Интеллектуальная игра "Химическими тропами" по теме "Металлы" в 9-м классе

Разделы: Химия


Цели:

  1. Образовательная: систематизация знаний и умений, обучающихся по теме «Металлы», способствовать усвоению обучающимися совокупности понятий, законов и теорий языка науки, сведений о конкретных веществах и химических реакциях.
  2. Развивающая: развитие познавательной активности, развитие умений решать нестандартные задачи и ситуации, развитие навыков коллективной работы и культуры общения.
  3. Воспитательная: расширение кругозора обучающихся, повышения мотивации к изучению химии.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, карточки с заданиями по каждому туру;
  • электронная презентация (Приложение 1);
  • реактивы роданид калия, сульфат натрия;
  • склянки без этикеток с растворами: хлорида железа(3), хлорида бария, хлорида меди(2);
  • тест по теме «Металлы» в программе Test2000.exe (Приложение 2).

Девиз: «Знание – орудие, а не цель» (Л.Н.Толстой).

Время проведения: проводится после изучения темы: «Металлы» во время проведения школьной декады естественных наук.

Участники: обучающиеся 9-х классов.

Условия игры: в игре принимают участие 2 команды по 6 человек.

Игра состоит из 5 туров:

Вводный тур – «Выход на тропу».
I Тур – «Заплыв».
II Тур – «Счастливого плавания».
III Тур – «Выход на сушу».
IV Тур – «Жизнь моя в опасности без правил безопасности».
V Тур – «Вперёд. Только вперёд».

Награждение: все участники игры получают сертификат участника и хорошую отметку, команды награждаются дипломами (золотая и серебряная номинации), самые эрудированные участники получают звание «лучший знаток химии 9 класса» (золотая и серебряная номинации).

Ход игры

Учитель: Сегодня мы проводим интеллектуальную игру «Химическими тропами».

Химия – это наука умеющая творить чудеса, и как всякая наука, требует к себе самого серьёзного отношения.

Желаем участникам игры показать свои знания по химии, умение их применять при решении необычных химических задач.

Игра называется «Химическими тропами», т.е. нам предстоит совершить виртуальное путешествие по химическим тропам. Каждый участник игры имеет возможность получить хорошую отметку по предмету и звание «Лучший знаток химии 9-ого класса» (золотая, серебряные номинации). Наша игра состоит из 5 туров:

Вводный тур – «Выход на тропу».
I Тур – «Заплыв».
II Тур – «Счастливого плавания».
III Тур – «Выход на сушу».
IV Тур – «Жизнь моя в опасности без правил безопасности».
V Тур – «Вперёд. Только вперёд».

Девиз нашей игры «Знание – орудие, а не цель» (Л.Н.Толстой).

Вводный тур – «Выход на тропу».

Учитель: Каждый путешественник, собираясь в дорогу, основательно к ней готовится. Вам предстоит выполнить тренировочные упражнения перед выходом на химические тропы. Каждой команде предстоит ответить на 2 вопроса и заработать за каждый ответ по 1 баллу.

1 команда:

  1. Каких химических элементов больше металлов или неметаллов.
  2. Назовите металл, который обладает бактерицидными свойствами.

2 команда:

  1. Назовите самый распространённый металл природы.
  2. Вспышки какого металла использовались раньше во время фотографирования?

После ответов команд переходим к 1 туру.

1 Тур – «Заплыв».

Учитель: Ни один человек сразу не научился плавать, поэтому прежде чем отправиться в серьёзное плавание, мы совершим небольшой заплыв. А именно выполним экспериментальное задание. Ведь химия наука экспериментальная.

Экспериментальная задача. С помощью качественных реакций и окраски исходных растворов определите, в каких сосудах находятся соли следующих металлов: хлорида железа(3), хлорида бария, хлорида меди(2).

Справка: используйте следующие реактивы: роданид калия, сульфат натрия. Опыты проводите в отдельных пробирках. Помните! Все реактивы токсичны, будьте осторожны! Объясните ход своего решения. (4 балла)

Учащиеся выполняют экспериментальную задачу и докладывают результат.

Дополнительно обращаем внимание на правильный ответ, демонстрация слайда электронной презентации.

2 Тур – «Счастливого плавания».

Учитель: Дорогие участники! Чтобы преодолеть все преграды на вашем пути надо многое знать и многое уметь!

Выполните следующее задание (участники получают карточки с заданием, которое предварительно проецируется на экран).

Задание. Закончите схемы, описывающие общие химические свойства соединений и приведите конкретные примеры:

  1. Металл (до Н) + кислота → ? + ?
  2. Основание + кислота → ? + ?
  3. Металл + кислород → ?
  4. Металл (?) + соль (р) → Металл + новая соль.

Справка: можно взять для примеров вещества: цинк, соляная кислота, серная кислота (р), магний, хлорид меди(2), гидроксид натрия, серная кислота.

3 Тур – «Выход на сушу».

Учитель: Все моряки влюблены в море. Но для каждого из них возвращение к великим берегам – великая радость! Вот и мы пересекли водное пространство и приблизились к суше. Теперь главное удачно пришвартоваться. Но для этого каждой команде предстоит решить задачу:

Задача 1 команды. Древние римляне весьма почитали металлы и присваивали им имена богов. По их мнению, металл Сатурна в кроны дерева можно получить путём погружения палочки цинка в раствор нитрата свинца. Чтобы увидеть дерево Дианы, достаточно прибавить каплю ртути к раствору нитрата серебра.

Вопрос. Какой металл римляне называли металлом Сатурна, и какой – деревом Дианы? Запишите уравнения реакций, которые были проведены римлянами.

