Тип урока: повторительно-обобщающий, с упором на показ практической значимости изученных процессов.
Цель урока: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме. Показать, что знание основ физики необходимо каждому, и что физика повсюду вокруг нас.
Задачи.
Образовательные: Повторить и обобщить знания по теме, выявить сформированность знаний и умений учащихся.
Развивающие: Развивать способности выражать свои мысли, продолжать формировать умения, оценивать свою деятельность.
Воспитательные: Воспитывать толерантность, чувство ответственности, взаимоуважение.
Оборудование: магнитофон, запись музыки Р.Паулса “Делу время”, металлический диск и деревянный молоточек, юла с прикрепленной к ней стрелкой, коробка с жетонами, таблицы с номером лота.
Разыгрываемые предметы: мыло, зубная щетка, зубная паста, пластмассовая линейка, детские воздушные шарики, лыжи.
Перед началом урока звучит легкая музыка.
Ход урока
I. Организационный момент. Вводное слово учителя. Представление ведущих.
II. Постановка цели урока, мотивация.
III. Работа с учащимися.
Для успешного проведения аукциона повторим пройденный материал.
1.“Найди правильную дорогу”.
Учащиеся получают по 3 комплекта карточек и лист с незаполненной таблицей. Необходимо правильно разложить карточки в таблице в следующем порядке: величина – ее единица – название. За каждый правильный ответ 3 балла.
Физическая величина | Единица измерения | Название |
2.“Веришь – не веришь”.
За каждый правильный ответ 1 балл.
- Динамометр – прибор для измерения силы. (Да.)
- 300 секунд – это 5 минут. (Да.)
- Литр – единица измерения массы. (Нет.)
- Выстрел – это физическое тело. (Нет.)
- Прибор для измерения атмосферного давления – барометр. (Да.)
- Скорость – величина, указывающая, какой путь проходит тело за единицу времени. (Да.)
- 2000 кг – это 20 тонн. (Нет.)
- Сила – физическая величина, которая измеряется в ньютонах. (Да.)
- Инерция – явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. (Да.)
- Сила тяжести – причина уменьшения скорости тела. (Нет.)
3. Проведение аукциона.
Аукцион - распродажа товаров за высокую плату. Ваша плата – знания.
За верный ответ вы получаете жетон, баллы заносите к себе в лист учета, а в завершении урока подведем итоги.
Для того, чтобы купить вещь, необходимо найти связь между ней и физикой. Вы должны по очереди называть физические свойства, состояние и другие особенности вещи, а ведущий после каждого ответа будет считать до трех. Если до счета “три” и удара гонга ответа не поступит, вещь считается проданной и ее получает тот, кто назвал последнее свойство или особенность вещи. Если связь предмета с физикой не будет найдена, то приз остается ведущим.
Очередность продажи предметов определяется с помощью юлы, вокруг которой на столе раскладываются продаваемые предметы. Стрелка юлы, после установки, указывает, какая вещь сейчас подлежит продаже.
Ведущие делают дополнения, называя те свойства которые не были указаны.
Начинаем наш аукцион.
1 лот - Мыло.
- Это аморфное тело.
- При добавлении его в воду, уменьшает коэффициент поверхностного натяжения воды.
- Мыльный раствор смачивает жирные и грязные поверхности.
2 лот - Зубная щетка:
- Ворс щетки должен обладать упругими свойствами.
- Ручка щетки – твердое тело.
- Ручка щетки обладает упругими свойствами.
3 лот - Зубная паста.
- Зубная паста имеет полужидкую консистенцию.
- Зубная паста выдавливается из тюбика, за счет давления на тюбик.
- Она отличается по запаху, мы это чувствуем благодаря диффузии.
- Во время чистки зубов имеет место движение тел относительно друг друга.
- В процессе чистки большую роль играет трение.
- Благодаря диффузии питательные вещества из пасты проникают внутрь зубов и оказывают на них положительное действие.
4 лот - Пластмассовая линейка.
- Это измерительный прибор.
- Имеет шкалу.
- Твердое тело.
- Упругое тело.
5 лот - Детский воздушный шарик.
- Шарики изготовлены из тонкой резины.
- Шарик увеличивается в объеме за счет нагнетания в него воздуха или другого газа.
- Поднимется в воздух на большую высоту под действием архимедовой силы.
- Давление внутри шарика передается одинаково во всех направлениях.
6 лот - Лыжи.
- Это твердое тело.
- Лыжи могут подвергаться упругой деформации.
- При движении по снегу возникает трение скольжения.
- Давление на снег уменьшается.
- При ходьбе на лыжах по снегу увеличивается скорость движения.
V. Итог урока. Наш урок – аукцион подошел к завершению. Вы раскупили все предметы и получили жетоны, количество которых занесли в лист учета. Оценку за урок можно посчитать по вашему листу учета.
Лист учета
Фамилия/Имя | 1 тур | 2тур | 1 лот | 2 лот | 3 лот | 4 лот | 5 лот | 6 лот |
VI. Домашнее задание. Взять у родителей интервью: “С какими законами, физическими явлениями они встречаются на производстве, дома, в быту, на улице и объяснить их”.