Урок русского языка во 2-м классе по теме «Распознавание имен существительных, отвечающих на вопросы "кто?" и "что?"»

Разделы: Начальная школа


Цель: развитие осознанного распознавания слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?

Задачи.

1. Выработать углубленное понимание об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

2. Развивать мышление.

3. Развивать речь учащихся.

4. Формировать умение самопроверки и взаимопроверки.

5. Воспитывать уважение к товарищам.

6. Воспитывать аккуратность и прилежание.

Оборудование: карточки с предметными картинками.

Оргмомент.

Повторение.

- Ребята, посмотрите кто пришел к нам сегодня на урок? Это королева Грамматики. Значит, сегодня нам с вами предстоит путешествие в сказку. А пропуском в страну сказок будет являться правильное выполнение заданий, которые принесла нам королева Грамматики.

1. – Вот первое задание: написать узор с платья королевы. Сегодня мы с вами напишем букву “М”. Посмотрите сначала, как я это сделаю. (Показ на доске: Мм). Охарактеризуйте мне этот звук. Запишите буквы Мм в тетрадях.

2. – А теперь напишем словарные слова, которые начинаются с этой буквы. (Работа у доски и в тетрадях: машина, медведь, морковь, Москва, молоко, мороз. Ставится ударение, выделяются безударные гласные).

К какой части речи относятся данные слова? (К имени существительному)

- Вспомните, что такое имя существительное.

Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем учиться распознавать имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? или что?

- Назовите примеры существительных, которые отвечают на вопрос кто? (Ответы детей)

- Что обозначают все эти существительные, которые отвечают на вопрос кто? (Людей и животных)

- Как называются все эти предметы? (Одушевленные)

- Верно. Существительные, обозначающие людей и животных, и отвечающие на вопрос кто?, называются одушевленными.

- А теперь назовите мне примеры существительных, которые отвечают на вопрос что? (Ответы детей)

- Какие все эти предметы? (Неодушевленные)

- Верно, все существительные, которые не обозначают людей и животных, и отвечающих на вопрос что?, называются неодушевленными.

- Давайте составим предложения с любым из словарных слов и запишем на доске.

(Работа у доски и в тетрадях: запись предложения, подчеркивание грамматической основы предложения.)

Физкультминутка.

4. – Хорошо. А теперь второе задание королевы Грамматики. Но прежде, чем показать его, давайте разделим страницу тетради на две равные части. В первом столбике запишите вопрос кто?, а во втором – что?

- А теперь послушайте задание. У меня на столе лежат предметные картинки. Вы должны выбрать любую картинку и записать название предмета в первый или во второй столбик, в зависимости от вопроса, на который отвечает этот предмет. (Предметные картинки: лук, лошадь, чашка, Белка, бабочка, часы, карандаш, петух и т.д.) (Один ребенок берет на столе учителя предметную картинку и ставит вопрос кто? или что? И записывает на доске в первый или второй столбик).

- Хорошо. Какие названия предметов записаны в первом столбике? (Неодушевленные). Почему? Докажите.

5. – Королева Грамматики приготовила вам сюрприз. Он в этом письме (показ письма).

- Давайте посмотрим, что там.

- Здесь загадки, напишите в тетрадь отгадки.

“Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою.
Наскочил на дальний лес –
Прохудился и исчез”. (Туча)

Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Еж)

Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата)

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)

- На какие две группы можно разделить эти имена существительные? (Одушевленные и неодушевленные)

- Назовите одушевленные имена существительные.

- Назовите неодушевленные имена существительные.

Физкультминутка.

6. Коллективная работа.

(С помощью компьютера на доске появляется картина зимы). Учащимся необходимо назвать и записать как можно больше имен существительных.

- Рассмотрите картину и запишите в тетради только имена существительные. (Зима, лес, снег и т.д.)

- Прочитайте слова, отвечающие на вопрос кто?

- Прочитайте слова, отвечающие на вопрос что?

Закрепление изученного материала.

Работа по вариантам. Учащиеся 1 варианта по цепочке называют одушевленные имена существительные, а 2 варианта – неодушевленные.

Итог урока.