Разработка урока по химии для 10-го класса (на 2 урока, если 2 часа в неделю)
Урок №1
Цель урока:
- рассмотреть гомологический ряд предельных УВ, строение молекул алканов.
- ознакомить учащихся с изомерией предельных УВ, их физическими свойствами и основными способами получения.
Оборудование и реактивы: шаростержневые и объёмные модели молекул алканов, образцы парафина, жидкие алканы (пентан, гексан) бензин,
ХОД УРОКА
Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Устный опрос учащихся
Контрольные вопросы для проверки знаний учащихся:
1. Перечислите основные природные источники УВ.
2.Опишите физические свойства нефти.
3. Почему нет химической формулы нефти?
4. Каков состав нефти?
5. Сравните состав природного и попутного нефтяного газа.
В это время у доски пишут уравнения химических реакции горения - метана CH4,этана C2H6 , пропана C3H8, бутана C4H10, пентана C5H12 , гексана C6H14
(1-2 ученика)
Основной момент. Изучение нового материала
Работа с книгой.
1. Найдти по учебнику определение алканов и общую формулу. Написать в рабочих тетрадях.
Приводить все понятия этого класса: алканы, предельные углеводороды, насыщенные УВ, парафины.
2. Написать в тетрадях гомологический ряд алканов ,используя общую формулу. (один ученик работает у доски) Пишут 10 членов гомологического ряда метана и их названия (суффикс -ан), так же названия радикалов (суффикс -ил)
3. Работа с книгой. 26 страница, таблица №2 рассмотрим:
- относительно-молекулярную массу
- плотность
- температуру кипения
- температуру плавления
- агрегатное состояние
Делают общие выводы:
С увеличением относительной молекулярной массой увеличивается температура кипения и плавления так же, плотность увеличивается.
Определяют , что С1 - С4 -газы, С5 -С15 - жидкости,С16 - твердые вещества. Газы и твердые вещества запаха не имеют, жидкие имеют бензиновый запах. Легче воды. Плохо растворимы в воде. Молекула первого члена гомологического ряда алканов - метан имеет тетраэдрическое строение. Все атомы углерода в молекулах алканов находятся в состоянии sp3 гибридизации, угол между связами составляет 109о28" длина связи С - С в предельных углеводородах 0,154 нм. (Показать шаростержневую молекулу метана,и других алканов.Указать зигзагообразные формы)
Учитель показывает образец парафина. (смесь твердых алканов (С18 -С35 ), получают из нефти)
Учащиеся описывают его физические свойство. (бесцветный продукт, без запаха и вкуса, жирный на ощупь)
Работа в рабочих тетрадях.
Задания: Определить молекулярную формулу предельного углеводорода, если его молекулярная масса равна 170. (используем общую формулу ПУВ СnH2n+2 )
Изомерия и номенклатура.
Спросить у учащихся определение изомерии.
Виды изомерии: структурная
(3 вида:
- изомерия углеродного скелета,
- положения кратной связи или функциональной группы
- межклассовая)
Рассказ учителя
Для алканов характерна только изомерия углеродного скелета. Начиная с бутана у каждого алкана с линейной цепью появляется изомеры с разветвленным углеродным скелетом, возникла необходимость выработать систему их названий. Такая система была разработана Международным союзом теоретической и прикладной химии (ИЮПАК) и получила название международной номенклатуры ИЮПАК.
Алгоритм составления названия алканов.
1. В структурной формуле выбирают самую длинную цепь атомов углерода (главную цепь)
2. Атомы углерода главной цепи нумеруют, начиная с того конца, к которому ближе разветвление (радикал)
3. В начале названия перечисляют радикалы и другие заместители с указанием номеров атомов углерода, с которыми они связаны. Если в молекуле присутствует несколько одинаковых радикалов (два, три, четыре и т.д.) то цифрой указывают место каждого из них в главной цепи и перед их названием ставят соответственно частицы ди-, три-, тетра- и т.д.
4. Основой названия служит наименование предельного углеводорода с тем же числом атомов углерода, что ив главной цепи.
Составления названия алканов.
Объяснения учителя
Получение алканов.
Получение метана
1. В п р о м ы ш л е н н о с т и:
а) из природного газа
б) синтез из оксида углерода (II) и водорода:
2. В л а б о р а т о р и и
а) гидролиз карбида алюминия
б) сплавление солей уксусной кислоты со щелочами
Получение гомологов метана.
1. В промышленности
а) из природного сырья (нефть, газ, горный воск)
б) синтез из оксида углерода (II) и водорода
2. В лаборатории
а) каталитическое гидрирование непредельных углеводородов (алкенов, алкинов)
б) взаимодействие галогеноалканов с натрием (реакция Вюрца)
Закрепление.
Решение задачи: Определить предельный углеводород, плотность паров которого по водороду равна 29. (ответ С4Н10)
Домашнее задание.
- Параграф 3 страницы 23-28 прочитать,учить записи в тетрадях
- Решить задания №7, 8 стр.32