Предварительная работа:
- Изготовление панно «Кому нужна вода»
- Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
- Опыты (превращение снега в воду, воды в лед).
- Беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?».
Оборудование для воспитателя: кукла Незнайка, эмблема «Помыл руки плотно закрой кран», символы обозначающие свойство воды, панно «Кому нужна вода», стаканы с водой и молоком, пустые стаканы, соль, сахар, ложечки, краски (красный, желтый, синий), салфетки.
Оборудование для детей: стаканы с водой, пустые стаканы, ложечки, сахар, соль, краски (красный, желтый, зеленый), клеенка, салфетки.
Структура занятия:
- Вводная часть 1-2 минуты.
- Основная часть 16 минут.
- Заключительная часть 1-2 минуты.
Методические приемы:
- Игровой (внесение игрового персонажа Незнайки)
- Загадка о воде.
- Наглядный (панно «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», схемы, символы).
- Практический (опыты).
- Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы).
Программное содержание:
- Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение ее для всего живого.
- Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Ход занятия
Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.
Воспитатель (с игрушкой Незнайкой): Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь. Поможем?
Дети: Да.
Воспитатель: Незнайка присаживайся на стул. Наши ребята еще немного знают о воде, но вместе, я уверена мы выясним.
Воспитатель: Ребята послушайте загадку:
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
Дети: Вода.
Воспитатель: Ребята, так что же такое вода?
Дети: вода – это жидкость (она течет, ее можно наливать).
Воспитатель: правильно ребята вода – это жидкость, она течет, ее можно наливать во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. (Слайд-3)
А хотите ребята, попробовать перелить воду из одного сосуда в другой?
Дети: Да.
Воспитатель: проходите к столам и удобно пристраиваетесь.
Опыт 1. «Вода – это жидкость»
Воспитатель: ребята, чтобы доказать что вода это жидкость надо из одного стакана перелить воду в другой. Посмотрите как буду это делать я. (воспитатель переливает воду из одного стакана в другой) Попробуйте ребята повторить этот опыт.
(дети переливают воду из стакана в стакан)
Воспитатель: вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать. А чтобы вам ребята, и тебе Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).
Воспитатель: ребята, а как вы думаете какого цвета вода? (Слайд-4)
Дети: белого (голубого).
Воспитатель: вот сейчас мы это и проверим.
Опыт 2. «Вода бесцветная»
На столе у воспитателя стакан с молоком, стакан с водой и ложечка.
Воспитатель: какого цвета молоко?
Дети: белого.
Воспитатель: а можно сказать про воду, что она белого цвета?
Дети – нет (да).
Воспитатель: давайте проверим. (ложку опускает в стакан с водой).
Воспитатель – ребята, посмотрите через воду ложку видно?
Дети: да.
Воспитатель: давайте посмотрим будет ли видно ложку в стакане с молоком? (опускает ложку в стакан с молоком).
Воспитатель: ребята, видно ложку в стакане с молоком?
Дети: нет.
Воспитатель: ребята из этого опыта можно сделать вывод, что вода бесцветная. И чтобы вы легче запомнили я приготовила символ (вывешивается на доске).
Воспитатель: ребята а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом?
Дети: да.
На столе у воспитателя 2 стакана с водой и краски (красного и желтого цвета).
Воспитатель: я сейчас в воду добавлю волшебную краску и мы увидим, что произойдет с водой. (добавляет краску в воду). Ребята, изменила вода свой цвет?
Дети: да.
Воспитатель: какого цвета вода стала в первом стаканчике Богдан?
Богдан – красного.
Воспитатель: правильно вода стала красного цвета. Какого цвета стала вода во втором стаканчике Лиана?
Лиана – желтого.
Воспитатель: правильно вода стала желтого цвета. Ребята теперь повторите этот опыт сами. Возьмите краску, положите в стакан с водой и перемешайте ложечкой.
(дети выполняют опыт).
Воспитатель: можно сделать вывод, что вода меняет цвет в зависимости от того, что в нее положили. Чтобы легче было запомнить я приготовила символ(вывешивается на доске).
Воспитатель: ребята давайте посмотрим что произойдет если мы смешаем цвета. Для этого мы берем пустой стаканчик и наливаем в него воду окрашенную в красный цвет, добавляем сюда воду окрашенную желтый цвет и перемешиваем ложечкой.
Ребята какой цвет у меня получился?
Дети: оранжевый.
Воспитатель: повторите сами этот опыт.
(дети проводят опыт).
Воспитатель: какого цвета получилась вода у тебя Булат?
Булат – оранжевого.
Воспитатель: правильно, при смешивании красного и желтого цвета мы получаем оранжевый. Попробуйте дома с мамами смещать краски разных цветов, а о результатах потом расскажите в группе.
Опыт 3. «Вода не имеет вкуса»
Воспитатель – а теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус.
(детям предлагается кипяченая вода)
Воспитатель: какая она? сладкая? соленая? Горькая? (Слайд-5)
Дети: вкусная.
Воспитатель: ребята вода не имеет вкуса, она безвкусная. И чтобы вы не забыли я приготовила символ этого свойства воды. А для сравнения попробуйте кофе налитый в ваши бокалы.
(дети пробуют кофе)
Воспитатель: какого вкуса кофе?
Дети: горького.
Воспитатель: правильно кофе горькое, а вода не имеет вкуса.
Воспитатель: давайте проведем с вами еще один небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус?
Дети: соленая (сладкая).
Воспитатель: как вы думаете, что вы добавили в воду?
Дети: соль (сахар, песок).
Воспитатель: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.
Опыт «Вода не имеет запаха» (Слайд-6)
Воспитатель: а теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Дети: нет.
Воспитатель: а теперь понюхайте кофе. У кофе есть запах?
Дети: да.
Воспитатель: правильно у кофе есть запах, а у воды нет. И чтобы вы этого не забыли я приготовила символ. (вывешивается на доску).
Воспитатель: мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете?
Дети: нет (да).
Воспитатель: попробуйте дома проделать такой опыт дома с мамами, и что произойдет, вы расскажите всем детям.
Воспитатель: а сейчас я предлагаю поиграть в игру «Ручеек».
(под музыку дети бегают – музыка останавливается, дети делают ручеек)
Воспитатель: Ребята проходите на стульчики. Садись и ты Незнайка.
Мы сегодня, ребята, много говорили о воде, многое о ней узнали. Но давайте Незнайке расскажем, для чего нужна вода и кому? (Слайд 7)
Воспитатель: молодцы ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?
Незнайка: да! Только это так трудно запомнить.
Воспитатель: а ребята тебе, Незнайка, еще раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на символы):
- Вода – это жидкость
- Вода – бесцветная
- Вода – безвкусная
- Вода не имеет запаха.
Незнайка: – спасибо. Теперь я все знаю о воде.
Воспитатель: а чтобы ты Незнайка ничего не забыл вот тебе символы.
Незнайка: спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду.
Воспитатель: ребята давайте и мы у себя оставим такие же символы. А на следующим занятии мы узнаем как изо льда получить воду и в каких состояниях может быть вода.(Слайд 8).