Цель урока:
- Познакомить учащихся с причинами Первой мировой войны, ее влиянием на социально-экономическое и политическое положение стран, вступивших в войну.
- Выявить цели, преследуемые каждой из стран участниц Первой мировой войны.
- Показать античеловеческий и антигуманный характер войны, развязанной правительствами сверхдержав ради очередного передела мира.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с новыми понятиями и определениями.
- Научить учащихся работать со статистическим материалом
- Закрепить навыки:
– самостоятельной групповой работы учащихся с новым материалом и историческими документами
– составления тезисного плана ответа - Пробудить у учащихся чувство сострадания к рядовым участникам военных действий, принявших на свои плечи всю тяжесть беспощадной и кровопролитной войны.
План урока:
- Вводная беседа. Формулировка темы и цели модульного урока.
- Повторение и актуализация ранее изученных знаний – письменная работа по вопросам.
- Разбор нового материала – работа в группах по предложенным заданиям.
- Обобщение полученных знаний.
- Рефлексия – самооценка работы на уроке.
Ход урока
1. Вводная беседа. Формулировка темы и цели модульного урока.
В начале ХХ века человечество вступило в новый, очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Уже с конца XIX столетия многих европейских и русских мыслителей и политических деятелей не покидало ощущение надвигающейся глобальной катастрофы. Мир сотрясали то англо-бурская, то испано-американская, затем русско-японская, итало-турецкая и бесконечные балканские войны, а политическим кризисам, будоражившим Европу, можно было потерять счет. Старый Свет разделился на два враждующих между собой лагеря — Тройственный союз и Антанту. Столкновение между этими группировками было неизбежным, что и произошло летом 1914 года. Но вряд ли кто мог тогда представить, что столкновение интересов выльется не в обычный конфликт, а в конфликт мирового масштаба – Первую мировую войну 1914–1918 годов. Эта война стала прологом потрясений ХХ столетия. События 1914–1918 годов дали начало многим процессам, определившим облик современного мира.
Тема сегодняшнего урока звучит так: “Причины и начало Первой мировой войны”
Цель нашего с вами занятия – подробно познакомиться с событиями начального этапа Первой мировой войны. Узнать каковы были цели и планы участников войны, какие события послужили толчком к ее началу, как отнеслись к событиям первой мировой войны различные слои населения воюющих государств.
2. Повторение и актуализация ранее изученных знаний.
Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним, что мы уже с вами знаем о ситуации, сложившейся в мире в начале ХХ века.
Для проверки ваших знаний, предлагаю выполнить письменно следующее задание:
Ответить на вопросы, выбрав правильный вариант из предложенных вариантов ответов.
1. Где накануне Первой мировой войны столкнулись интересы России и Германии?
А) в Марокко,
Б) в Индии,
В) в Турции и Персии.
2. Укажите основную причину сближения России и Англии в начале ХХ века
А) усиление германского милитаризма в Европе,
Б) усиление зависимости Англии от поставок сырья и хлеба из России,
В) общие интересы на Ближнем и Среднем Востоке.
3. Какой регион в начале ХХ века получил название “пороховой погреб Европы”
А) Балканы,
Б) Ближний Восток,
В) Германия и Австро-Венгрия.
4. С какой Балканской страной накануне войны Россия считала себя связанной узами дружбы более, чем другими
А) с Сербией,
Б) с Грецией,
В) с Румынией.
5. Какие страны входили в Тройственный союз
А) Германия, Австро-Венгрия, Япония,
Б) Германия, Турция, Англия,
В) Германия, Австро-Венгрия, Италия.
6. Какие страны в блок Антанта
А) Россия, Франция, Польша,
Б) Франция, Англия, Россия,
В) Англия, Франция, Италия.
Итак, мы с вами видим, что к 1914 году крайне обострилась международная обстановка. Этому способствовало усиление борьбы между странами за рынки сбыта и политическое влияние в мире.