Задача 2 команды. «Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальций(карбонат кальция). Под действием огня известняк разложился, углекислый газ выделился, и получилось именно то, что называется негашеной известью. Осталось только, чтобы на неё попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести, она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий уголь и выталкивать его по направлению к пропасти... Скалы, деревья, клад, мумии – все исчезло в мгновенье ока вместе с презренными негодяями» (Л. Буссенар). «Похитители бриллиантов».

Вопрос. Какие процессы произошли в пещере. Запишите уравнения реакций.

4 Тур – «Жизнь моя в опасности без правил безопасности».

Учитель: Как известно каждый должен уметь оказать помощь в трудной ситуации, вот и на наших химических тропах может случиться ЧП. Как поступить?

Задание 1 команде.
Задача.
В химической лаборатории и в повседневной жизни возможны случаи поражения организма едкими веществами. Прежде чем обратиться к врачу, пострадавшему следует оказать первую помощь. Что вы предпримите, если:
- в глаз попала раствор каустической соды. Ваши действия.

Задание 2 команде.
Задача.
В химической лаборатории и в повседневной жизни возможны случаи поражения организма едкими веществами. Прежде чем обратиться к врачу, пострадавшему следует оказать первую помощь. Что вы предпримите, если: на кожу попала кислота из автомобильного аккумулятора. Ваши действия.

5 Тур – «Вперёд. Только вперёд».

Учитель: Наше путешествие подходит к концу, и чтобы каждый из вас почувствовал, что химические тропы ему по силам вам предстоит последнее испытание в кабинете информатике. Выполните тест, найдите только один правильный ответ. Возьмите с собой ПС и таблицу растворимости.

Тест (электронный вариант, каждый участник работает индивидуально).

Содержание теста:

  1. В 1 группе А находится металл: 1) водород, 2) медь, 3) рубидий, 4) магний.
  2. Заряд ядра атома бария равен: 1) + 56, 2) -56, 3) 56, 4) 137.
  3. Электроны атома алюминия располагаются на:1) 3 уровнях, 2) 13 уровнях, 3) 27 уровнях, 4) 2 уровнях.
  4. Крылатым металлом называют: 1) медь, 2) серебро, 3) железо, 4) алюминий,
  5. Небесным камнем называют: 1) золото, 2) ртуть, 3) железо, 4) магний.
  6. О сплаве, какого металла идёт речь строках «Твоих оград узор чугунный»: 1) титан, 2) никель, 3) железо, 4) серебро.
  7. Какой металл самый лёгкий: 1) ртуть, 2) алюминий, 3) осьмий, 4) литий.
  8. «Это ярче глаз Багиры», - сказал Маугли... «Многие люди убивали бы трижды в ночь ради одного этого красного камня, заметил Као». Р. Киплинг упомянул о рубинах. Оксидом, какого металла образованы рубины: 1) железа, 2) алюминия, 3) кальция, 4) серебра.
  9. Какой металл получают из негашёной извести: 1) медь, 2) магний, 3) кальций, 4) серебро.
  10. От соединения, какого металла зависит красный цвет крови: 1) магний,2) натрий, 3) алюминий, 4) железо.
  11. Три металла, которые вошли в названия веков: 1) золото, алюминий, железо, 2) железо, серебро, медь, 3) золото, медь, железо, 4) серебро, медь, алюминий.
  12. Какой металл академик А. Ферсман назвал «металлом консервной банки»: 1) алюминий, 2) железо, 3) магний, 4) олово.
  13. Какой металл придаёт ума глупцу, честь подлецу, трусливому геройства: 1) ртуть, 2) медь, 3) золото, 4) цинк.
  14. Азотную кислоту можно перевозить в цистернах сделанных из: 1) меди, 2) алюминия, 3) золота, 4) магния.
  15. Элемент – составная часть гемоглобина: 1) магний, 2) кальций, 3) калий, 4) железо.
  16. Продукт коррозии железа: 1) окалина, 2) ржавчина, 3) пирит, 4) магнетит.
  17. Второе место по распространению металлов в природе занимает: 1) алюминий, 2) магний, 3) кремний, 4) железо.
  18. О каком из металлов можно сказать «хранят обычно в керосине, и бегает он по воде...: 1) магний, 2) алюминий, 3) цинк, 4) натрий.
  19. О каком металле идёт речь – «тяжёлый, жидкий до поры, а если греть его мы будем, даст ядовитые пары»: 1) натрий, 2) бериллий, 3) ртуть, 4) медь.
  20. О каком металле идёт речь: «давно известна человеку ещё по бронзовому веку. Знакома в сплавах всем она, с горячей серной кислотой даёт нам синий купорос...»: 1) медь, 2) олово, 3) сурьма, 4) сера.

К игре прилагается электронная презентация, где после выступлений участников ещё раз даются ответы на задания, чтобы провести своевременную коррекцию знаний и умений обучающихся.

Результаты выполнения каждого задания вносятся в протокол.

Протокол результатов игры «Химическими тропами»

Тур Критерии оценки Макс.баллы 9А класс 9Б класс
1 «Выход на тропу» Содержание и форма представления 2    
2 «Заплыв» Активность команды и правильность ответа 4    
3 «Счастливого плавания» Правильность ответа 8    
4 «Выход на сушу» Правильность ответа 6    
5 «Жизнь моя в опасности без правил безопасности» Правильность ответа 2    
6 «Вперёд, только вперёд» Правильность решения 20    
7 Корректность и дисциплинированность участников в процессе игры   10    
  Результат   52