Литературное чтение в 3-м классе «В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович"»

Разделы: Начальная школа


Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня мы продолжим работу над произведением , которое читали на прошлом уроке.

2. Подготовительный этап.

- Подготовимся немного, чтобы настроиться хорошо, выразительно читать на уроке.

2.1. На доске написан текст.

- Найдите ошибки, исправьте и прочитайте правильно.

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошшла она на колодец за вадой, оппустила ведро на веревке, а верёвка-то и оборвиссь; упало ведро в колодец.

2.2. Задание на внимание. Один ученик читает отрывок вслух, все остальные зачёркивают в этом отрывке букву а (после чтения спросить, сколько буква в этом отрывке).

Страница 199.

-Что сказал Мороз Иванович Рукодельнице?

2.3. Бинарное чтение (чтение вдвоём, остальные следят)

Стр.200, 2 абзац.

- Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?

2.4.Чтение “птичьим базаром”.

Стр. 202 (2–3 абзацы)

- Какую работу успела выполнить Рукодельница?

2.5. Чтение отрывка по – разному: (стр. 202, 2 абзац)

  • с утвердительной интонацией;
  • с вопросительной интонацией;
  • медленно, по слогам;
  • скороговоркой;
  • выразительно.

3. Постановка цели урока. Повторение изученного.

3.1. - На прошлом уроке мы познакомились со сказкой. Какая это сказка? Кто автор этой сказки? Что вы о нём знаете? (Высказывания учащихся).

- Да, это сказка “Мороз Иванович”, которую написал В.Ф. Одоевский. – Слайды 1, 2. Презентация

- Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием этой сказки.

- Но сначала вспомните, какие бывают сказки? (Народные, авторские).

- Чем они отличаются? – Слайды 3

- С какой русской народной сказкой близка сказка В.Ф.Одоевского? (“Морозко”)

- Чем они отличаются? Чем похожи? (Высказывания учащихся). – Слайды 4

- Прочитайте начало сказки автора. – Слайды 5

- Как понимаете смысл этой пословицы? (Высказывания детей)

4. Словарная работа. - Слайды 6

5. Работа над содержанием сказки.

- Как вы думаете, почему автор именно так назвал девочек? (Автор хотел показать, что девочки были разные по характеру)

- Могут ли их имена сказать, какими они были?

- Найдём и прочитаем отрывок о Рукодельнице.

(Стр. 196-197)

Слово учителя: Рукодельница без дела не сидела. Когда она шила и штопала, в доме часто звучала песня. Очень часто люди, когда работают, поют. Сейчас нам Алина и Алёна исполнят песню, которая часто сопровождала людей в работе.

(Звучит песня “Во кузнице” в исполнении 2 учениц класса)

- Теперь прочитаем о Ленивице. (Стр.196-197)

- Чем занималась Ленивица?

- Что можно сказать о девочках? (В.Ф.Одоевский противопоставляет имена, поведение и даже голос девочек)

- Какая беда приключилась с Рукодельницей?

- Как на это отреагировала нянюшка Прасковья? Прочитайте.

(Cтр. 197-198)

- Как вы думаете, почему нянюшка никогда не ставила в пример Рукодельницу, не поучала Ленивицу? (Да, она не любила девочек, они ей были не родные, сама она была злая)

- Как добиралась до дома Мороза Ивановича Рукодельница?

- Прочитаем по ролям: автор, пирожки, яблочки, Мороз Иванович, Рукодельница.

(Cтр. 198, со 2 абзаца)

- А как Ленивица добиралась по этой же дороге?

Прочитаем по ролям: автор, пирожки, яблочки, Мороз Иванович, Ленивица.

(Cтр. 203, 3 абзац)

-Увидели ли разницу в том, как дошли девочки до дома Мороза Ивановича? В чём? (Высказывания детей)

- Как это говорит о них, об их характере? (Высказывания детей)

- Как вы думаете, почему автор два раза заставляет нас с вами преодолеть один и тот же путь?

- Как он встретил девочек? Прочитайте.

(Рукодельницу – стр. 199, Ленивицу – стр. 204, 1-2 абзац)

- Сколько дней провели девочки у Мороза Ивановича? (3 дня)

- Сейчас выполним задания по вариантам.

Задание 1 варианту

- Как работала Рукодельница? Прочитайте про себя и перескажите.

(Стр.200, 2 абзац; стр. 202, 2-3 абзацы)

Задание 2 варианту

- Как работала Ленивица? Прочитайте про себя и перескажите.

(Стр. 204, стр. 206)

- Послушаем рассказы о работе девочек у Мороза Ивановича.

(Рассказы детей)

Физминутка “Не утони в сугробах”

-Какие три вопроса задала Рукодельница старику? Прочитайте. Как характеризуют эти вопросы Рукодельницу?

(Стр. 200-201). Слайд 9

- Какие подарки получила каждая девочка от Мороза Ивановича за свою работу ? (Ответы детей)

- Выборочное чтение (подарки Рукодельницы – стр.202, 4 абзац “…Так прожила…”; подарки Ленивицы – стр.206, 3 абзац “… На третий день…”).

- Почему Мороз Иванович их так отблагодарил? (По работе и награда!)

- Как вы думаете, каким вспоминала Мороза Ивановича Рукодельница? А Ленивица?

Рукодельница Ленивица
добродушный злющий
приветливый подозрительный
справедливый

- Как вы думаете, почему? (Внутренний мир девочек, душа разная)

- А девочки какие были? Сравните, охарактеризуйте их (Высказывания детей)

Слово учителя: Рукодельница: трудолюбива, добра, скромна, почтительна.Ленивица: ленива, зла, неуважительна, груба, высокомерна. Автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя приём контраста. В этой борьбе добра и зла побеждает добро. Труд красит человека, а лень портит. Слайды 7, 8

- Какими вы представляете героев сказки? Мы посмотрим сейчас ваши рисунки, которые рисовали к сегодняшнему уроку.

(Выставка детских рисунков. Анализ) Слайды 7, 8, 16

6. Итог урока.

- Как вы думаете, какова главная мысль сказки? Слайд 10

- Кто сказал это в сказке? (Мороз Иванович)

- Как вы думаете, пословица только к этой сказке подходит?

- Кому ещё можно её сказать и когда?

- Раз эта пословица подходит ко всем, давайте запишем в тетрадях. (Какова твоя работа, такова будет тебе и награда)

- Какие ещё знаете пословицы о труде? (Примеры детей). Слайд 11

- Найдите и прочитайте последний абзац сказки. (Стр. 207). Как понимаете? Слайд 12

- Ответьте! Слайд 13

7. Домашнее задание.

Слайд 14.

8. Рефлексия.

Слайд 15.

Оценки за работу на уроке.