Цели:
- Познакомить детей с согласным звуком [л] и буквой Л, продолжать учить детей определять на слух место звуков [л] в трех позициях в словах: лампа, лодка, молоток, стол, стул и т.д., продолжать учить детей составлению слов из букв и слогов.
- Учить детей анализировать простейшие схемы (фигурки человечков в разных позах).
- Продолжать учить детей помогать тем, кто попал в беду.
Развивающая среда: разрезная азбука, слоговая таблица, буквы большого формата; комплект карточек со схематическими изображениями человека в разных позах.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Сегодня возле детского сада я встретила солнышко (слайд 3), которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик – солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми. Ребята посмотрите, а солнышко принесло нам в подарок – букву Л. (На воздушном шарике написана буква Л).
Воспитатель: Как вы думаете с какой буквой мы сегодня будем знакомиться?
Дети: С буквой Л.
Воспитатель: Молодцы, правильно, сегодня мы с вами познакомимся с буквой Л. (воспитатель показывает букву на экране – слайд 4).
Ребята, букву Л можно сложить из счетных палочек (у каждого на столе лежат счетные палочки). Давайте попробуем сложить из них букву Л. (дети складывают букву из счетных палочек).
Еще эту букву можно изобразить, разъединив средний и указательный пальцы руки (дети показывают букву Л на пальцах, в этот момент стучатся в дверь).
Воспитатель: Ребята, посмотрите: кто-то стучится в дверь.
(в группу входит кукла Луша – слайд 5)
Луша: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Луша.
Дети: Здравствуйте.
Луша: Я гуляла на улице и случайно забрела к вам в гости.
Воспитатель: А почему ты такая грустная?
Луша: Сегодня мама научила меня составлять из разрезной азбуки мое имя, но вот беда: пока я гуляла, потеряла первую букву моего имени. (показывает разрезную азбуку «…УША» – слайд 6).
Воспитатель: Ребята, поможем кукле?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем нашу разрезную азбуку кукле Луше. (показывают разрезную азбуку).
Луша смотрит и плачет
Воспитатель: Луша, а почему ты плачешь?
Луша всхлипывая: я забыла, какая буква должна быть в начале моего имени.
Воспитатель: Ребята, поможем Луше?
Дети: Да.
Воспитатель: Кто помнит, как зовут куклу?
1 ребенок: Луша.
Воспитатель: Молодец, правильно. Давайте еще раз послушаем, как зовут куклу: «Луша». (воспитатель произносит имя Луша). Какой звук вы слышите в начале ее имени?
Дети: звук[л].
Воспитатель: Тогда какую же букву потеряла Луша?
Дети: букву Л.
Воспитатель обращается к ребенку: найди, пожалуйста, букву Л на ковролине, и мы ее отдадим кукле Луше.
(Ребенок находит букву Л и отдает ее кукле – слайд 7)
Луша: Спасибо. Я, вспомнила, какую букву я потеряла, это буква Л.
Ой, кажется, меня мама зовет, мне пора уже идти домой обедать. До свидания, ребята (кукла Луша уходит).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как звали нашу девочку?
Дети: Луша.
Воспитатель: Какой первый звук в слове «Луша»?
Дети: Это звук [л].
Воспитатель: Что нам помогает его произносить?
Дети: язычок
Воспитатель: Значит, какой это звук?
Дети: Это согласный звук.
Воспитатель: Его нельзя крикнуть, произнести громко.
Какой второй звук в слове «Луша»?
Дети: Это звук [у].
Воспитатель: Звук [у]гласный или согласный?
Дети: Это гласный звук.
Воспитатель: Какой третий звук в слове «Луша»? Гласный или согласный?
Дети: Это звук [ш ], он согласный.
Воспитатель: Какой четвертый звук в слове «Луша»? Гласный или согласный?
Дети: Это звук [а], он гласный.
Воспитатель: Хлопками покажем количество слогов в слове «Луша».
(дети прохлопывают в ладоши два раза)
Воспитатель: Назовите первый слог в имени Луша?
Дети: «Лу» (Слайд 8).
Воспитатель: Назовите второй слог?
Дети: «ша».
Воспитатель: Составьте с этим именем предложение.
Дети: «Луша пошла гулять. Луша проснулась и пошла умываться.»