Так же в начале XX в. оформились блоки стран – участниц Первой мировой войны. С одной стороны это были Германия, Австро-Венгрия, Италия, оформившиеся в Тройственный союз (1882), и с другой – Англия, Франция и Россия, создавшие Антанту (1904–1907). Ведущую роль в австро-германском и романо-британском блоках играли соответственно Германия и Англия. Конфликт между этими двумя государствами и привел к конфронтации сил в Европе вылившейся в будущем в Первую мировою войну. Особенностью этого военного конфликта было то, что впервые в истории он охватил все европейские державы.
3. Разбор нового материала – работа в группах по предложенным заданиям
Следующий этап работы начинается с того, что учащиеся делятся на 4 группы. .
В зависимости от полученного задания, учащиеся используют в работе документальный материал, статистические данные, материал учебника, исторические карты.
Вы получили задание. Перед каждой группой стоит своя задача, которую ей необходимо решить. Результатом вашей работы должен стать тезисный план ответа по проблеме, над которой работает группа. Ваши планы помогут нам в дальнейшей работе по теме.
Задание для группы № 1.
1. Согласны ли вы с мнением французского историка Л. Февра, который так высказывался о причинах первой мировой войны:
“Немало давнишних войн было, если докопаться до сути вещей, войнами за соль, перец или селедку...
Несомненно ... что именно проблемами полезных ископаемых, горючего, сырья, рынков
сбыта и промышленных кредитов определялись действия людей и стран, вступивших в
войну в 1914г…”
Сформулируйте главные причины войны. Раскройте их более подробно.
2. Какие цели преследовала каждая из стран участниц Первой мировой войны?
Структурируйте свой ответ. Воспользуйтесь данной таблицей.
Страны | Стратегические цели стран – участниц военных действий | Территории, которыми стремились овладеть |
3. Какой характер носила Первая мировая война?
Задание для группы № 2.
1. Какое событие послужило поводом для начала Первой мировой войны?
С вашей точки зрения данное событие было случайным или закономерным. Обоснуйте свой ответ.
2. Прочитайте отрывок из интервью специалистов по истории первой мировой войны профессоров В.Дайеста (Германия) и П.Лиддла (Великобритания)
“События лета 1914 года показывают, что за редким исключением все политические лидеры были настроены чрезвычайно решительно. Многие жаждали войны. ... Империалистические устремления Франции и Великобритании сыграли свою роль в развертывании войны. Никто из них не хотел иметь в лице Германии мощного политического и экономического конкурента. ... нельзя не учитывать стремлений держав к господству и наживе...”
Как вы считаете, можно ли было предотвратить Первую мировую войну? Обоснуйте свою позицию.
3. Можете ли вы привести примеры из мировой истории или истории России, в которых случай сыграл важную роль в ходе исторических событий.
Задание для группы № 3 Статистические данные о первой мировой войне – смотри Приложение 1.
На основе анализа статистических данных, ответьте на вопросы:
1. Какие из противоборствующих государств были лучше всего подготовлены к войне?
Насколько по сравнению с другими странами-участницами Россия была готова к войне?
2. Почему Россия была вынуждена постоянно увеличивать численность своих войск? Каков был качественный (по уровню строевой подготовки) состав российской армии?
3. Как вы думаете, нужна ли статистика исторической науке? Помогает ли она в изучении исторических фактов? Обоснуйте свой ответ.
Задание для группы № 4.
1. Как вы понимаете следующее высказывание:
“Вечный мир – это мечта, даже далеко не прекрасная, война же составляет необходимый элемент в жизни общества. В войне проявляются высшие добродетели человека, которые иначе дремлют и гаснут” Х.Мольтке (фельдмаршал).
2. На какой характер войны рассчитывали противоборствующие страны в начале боевых действий? Оправдались ли эти ожидания?
3. Как менялось отношения российского общества к войне и почему? (Работа с документами.) Как эти процессы влияли на внутреннюю политику и отношение к монархии? (Приложение 2)
4. Обобщение полученных знаний.
По окончанию работы в группах проходит общее обсуждение, выполнение заданий по изученному материалу, закрепление полученных знаний.
1. Назовите, пожалуйста, основные причины, которые привели к Первой мировой войне.
