“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
В.А.Сухомлинский
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Моя методическая тема: “Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования”. Свою работу с использованием нетрадиционных техник начинаю со 1-ой младшей группы по принципу “от простого к сложному”. Основные техники, используемые в этом возрасте:
- Рисование пальчиками
- Рисование ладошками
- Печать поролонами
- Оттиск печатками из картофеля
Предлагаю вам примерный перспективный план работы в 1 младшей группы:
Изобразительная деятельность.
Сентябрь | ||||
Неделя | Подраздел программы | Тема | Программное содержание | Литература |
1-я неделя | Лепка | “Печенье для кота” | Вызвать у детей интерес к лепке. Познакомить со свойствами пластилина: мнется, скатывается, расплющивается, рвется. Воспитывать отзывчивость и доброту. | Д.Н.Колдина стр.7 |
2-я неделя | Рисование | “Мой любимый дождик” | Познакомить детей с техникой рисования пальчиками, показать приемы рисования точек формировать интерес и положительное отношение к рисованию, воспитывать желание рисовать. | Д.Н.Колдина стр.31 |
Лепка | “Съешь моего яблочка” | Учить детей складывать маленькие шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху; приучать слушать народные сказки, воспитывать умение радоваться своим рисункам. | Д.Н.Колдина стр.8 |
|
3-я неделя | Рисование | “Зернышки для цыплят” | Продолжать учить детей рисовать точки пальчиками, упражнять в порядковом счете до трех, воспитывать отзывчивость и доброту. | Д.Н.Колдина стр.32 |
Лепка | “Подсолнух” | Продолжать учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней и расплющивать пальцем сверху; учить сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями. Воспитывать отзывчивость и доброту. | Д.Н.Колдина стр.9 | |
4-я неделя | Рисование | “Домашнее консервирование” | Учить детей рисовать пальчиками на ограниченном пространстве. Развивать чувство ритма, речь и мышление, воспитывать желание рисовать. | Д.Н.Колдина стр.33 |
Лепка | “Маленькие змейки” | Учить детей раскатывать валик (“колбаску”) из пластилина на дощечке прямыми движениями руки. Воспитать отзывчивость и доброту. | Д.Н.Колдина стр.10 | |
5-я неделя | Рисование | Рисование по замыслу | Учить задумывать содержание своего рисунка. Закреплять ранее усвоенные умения и навыки в рисовании красками. Воспитывать у детей желание рассматривать рисунки и радоваться им. Развивать цветовое восприятие. | Комарова стр.18 |
Лепка | Лепка по замыслу | Дать детям представление о том, что глина мягкая, из нее можно лепить, отщипывать от большого комка маленькие комочки. Учить класть глину и вылепленные части только на доску, аккуратно пользоваться глиной, вызывать желание лепить. | Комарова стр.12 |
Используемая литература:
- Груздова И.В., кузнецова С.В., Котова Е.В., Романова Т.А. настольная книга воспитателя и методиста детского сада: развитие творческих способностей дошкольника/ И.В.Груздова [ и др.].– Ростов н/Д: Финикс, 2010. – 376 с.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий",2005 г., М.
- Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2–3 лет. Конспекты занятий. –М.: МОЗАЙКА– СИНТЕЗ, 2007. – 56 с.: цв. вкл.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
- Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.– М.: МОЗАЙКА–СИНТЕЗ, 2009. – 64 с.