Цели и задачи: учить определять звуки в словах, различать гласные и согласные звуки, сравнивать и анализировать звуковой состав слов, развивать фонематический слух, мелкую моторику рук.
1. Настроимся на работу, сделаем дыхательную гимнастику:
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо
Как угодно.
Выполню задание
Задержу дыхание…
1, 2, 3, 4 – снова дышим
Глубже, шире.
Упр-ие “Надуваем шарик”: вдох – 1, 2, 3, 4, выдох – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Упр-ие “Ветерок”: подняли голову – сделали вдох, опустили – выдох, как дует ветерок, снова – вдох, опустили – выдох, как сдуваем пушинку, снова – вдох, опустили – выдох, как задуваем свечку.
2. На доске буквы: А, Я, О, Ё, У.
Какие это буквы? (Гласные)
Как разделить на группы? (Я, ё - после мягких согл, а, о, у - после твёрдых согл). Поселите каждую в свой домик.
А, О, У
Я, Ё
Какие гласные после твёрдого согласного?
Какие после мягкого согласного?
3. Букварь приготовил для вас интересное задание:
Что это?
(Схема слова в котором четыре звука)
Можно прочитать какое это слово?
Рассмотрите рисунки:
(Круг)
(Крюк)
Одинаковы ли будут схемы у слов? Почему?
В первом слове все согласные твёрдые, а во второй есть мягкий согласный [р’].
Какой буквой обозначим гласный звук в первом слове? Почему?
Какой буквой во втором слове?
4. Мы знакомимся сегодня с буквой, которая тоже обозначает гласный звук [у] только после мягких согласных.
Чтобы о не укатилось
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Получилась буква: Ю. (Карточка с буквой)
Какой буквой обозначим гласный звук во втором слове? Почему?
После мягкого согласного звук [у] обозначается буквой ю.
В какой домик поселим букву ю?
5. А теперь Хомка нас приглашает отдохнуть.
Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт:
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку:
1, 2, 3, 4, 5 – хомка хочет сильным стать.
6. Посмотрите на домики, сделайте вывод, какие буквы обозначают гласные звуки после твёрдых согласных, а какие после мягких согласных.
Проверим всё ли мы запомнили. Поиграем в игру “Найди свой домик”, у двух учеников домики – синий, зелёный, а другие получают карточки с изученными гласными буквами, по сигналу учителя буквы должны встать у своего домика. Дети объясняют почему сделали такой выбор.
7. Сейчас нам предстоит слушать звуки, давайте сделаем гимнастику для наших ушек:
- верхнюю часть уха пригибаем вниз и разгибаем;
- помассажировали пальчиками мочки;
- потянем ушки вниз, а потом вверх;
- выгибаем вперёд, назад.
8. Работа в тетради “Я учусь читать и писать”, 1 класс (с. 26).
а) Работа с рисунками и схемами (утюг, ключ, брюки), закрашиваем нужным цветом. Дети работают в тетради, учитель на доске.
б) Поучимся печатать буквы “Юю”. Подготовим пальчики:
(Выполнить упражнение для пальчиков, руки сжаты в кулачок, на каждую строчку разгибаем пальчики, начиная с большого, последняя строчка – хлопаем в ладоши)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик- я
Вот и вся моя семья!
Печатаем букву в тетради.
Печатаем в схемах после мягких согласных – ю, после твёрдых – у. Дети объясняют какую гласную печатаем, почему.
9. Игра “Живые звуки”. Учитель называет слова, дети берут фишки по цвету (каждый по своему звуку), а гласные нужную букву и выстраиваются у доски по порядку звуков в слове, все проверяют. Слова для игры: стул, груша, клюква, брюки.
10. Задание повышенной трудности: замените в слове одну букву так, чтобы получилось новое слово. На доске слова: лук (люк), салат (салют), крик (крюк).
11. Подводим итог урока.
Какую букву узнали? Что узнали про эту букву? (Какой звук обозначает, после каких согласных в словах).
Какое задание понравилось на уроке больше? Почему? Кого из ребят похвалим за работу на уроке?
Учитель благодарит всех ребят за работу.