дисциплинированность.
- Формирование памяти, внимания, мышления через разные виды деятельности. Развитие речи учащихся посредством включения в учебный диалог.
- Воспитание стремления к самовоспитанию, формирование в себе лучших человеческих качеств.
1. Оргмомент.
2. Дидактическая игра “Запомни”. 5секунд посмотрите внимательно и постарайтесь запомнить.
- Из какого материала построен дом?
- Сколько в доме окон?
- Какое время года изображено на картине?
- Справа или слева вход в дом?
- Укажите названия деревьев, которые изображены на картине.
- Как расположена мебель в доме?
- А дружно ли живут люди в доме?
Так и у человека. Возьмите аккуратно зеркало и посмотрите в него.
- Почему аккуратно?
- Что вы можете увидеть?
То есть своё отражение, или другими словами свою внешнюю сторону, свой внешний облик.
Внешнее Я
(цвет глаз, волос, внешний облик)
- Вы видите своё внешнее Я.
- А может зеркало отобразить ваш внутренний мир? (нет). Так мы не можем сказать: дружно ли живут люди в доме.
- Что такое внутренний мир, внутреннее состояние человека? Под внутренним миром мы понимаем чувства, настроение, мысли, человеческие качества.
Внешнее – Я – внутреннее
Этот внутренний мир невидим для окружающих, поэтому очень сложно понять себя, свои мысли, осознать чувства, оценить своё поведение. И чтобы лучше знать и понимать себя, мы должны изучать себя, свои чувства, поведение, качества.
- Попробуйте назвать тему нашего занятия. Поместить на доску табличку “Познайсебясам”. Итак, тема нашего занятия “Познай себя сам”.
Сегодня мы заглянем в свой внутренний мир и будем изучать своё внутреннее Я.
- А для чего это нужно? (чтобы стать лучше)
- А для чего необходимо становиться лучше? Чтобы быть успешным, то есть человек, обладающий лучшими качествами, может многого добиться в жизни. Чтобы стать лучшими, вы должны постоянно работать над собой, другими словами – заниматься самовоспитанием.
СамОвоспитание.
Воспитывать себя самому непросто, но возможно.
3. Изучение своего внутреннее Я мы начнём с посещения магазина. В обычных магазинах мы покупаем что?
- Технику, продукты, вещи. А наш магазин необычный. В нём продаются человеческие качества. Ассортимент в магазине невелик. Запас товара ограничен. Итак, в продаже:
1. Уверенность в себе. Что это за качество, как вы его понимаете?
2. Трудолюбие. Подберите, пожалуйста, слово, противоположное по смыслу.
3. Дисциплинированность. Подберите близкие по значению слова или словосочетания (воспитанность, послушание).
- Подумайте, чего вам больше всего не хватает, но помните, что запас товара ограничен и мы продаём только по одному качеству.
- Подходите, покупайте!
- Качества мы купили, а теперь поднимите полоски оранжевого цвета те, кто купил уверенность в себе. Полоски синего цвета те, кто купил трудолюбие. Зелёного цвета те, кто купил дисциплинированность.
- Больше всего ребята в классе нуждаются в таком качестве как…
- У каждого из вас, как и у меня, есть те качества, от которых вы хотели бы избавиться, которые мешают вам стать лучше. На партах есть листочки с названиями качеств. По цепочке прочтите их.
- Значение какого качества вам непонятно? Выпишите их на отдельный листок, а теперь сомните его, ещё сильнее, и выбросьте его в корзину. С этой минуты, поверьте, вы навсегда избавились от этих недостатков.
Вывод: Изучение своего Я мы начали 1) с посещения магазина и покупки недостающего качества. 2) вы избавились от плохих качеств.
- А сейчас продолжим работу по изменению своего внутреннего Я в лучшую сторону.
- Как мы должны относиться к новой купленной вещи? (беречь, ухаживать за ней). Так и с внутренними качествами, необходимо работать над ними, тренировать их, поддерживать, чтобы они стали вашими спутниками на всю жизнь, ведь их так легко растерять.
- Чтобы уверенность в своих силах и умениях сопровождала вас на жизненном пути и приносила вам удачу, нужно делать упражнение “Верить в себя”. Возьмите зеркало, смотрите на себя и повторяйте за мной: “Я хочу стать другим. Я буду таким/такой. Я уже меняюсь, я уже такой, каким хочу быть!”
- Для чего мы делаем это упражнение?
- Огромное значение для каждого из вас имеет поддержка коллектива, друзей, одноклассников. Поиграем в игру “Ручеёк”. Встаньте лицом друг к другу, образуя ручеёк. Каждый из вас по очереди будет проходить по ручейку, вы должны поддержать проходящего по ручейку, подбодрить добрым словом, комплиментом, пожатием руки, похлопыванием по плечу.
- Какую помощь оказывает игра?
- Поднимите цветную полоску те, кто купил Трудолюбие. Как же это качество развить и сохранить? Предлагаю тест “Лесенка трудолюбия”. Будет 3 варианта ответа: а) всегда;
б) иногда;
в) никогда.
Приготовили листы и ручки.
1. Дома после еды убираете ли за собой посуду?
2. Переодеваетесь ли вы после школы в домашнюю одежду?
3. Убираете ли одежду на место?
4. Следите ли за чистотой одежды?
5. Всегда ли охотно выполняете трудовые поручения?
6. Вы сами стираете себе мелкие вещи?
7. Вы сами гладите себе школьную форму?
8. Помогаете ли вы родителям?
- Всегда – 5 баллов;
- Иногда – 3 балла;
- Никогда - 0 баллов.
- Подсчитайте сумму баллов. Лена помогает Максиму. Вывешивается лесенка трудолюбия. Возьмите фломастер и подпишите своё имя на той ступеньке, на которой по сумме баллов вы находитесь.
Вывод. Находящимся на верхней ступени трудолюбия нужно поддерживать это качество. Тому, кто на средней – продолжать работать над собой. Для тех, кто на нижней ступени – необходимо начать работу по самовоспитанию трудолюбия.
- А теперь проверим на практике ваше трудолюбие. Игра – соревнование “Это мы можем” - кто быстрее зашнурует кроссовки. Участвуют 4 человека. Приз – грамота “Мастер – золотые руки”.
- А сейчас поднимите цветную полоску те, кто приобрёл Дисциплинированность.
- Что-то я забыла, что это за качество (ваше поведение в определённых условиях).
- Вот сейчас я и проверю, как вы знаете правила поведения. Вы, каждый в своей группе, должны составить правила поведения в школе, дома, в общественных местах.
- Что мы понимаем под общественным местом? Работа в группах. Озвучивание правил каждой группой.
- Молодцы! Эти правила будут помещены в классный уголок. Вы их сами составляли, надеюсь, будете их соблюдать.
Итог. Чем мы занимались на занятии?
1. Узнали о составляющих внутреннего мира.
2. Приобрели положительные качества.
3. Избавились от отрицательных качеств.
4. Искали способы формирования таких качеств, как трудолюбие, уверенность в себе, дисциплинированность.
Но самое главное, чтобы становиться лучше – надо очень сильно хотеть и верить в это. Ведь только человек, обладающий такими качествами, может достичь успехов в жизни, осуществляя самые заветные мечты.
Прослушивание песни Ю.Антонова “Поверь в мечту”.