Проект "Край, в котором я живу"

Разделы: Начальная школа


Цели проекта:

  • познавательный аспект: увеличение объёма знаний о своем крае, о природе родного края;
  • показать разнообразие и богатство растительного и животного мира;
  • развивающий аспект: развитие умения обобщать и сравнивать собранный материал, развитие коммуникативных умений учащихся.
  • воспитательный аспект: воспитание бережного отношения к природе, развитие экологической культуры учащихся; воспитание интереса к своей малой родине.

Задачи проекта:

  • совершенствование речевых умений и навыков;
  • обобщение и систематизация полученных знаний;
  • активизация навыков самостоятельной работы по сбору нужной информации;
  • развитие навыков взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, рисунки детей по экологическим проблемам края, материалы из книг, газет, энциклопедий, собранные детьми, карта природных зон, карта России, презентация.

Этапы работы над проектом.

I этап: "Погружение" в проблему (выбор и осознание проблемы)

II этап: Сбор и обработка информации

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

  • актуальность и важность данной проблемы;
  • анализ разнообразной информации;
  • программа действий;
  • разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

V этап: Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы) представляют проект на конференции, готовят стендовую защиту, разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Эпиграф:

"Любить Отечество велит природа, Бог,
А знать его - вот честь, достоинство и долг".

VIII этап: Защита проекта.

Ход урока

-Мы продолжаем работу по проекту. Вы собирали информацию, а сегодня на заключительном этапе проекта мы с вами попробуем обобщить весь собранный материал по теме "Край, в котором я живу".

Мы живём в России - самой большой по территории стране в мире. Ни в одной стране мира мы не увидим такого разнообразия природных зон. Почему? (Далеко протянулась она с севера на юг).

- В каком направлении изменяются природные условия, растительность, животный мир? Почему? (Чем ближе находится зона к экватору, тем больше тепла она получает, и наоборот. От географического положения природной зоны зависит высота солнца над линией горизонта и продолжительность зимы и лета. От сочетания тепла и влаги зависит состояние почвы и растительности. А от растительности - животный мир, виды занятий населения. Жизнь и деятельность человека тесно связаны с природой.)

- Мы живём в ЯНАО - это наш край, он составляет частицу нашей необъятной Родины.

Лучшие представители рода человеческого от древнего мира до наших дней считали, что каждый культурный человек должен хорошо знать свою Родину, окружающий мир.

Отсутствие знаний делает человека равнодушным. Равнодушие разъедает души людей.

Эпиграф: "Любить Отечество велит природа, Бог, А знать его - вот честь, достоинство и долг".

Любовь к родному краю укрепляется знаниями. Вы старались больше узнать о своей малой родине. Собирали необходимый материал. Для того, чтобы с разных сторон узнать наш край мы разделились на группы по профессиям.

Метеорологи, Ботаники, Зоологи, Экологи, Художников и поэтов.

У каждой группы было своё задание.

- С чего мы начинаем изучение природной зоны? Почему?

-Метеорологи нам расскажут о географическом положении и о климатических условия нашего округа.

Сообщение метеорологов.

-Большое спасибо метеорологи, вы хорошо потрудились.

-Что же интересного нашли поэты и художники, что могут добавить к выступлению метеорологов.

Сообщение художников и поэтов.

- Писатели - северяне создали много произведений о своей малой родине. Они родились на этой земле и любовь к природе переняли от своих предков. Послушайте, каким увидел северное сияние наш земляк, Иван Истомин.

И.Истомин.

Полярное сияние.

Вновь полярное сиянье
Над Ямалом занялось.
Ты откуда, ты откуда,
Диво дивное взялось?
Разноцветными лучами
Ты все небо обожгло.
Сразу звёздочки померкли,
Сразу в тундре рассвело.

- Такими увидел Л. Лапцуй белые ночи.

Л.Лапцуй.

Белые ночи.

Из-за дымчатых облаков
Солнце вешнее смотрит сонно.
Сколько вычертило кругов
По пустынному небосклону?
Словно сторож, ночью и днём
Бродит, бродит солнце над тундрой,
И порой не сразу поймём:
То ли вечер, а то ли утро:
Поднимает солнце весна
На высокую эту орбиту.
Тундра!
Кажется, что она
Белой шкуркой оленя покрыта.
Ходят белые ночи по ней
И, сверкая снежной планетой,
Тундра рада весне своей
И растенья готовит к лету.

