Цель: развитие осознанного распознавания слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?
Задачи.
1. Выработать углубленное понимание об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
2. Развивать мышление.
3. Развивать речь учащихся.
4. Формировать умение самопроверки и взаимопроверки.
5. Воспитывать уважение к товарищам.
6. Воспитывать аккуратность и прилежание.
Оборудование: карточки с предметными картинками.
Оргмомент.
Повторение.
- Ребята, посмотрите кто пришел к нам сегодня на урок? Это королева Грамматики. Значит, сегодня нам с вами предстоит путешествие в сказку. А пропуском в страну сказок будет являться правильное выполнение заданий, которые принесла нам королева Грамматики.
1. – Вот первое задание: написать узор с платья королевы. Сегодня мы с вами напишем букву “М”. Посмотрите сначала, как я это сделаю. (Показ на доске: Мм). Охарактеризуйте мне этот звук. Запишите буквы Мм в тетрадях.
2. – А теперь напишем словарные слова, которые начинаются с этой буквы. (Работа у доски и в тетрадях: машина, медведь, морковь, Москва, молоко, мороз. Ставится ударение, выделяются безударные гласные).
К какой части речи относятся данные слова? (К имени существительному)
- Вспомните, что такое имя существительное.
Сообщение темы урока.
- Сегодня мы будем учиться распознавать имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? или что?
- Назовите примеры существительных, которые отвечают на вопрос кто? (Ответы детей)
- Что обозначают все эти существительные, которые отвечают на вопрос кто? (Людей и животных)
- Как называются все эти предметы? (Одушевленные)
- Верно. Существительные, обозначающие людей и животных, и отвечающие на вопрос кто?, называются одушевленными.
- А теперь назовите мне примеры существительных, которые отвечают на вопрос что? (Ответы детей)
- Какие все эти предметы? (Неодушевленные)
- Верно, все существительные, которые не обозначают людей и животных, и отвечающих на вопрос что?, называются неодушевленными.
- Давайте составим предложения с любым из словарных слов и запишем на доске.
(Работа у доски и в тетрадях: запись предложения, подчеркивание грамматической основы предложения.)
Физкультминутка.
4. – Хорошо. А теперь второе задание королевы Грамматики. Но прежде, чем показать его, давайте разделим страницу тетради на две равные части. В первом столбике запишите вопрос кто?, а во втором – что?
- А теперь послушайте задание. У меня на столе лежат предметные картинки. Вы должны выбрать любую картинку и записать название предмета в первый или во второй столбик, в зависимости от вопроса, на который отвечает этот предмет. (Предметные картинки: лук, лошадь, чашка, Белка, бабочка, часы, карандаш, петух и т.д.) (Один ребенок берет на столе учителя предметную картинку и ставит вопрос кто? или что? И записывает на доске в первый или второй столбик).
- Хорошо. Какие названия предметов записаны в первом столбике? (Неодушевленные). Почему? Докажите.
5. – Королева Грамматики приготовила вам сюрприз. Он в этом письме (показ письма).
- Давайте посмотрим, что там.
- Здесь загадки, напишите в тетрадь отгадки.
“Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою.
Наскочил на дальний лес –
Прохудился и исчез”. (Туча)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Еж)
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
- На какие две группы можно разделить эти имена существительные? (Одушевленные и неодушевленные)
- Назовите одушевленные имена существительные.
- Назовите неодушевленные имена существительные.
Физкультминутка.
6. Коллективная работа.
(С помощью компьютера на доске появляется картина зимы). Учащимся необходимо назвать и записать как можно больше имен существительных.
- Рассмотрите картину и запишите в тетради только имена существительные. (Зима, лес, снег и т.д.)
- Прочитайте слова, отвечающие на вопрос кто?
- Прочитайте слова, отвечающие на вопрос что?
Закрепление изученного материала.
Работа по вариантам. Учащиеся 1 варианта по цепочке называют одушевленные имена существительные, а 2 варианта – неодушевленные.