Тема: Строчная буква х.
Цель: создание условий для формирования умения писать строчную букву «х».
Задачи:
- сформировать в памяти первоклассников четкий зрительно-двигательный образ строчной буквы «х», научить писать ее по алгоритму и соединять с буквами;
- способствовать развитию грамотного письма;
- развивать у учащихся аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, фонематический слух;
- воспитывать взаимоуважение и взаимопонимание;
УУД:
Личностные
- формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений)
Познавательные
- познавательное логическое ууд – анализ и конструирование письменных букв из элементов – шаблонов;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- формирование умения сравнивать и выделять общее и различное;
Регулятивные
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- умение осуществлять действие по образцу;
- осуществлять самоконтроль;
Коммуникативные
- взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте;
- осуществление взаимного контроля.
Оборудование: интерактивная доска, карточки-снежинки с буквами, карточки-снежинки с настроением, магниты, сигнальный круг, конверты для моделирования, прописи.
Ход урока
I. Психологический настрой.
– Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы.
– Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щёчки. (Дети делают щипательные движения руками за щёчки). У вас замёрз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.
II. Ситуация успеха.
– При помощи улыбок вы передали друг другу радость и тепло, а Матушка-Зима решила подарить лесу мягкие пушистые снежинки, чтобы и животным, и растениям был не страшен мороз. Но снежинки не простые, а буквенные. (Приложение 1)
– Найдите лишнюю букву? (Буква х)
– По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы? (Гласные буквы)
– Работая в парах, скажите чем отличаются согласные от гласных звуков?
– Проверим (Слушание ответов детей: При произношении согласных звуков встречаются препятствия: зубы, губы, язык, а гласные говорятся открыто. Гласные можно петь, а согласные – нет).
III. Постановка цели урока.
– Откройте прописи, скажите на какой странице будем сегодня работать? (22)
– Определим цели нашего урока, чему научимся? (учиться писать строчную букву х; учиться писать слоги с новой буквой, новые слова)
IV. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.
1. Организация учителем зрительного восприятия форм буквы «х»: строчной и заглавной письменной.
Покажите в какой рамке изображены письменные буквы, которые будем учиться писать. Проверьте у соседа. Сравните эти букв (чем похожи, чем отличаются).
2. Найдите образец буквы «х», изображенный в правой верхней части страницы, обведите элементы, из которых она состоит.
3. Конструирование буквы учащимися.
– Приготовьте конверты для конструирования, выньте из конверта нужные элементы, составьте строчную букву х. Кто желает выйти к доске и составить букву х из элементов? (Приложение 3) Из скольких элементов состоит буква х?
4. Проверка выполненного задания с помощью «ключа».
5. Конструирование учителем на доске строчной буквы «х». (Приложение 3)
Полное объяснение образца начертания заглавной буквы «х» на интерактивной доске.
Начинаем ниже верхней линейки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись верхней линейки (1). Опускаем ее вниз (2), закругляем влево, коснувшись нижней линейки (3). Делаем повтор по закруглению вправо (4). Линию повтора продолжаем вверх, отклоняясь вправо (5). Закругляем ее вправо, коснувшись верхней линейки (6). Делаем повтор по закруглению влево (7). Опускаем полуовальную линию вниз, коснувшись первого полуовала (8),закругляем вправо, коснувшись нижней линейки (9).
6. Имитация учащимися начертания буквы «х» по алгоритму на основе двигательных элементов (письмо в синей рамке).
7. Письмо буквы х (письмо по элементам в первой рабочей строке)
– А теперь найдите первую рабочую строку. Поставьте ручку в начало первого элемента, пропишите его. Найдите начало соединительной линии, поставьте ручки, пропишите её. Поставьте ручку в начало второго элемента, пропишите его и тд. Теперь следующую букву пишем под счёт.
– Сначала послушаем объяснение
8. Иллюстрация и объяснение учителем на технологии начертания строчной буквы «х» под счёт. - И, -Раз, -И, -И, -И,-И, -Два, -И (Приложение 3)
9. Выполнение упражнений учащимися в «воздухе».
Выполнение правил посадки при письме. – Примите правильную позу при письме и соблюдайте её в течение письма одной строки. (проверяем расстояние между партой и грудью, между тетрадью и глазами)
– Теперь прописываем вместе со мной.
– Обведите у себя букву, похожую на образец.
10. Самостоятельное письмо буквы до конца строки
– А теперь найдите вторую рабочую строку. Пропишите буквы самостоятельно под счёт. Не забывайте сравнивать с образцом.
V. Пальчиковая гимнастика
(на левой руке)
1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять.
Этот пальчик – в лес пошёл (мизинец).
Этот – гриб нашёл (безымянный).
Этот – чистил (средний).
Этот – жарил (указательный).
Этот – ел. Оттого и растолстел. (большой)
(на правой руке)
Этот пальчик – мамочка. (мизинец)
Этот пальчик – папочка (безымянный).
Этот пальчик – бабушка (средний).
Этот пальчик – дедушка (указательный).
Этот пальчик – Я (большой).
Вот и вся моя семья!
– Поменяйтесь прописями, обведите у соседа букву, похожую на образец.
11. Упражнение в письме слогов соединений
– Теперь нашли слоги.
– Прочитаем слоги хором.
– Скажите какое соединение в этих слогах?
– Нашли начало письма первого слога, пишем слог по точкам проговаривая себе вполголоса, не забываем сравнивать с образцом. Теперь пропишем этот же слог самостоятельно (и так до конца все слоги).
– Поменяйтесь прописями, обведите тот слог у соседа который похож на образец.
12. Упражнение в письме слов по образцу
– Нашли первую пару слов
1-я пара читает слова
Работа со словами МЕХ – СМЕХ (образовалось путём добавления новой буквы);
2-я пара читает слова
СЛУГИ – СЛУХИ (образовалось путём замены одной буквы на другую)
– Посмотрите на 2 пары слов, что означает дуга в этих словах? (слоги)
А теперь вспомним звуковой состав слов, для этого скажите что обозначают данные модели.
Подобрать звуковые модели, которые подходят к данным словам. (Приложение 3)
– Договоритесь в парах между собой, какую пару слов будете записывать. Прописать слова.
VI. Физминутка
– А сейчас поиграем. Я буду называть слова. Если вы услышите в словах новые звуки [Х ] – [ Х’], то вы хлопайте в ладоши, а если нет - то топайте ногами. Будьте внимательны!
ХОР, стол, МЕХ, дом, окно, САХАР, пенал, МУХИ, дверь, УХА, ХОМЯК, ручка, ХУЛИГАН.
VII. Списывание предложения по правилам списывания
– Найдите предложение в следующей строке. Прочитайте его про себя. Теперь будем его записывать по правилам списывания. Сначала прочитайте первое слово. Пишем в следующей строчке, диктуя себе проверяем.
– Прочитаем второе слово, диктуя его себе пишем, проверяем.
– Читаем третье слово, диктуя его себе пишем, проверяем.
– Читаем последнее слово, диктуя его себе по слогам пишем, проверяем.
– В конце предложения, что нужно поставить? (точку) Ставим.
VIII. Подведение итога урока предложением, в котором учащиеся досказывают слова:
– Пора подводить итоги. Итог урока мы подведем предложениями, в которые вы доскажите слова:
«Я сегодня на уроке научился (лась),
Я сегодня на уроке узнал (ла)»
IX. Рефлексия
Вначале урока у нас были буквенные снежинки, а сейчас я вам предлагаю взять снежинки настроений и выбрать ту, которая соответствует вашему настроению к концу урока.