На этот вопрос ответят ребята из первой группы, а все остальные по ходу ответа должны будут заполнить следующую таблицу.
Таблица: “Причины Первой мировой войны”.
Причины войны | |
Политические | |
Экономические | |
Территориальные | |
Колониальные |
2. Очень важным является вопрос: Какие цели преследовало каждое из государств, решивших участвовать в войне?
Задание: заполнить таблицу, используя материал учебника, атласы. А помогать нам будут ученики, которые работали над этой проблемой в группе.
Таблица: “Цели участников войны”.
Страны | Стратегические цели стран – участниц военных действий | Территории, которыми стремились овладеть |
Россия. | Планировала сорвать австро-венгерскую экспансию против Сербии, Герцеговины и Боснии. | Овладеть Босфором и Дарданеллами и закрепить свои позиции на Балканах. |
Великобритания. | Хотела добиться устранения Германии как опасного конкурента и одновременно преследовала цель ослабить своих главных союзников (Францию и Россию) за счет их кровопролитного противоборства с Германией и Австро-Венгрией на сухопутных фронтах. | Одной из главных задач в ходе войны английские правящие круги считали сохранение их колониальной империи. |
Франция. | Франция мечтала добиться с помощью союзников, особенно России, полного разгрома Германии. Отстоять свои заморские и африканские владения. | Вернуть Эльзас и Лотарингию. |
Германия. | Стремилась разгромить главного соперника – Великобританию, лишив ее колоний; разбить Францию и закрепить за собой Эльзас и Лотарингию; нанести поражение Бельгии и Голландии; ослабить Россию, подчинить своему влиянию Турцию и Болгарию и совместно с Австро-Венгрией прочно укрепиться на Балканах. А в конечном итоге – установить свое единоличное господство в Европе и на других континентах. | Захватить колонии Великобритании, Бельгии, Голландии. Отнять у России Польшу, Украину и Прибалтику. |
Австро-Венгрия. | Укрепить свою позицию на Балканах. |
3. В книге "Мировая война" русский историк А. А. Кереновский, проживавший во Франции, писал:
"К 1918 году русская армия должна была технически сравняться с германской. Британский флот должен был стать вдвое сильнее германского флота. А дни престарелого Франца Иосифа в 1914 г. были уже сочтены. С его кончиной Германия теряла своего союзника...
Германии приходилось либо отказаться от мечты о мировом господстве, либо ковать железо, пока оно было горячо, – иными словами, начать предупредительную войну"
– Насколько справедливо данное высказывание в отношении готовности европейских стран к вступлению в войну? Ответьте на вопрос, используя статистические данные.)
4. В начале войны все надеялись на молниеносный характер войны. Почему эта надежда не оправдалась? Какое значение это имело для дальнейшей судьбы России?
Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что Первая мировая война, начавшаяся 19 июля 1914 г., была порождена острыми противоречиями между основными европейскими капиталистическими государствами в ходе борьбы за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала, а также за передел уже поделенного мира.
Первопричиной подготовки и развязывания мировой войны 1914–1918 гг. явилось стремление Германской империи силой оружия установить свое господствующее положение в Европе и мире и, с другой стороны, решимость сторон Тройственного согласия (Антанты) не допустить подобного исхода.
К началу боевых действий оба блока развернули миллионные армии и создали развитую военную промышленность. Однако, недооценили экономические и военные возможности своих противников. Обе противоборствующие стороны готовились к скоротечной войне продолжительностью не более 6-8 месяцев, а в итоге война длилась более четырех лет, и привела к огромным материальным и людским потерям.
Первая мировая война стала одной из неоспоримых причин перевернувших жизнь России и послужила толчком к событиям 1917 года.
5. Рефлексия – самооценка работы на уроке.
Наш урок подошел к концу. И логическим его завершением должно быть подведение итогов вашей работы. Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы:
Оценить |
Параметры оценки |
||
отлично | хорошо | удовлетворительно | |
уровень знаний по пройденному материалу | |||
работу своей группы в целом | |||
свою работу в группе | |||
уровень усвоения нового материала | |||
работу на протяжении всего урока | |||
Ваша итоговая оценка за урок |