- Метеорологи нам рассказали о географическом положении и о климате нашего округа. Итак, от географического положения зависят климатические условия. А от климатических условий что будет зависеть?

- Сейчас мы послушаем выступление ботаников. Они нам расскажут о растительности нашего края.

Сообщение ботаников. Растительность.

- В мире великом много чудес, разве не чудо наш северный лес? Сейчас мы вам подробнее расскажем, что растёт в лесу.

-Жители Севера в изобилии имеют щедрые дары "зелёного друга": ягоды, грибы, кедровые орехи, лекарственные травы.

Наши далёкие предки недаром ценили лесные дары природы - в ягодах почти весь набор витаминов и микроэлементов.

От растительности зависит животный мир и вид деятельности человека.

-Давайте послушаем зоологов, что они нам сообщат о животном мире нашего края.

Животный мир. (зоологи)

Звери, Птицы, Насекомые, Рыбы

-В результате жизнедеятельности человека многие растения и животные стали встречаться редко. Такие представители растительного и животного мира внесены в Красную книгу.

- Кто может объяснить, почему эта книга получила такое название? (Растениям и животным, занесённым в Красную книгу, угрожает опасность. Они могут навсегда исчезнуть.

Некоторые виды животных занесены в Красную книгу.

Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Всё больше загрязняется воздух, вода. А они необходимы для жизни растений, животных и человека.

Давайте послушаем экологов, они расскажут об экологических проблемах нашего края.

Слово экологам.

- Спасибо экологам за интересные сообщения.

- Что добавят художники и поэты по экологическим проблемам нашего края?

Об отравленных реках, о болезнях морской воды, о гибнущей природе, как набат, как крик души, стихотворение Николая Новикова.

Всё меньше лирики в природе,
Всё тише шорох, звон и гам.
Всё больше мусора при входе
В её необозримый храм.
Увенчаны усилья наши -
Храм превращается в завод.
Всё меньше радости в пейзаже,
В тонах небес и в цвете вод.
Но что победы бесполезней
В тупой с природою войне,
Коль не здоровье, а болезни
Растворены в морской волне.
В каком ещё безумном веке,
Пугая берега свои,
Текли отравленные реки,
Шептали мёртвые ручьи?!
И даже эхо стало глуше,
Как бы невнятное уже:
Всё меньше музыки снаружи,
Всё меньше музыки в душе.

Ю. Велла тоже беспокоится о гибнущей природе нашего края.

В полдень
Оленёнок малый
Над ручьём склонился.
Он просил:
- Мне жарко, мама,
Я хочу напиться.
- Погоди, сынок,
Потерпи немножко.
Там румяных спелых ягод
Столько, сколько хочешь.
Там другие оленята
Весело играют,
А в бору грибы-маслята
Силы набирают...
Но куда б они ни ш ли,
Всюду буровые,
Пахнет нефтью ручеек,
Отравиться можно.
Вот пойдём подальше в тундру,
Там вода живая,
Там смеются птицы,
Утром песни напевая.
Там пушистый белый ягель
Украшает кочки.
На озёрах чёрной смолью
Пятна нефтяные.
Фары целят в ночь
Двустволкой,
Ягель пахнет гарью.
А по тундре псы гуляют
Без хозяев, словно волки...
(Ю. Вэлла.)

Нужно не только брать у природы, но и отдавать, беречь и любить её!

Разрушить и истребить легко, восстановить - трудно.

Рисунки на тему: "Природе нужна помощь"

Итог.

- К какой природной зоне относится наш округ?

В природном отношении наш округ находится в трёх зонах: тундре, лесотундре и лесной зоне.

- О каких особенностях округа узнали?

Обилие водоёмов объясняется сравнительно большим количеством осадков, их слабой испаряемостью, многолетней мерзлотой и равнинностью рельефа, ослабляющей поверхностный сток вод.

Как приспособились растения к нашим климатическим условиям?

Какие животные водятся в нашем крае?

Чем занимается население нашего края?

Какое решение вы видите по устранению экологических проблем нашего округа?

Кому было интересно искать, собирать материал?

Кто сделал открытие, узнал что-то новое.

Приложение 1.

Приложение 2.