Игровое упражнение «Определить место звука в слове»
Воспитатель: Определить на слух места звуков [л] и [л'] в трех позициях:
- В начале слова: ЛАМПА, ЛОДКА, ЛУК, ЛИСА, ЛУНА, ЛОПАТА.
- В середине слова: МОЛОТОК, БЕЛКА, ПАВЛИН, АПЕЛЬСИН, МОЛНИЯ, ПАЛЬТО.
- В конце слова: СТОЛ, СТУЛ, ПОЛ, ПЕНАЛ, ДЯТЕЛ, ФУТБОЛ, САМОСВАЛ, БИНОКЛЬ. (слайд 9, 10, 11)
(дети произносят, что изображено на экране вместе с воспитателем и определяют какой звуки в этом слове [л] или [л'], где он находиться в начале, в середине или в конце слов)
Проговаривание скороговорки
Воспитатель: Ребята давайте вместе произнесем скороговорку выразительно и четко:
Пошел Игнат
Лопаты покупать.
Купил Игнат
Пяток Лопат (слайд 12)
Воспитатель: Посмотрите, какие предметы к нам прилетели.
Дети: Самолеты (слайд 13)
Физкультминутка
Самолеты загудели, (Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели, (Руки в стороны, поочередно наклоны в стороны)
На поляну тихо сели, (Руки к коленям)
Да и снова полетели. (Руки в стороны, наклоны в сторону)
Ла-ла-ла, (3 хлопка)
Мила в лодочке плыла. (Наклон вперед, махи руками в стороны)
Лу-лу-лу (3 хлопка)
Слава взял пилу. (Движение как при пилке дров)
Ул-ул-ул (3 хлопка)
Михаил уснул. (Присесть, руки под щеку)
Игровое упражнение «Составь слово»
Воспитатель: Молодцы, ребята, как вы хорошо играли. Посмотрите, что изображено на экране? (воспитатель показывает на экран – слайд 14).
Дети: Буквы, слоги.
Воспитатель: Давайте попробуем прочитать, что здесь написано. (дети читают слоги)
Дети: МА, УШ, ЛУ, ША, ШУ, ЛА.
Воспитатель: Теперь попробуем составить из слогов слова.
Дети: МАША, ЛУША, УШЛА, МАШУ.
Воспитатель: Какие хорошие слова вы составили. А теперь попробуйте составить простые предложения с этими словами.
Дети: Маша пошла в детский сад. Луша пьет чай. Мама ушла на работу. Папа любит Машу.
Воспитатель: Как хорошо вы умеете составлять предложения.
(Проводится индивидуальная работа с разрезными азбуками малого формата.)
Воспитатель: Из букв составить слово «мама», из слогов составить слова «Луша», «Маша», «Сама». (Дети составляют слова)
Воспитатель: Послушайте загадку – (из букв дети составляют отгадку на загадку)
Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (слайд 15)
Дети: Сом.
Воспитатель: Молодцы. Что вы знаете о соме?
Дети: Это рыба, она обитает в реке.
Воспитатель: (раздает карточки) Вы должны повторить движение или принять такую же позу, как человек, изображённый на карточке.
(слайд 16)
(Дети выполняют упражнение, а затем несколько раз обмениваются карточками. Таким образом, каждый ребенок повторяет 3–5 различных поз. В ходе игры воспитатель обращает внимание детей на положение рук и ног человечков, просит описать позу словами, чтобы уточнить наблюдения и направить внимание на самое существенное).
Воспитатель: Ребята, как вы, хорошо справились с заданием. Посмотрите, а наше солнышко просится на улицу. Только перед тем как выпустить солнышко на улицу давайте поделимся, о том, что мы узнали о его букве Л. Ребята Буква Л – гласная или согласная буква?
Дети: Согласная буква.
Воспитатель: Из сколько палочек мы может составить букву Л.
Дети: Из двух.
Воспитатель: А еще как можно показать букву Л.
Дети: Средним и указательным пальцем руки. Научились составлять слова с буквой Л.
Воспитатель: А еще мы помогли кукле Луше, которая попала в беду.
Дети: Мы помогли найти ей ее букву Л.
Воспитатель: А теперь ребята пойдем на улицу и отпустим солнышко гулять.