Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений у детей 4–5 лет "Спешим на помощь"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Закрепить умение сравнивать предметы по высоте, длине.
  • Углублять представления о геометрических фигурах и цвете.
  • Продолжать учиться ориентироваться в пространстве.
  • Закрепить счет до трех.
  • Продолжать развивать внимание, память.
  • Активизация словаря (цилиндр, вверх, вниз, на право, в лево).
  • Учить внимательно, слушать и быстро выполнять инструкцию воспитателя.

Материал: строительные модули большие; строительный материал деревянный, сложенный в красивую коробочку; полоски разной длины; разноцветные силуэты ежиков с картона (желтого, зеленого, синего, розового цвета); разноцветные прищепки (желтого, зеленого, синего, розового цвета); игрушки медведь, лиса, заяц; (плоскостные) белочка, елочка, три шишки; маленькая корзинка, деревья.

Ход занятия

Стук в дверь. Почтальон Печкин приносит в группу письмо.

Воспитатель: Здравствуйте почтальон Печкин.

Почтальон Печкин: Здравствуйте ребята. Я принес для вас письмо из леса.

Воспитатель: Спасибо большое. До свидания.

Воспитатель с детьми рассматривает письмо. Потом садятся на коврик и начинают читать.

Воспитатель: Ребята это письмо от зверей. Давайте откроем и прочитаем.

Текст письма:

Здравствуйте ребята. Пишет вам белочка. С наступлением зимы в лесу становится все холоднее, а медведь, лиса и заяц не успели построить домики. А ежата так кувыркались, что все иголки растеряли. Помогите, пожалуйста. И мне нужна ваша помощь, чтоб сделать запасы на зиму. До встречи. Приезжайте поскорее.

Воспитатель: Ребята давайте им поможем.

(Ответы детей.)

Воспитатель: А на чем же мы поедим в лес?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте поедем на поезде. Чтоб всем хватило место. Вагончики у нас будут стульчики. А паровоз давайте построим, вот из этого строительного материала.

Дети и воспитатель строят паровоз из строительных модулей. Во время строительства воспитатель подходит к каждому ребенку и задает вопрос. Какую геометрическую фигуру напоминает твой строительный материал?

(Ответы детей.)

Воспитатель берет в руки цилиндр и спрашивает детей: “А этот строительный материал, какую геометрическую фигуру напоминает вам?”

(Ответы детей.)

Воспитатель делает открытие: ребята – это цилиндр. Какое красивое, новое слово мы узнали. Давайте скажем его вместе. Это у нас будет труба у паровоза.

Паровоз у нас готов, можно занимать места. Ребята нас звери просят построить домики, а для этого нужен строительный материал. Давайте возьмем вот этот чемоданчик, где лежит все необходимое.

Наш поезд отправляется. Поехали. Дети произносят чух-чух-чух.

Воспитатель:

1. Станция “Лесная”.

Дети выходят и видят. На большом столе лес (деревья) и звери (медведь, лиса, заяц).

Посмотрите, уже виден лес и звери нас уже ждут.

Звери: Здравствуйте ребята. Мы совсем замерзли, потому что не успели построить домики.

Воспитатель: Не расстраивайтесь звери, мы сейчас вам помогут.

Ребята посмотрите внимательно на зверей. Сравните их по росту. Дети измеряют зверей по росту.

Скажите кто из них самый высокий?

(Ответы детей.)

Кто пониже?

(Ответы детей.)

А кто самый низкий?

(Ответы детей.)

Значит, медведю надо построить самый высокий дом, лисе пониже, а зайцу самый низкий.

Дети делятся на три группы. Воспитатель дает коробочку со строительным материалом. Дети начинают строить.

Воспитатель: Ребята давайте проложим между домиками дорожки, чтоб звери могли ходить друг к другу в гости.

Воспитатель предлагает детям три полоски разной длины. Дети сравнивают полоски по длине.

Посмотрите внимательно, чьи домики расположены друг от друга дальше?

Значит, какая дорожка нужна?

(Ответы детей.)

Дети сравнивают три полоски (дорожки) и выбирают самую длинную.

Воспитатель: Ребята посмотрите, а домик лисы от домика зайца далеко стоят друг от друга?

(Ответы детей.)

Дети сравнивают две полоски (дорожки) и выбирают длинную.

Воспитатель: А как расположены друг от друга домики медведя и зайца?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, близко друг от друга. Значит, какая нужна дорожка?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, какая самая длинная дорожка, а какая короче, а самая короткая? (Ответы детей)

Звери радуются, тому, что могут жить в таких красивых домиках и ходить друг к другу в гости.

Воспитатель: Ребята, а надо отправляться дальше в путь.

Дети садятся в поезд.

Воспитатель: Наш паровоз отправляется. Поехали.

Станция “Колючая”.

Дети выходят из паровозика. На большом столе в красивой коробке разноцветные силуэты ежиков и прищепки.

Воспитатель: Ребята прислушайтесь, кто-то там плачет.

Воспитатель открывает коробочку.

Посмотрите, это ведь ежики. Они необычные – разноцветные. Ежата наверно сказочные. Вы что плачете?

Ежата: Мы так играли, кувыркались в своей норке. Что все иголки перепутали. А сами не можем их разобрать.

Воспитатель: Не расстраивайтесь. Мы с ребятами вам поможем. Ребята давайте поможем ежатам вернуть свои иголки на спинку.

Дети берут по одному ежику и подбирают прищепки (иголки) того цвета, что и силуэт ежика.

Ежата: Большое спасибо ребята.

Воспитатель: Ребята давайте вспомним. Всем ли мы помогли, кто просил у нас о помощи?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Да, правильно еще не всем. Нас еще белочка ждет. Давайте садитесь в поезд и поехали дальше.

Станция “Грибная”.

Дети выходят из паровозика. На фланеллеграффе елочка и на ней расположены шишки.

Воспитатель: Здравствуй белочка. Мы с ребятами получили твое письмо и приехали на помощь.

Белочка: Здравствуйте ребята. Спасибо, что вы откликнулись на мою просьбу. Вы всем помогли?

(Ответы детей.)

А мне поможете сделать запасы на зиму?

(Ответы детей.)

Тогда подсказывайте, куда мне надо прыгать, чтоб сорвать шишку. Но только говорите правильно и не перебивайте друг друга.

Дети говорят, куда надо прыгать вверх, вниз, вправо, влево. Белка “срывает” шишки и кладет их в корзинку.

Воспитатель: Ребята мы помогли белочки сорвать все шишки с дерева, а теперь давайте их посчитаем, сколько шишек у нее в корзинке.

Белочка благодарить ребят за оказанную ими помощь.

Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в поезд и отправляемся. Поехали.

Звучит музыка.

Вот и наш детский сад. Наше путешествие закончилось. Всем спасибо!