Интегрированный урок физики и музыки для 6–7-х классов по теме "Звук"

Разделы: Физика


Цели:

  1. Повторить понятия звуковых колебаний, вспомнить характеристики и свойства звуковых колебаний.
  2. Показать единство природы, взаимосвязь физики и музыки.
  3. Воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, любви к музыке.

Оборудование:

  • компьютер с мультимедиапроектором, камертон;
  • записи: фигуры Хладни, 5 симфония Бетховена;
  • любые исполнители разных голосов (альт, бас, сопрано...);
  • многоголосье (мы слушали Хор Турецкого «Лакримоза»).

Ход урока

Видео с записью звуков леса... (1 минута).

Мир полон звуков. Шумит улица, шумит заводской цех, а вдали от города шумит природа: ветром в листве деревьев, дождем в траве, морским прибоем. Человек так привык к шуму, что полная тишина для него – нелегкое испытание.

С утра до вечера, объятые шумом, иногда сверх всякой меры, мы все же в любое мгновение можем выделить из этого шума музыкальный звук. Даже не ансамбль и не мелодию, а просто один-единственный звук. Ребёнок пиликнул на скрипке, трубач дунул в трубу, кто-то просто задел струну гитары, запела птица – и мы уже отмечаем про себя: звучит музыка. Мы можем этого даже и не видеть. Но точно знаем, что он есть.

Со звуковыми явлениями мы с вами познакомились в прошлом году на уроках физики. А еще каждый урок музыки вы говорите о звуках. Давайте сегодня вспомним все, что вы знаете о звуке.

- Скажите, пожалуйста, что такое звук?

- В каком разделе физики изучают звук?

- Какие характеристики звука вы знаете? (Громкость, высота, тембр, тон, обертон.)

Все они связаны с конкретными физическими величинами!

Вспомните, пожалуйста, от чего зависят названные вами характеристики... С какими величинами? (Амплитуда, частота, длина волны, период...)

Все эти величины характеризуют какие то движения? Какие? (Колебания.)

Тогда что же издает звук? (...) То есть любой колеблющийся предмет!

Дети, музыку на самом деле еще можно и увидеть! (Смотрим Фигуры Хладни.)

Приведите примеры источников звука...

Ой как много среди них ... Музыкальных инструментов. А о них вы обычно говорите на уроках музыки.

Учитель музыки: Голос, какие бывают голоса... , а какие величины характеризуют звук в музыке?... + длительность.

Слушаем: бас, тенор, альт ... Многоголосье.

Как много нашлось общего между наукой и искусством! Даже характеристики одинаковые! А почему?

Потому что с миром звуков связано все в природе! Вот, например: медузы и инфразвуки.

На краю купола медузы расположены примитивные глаза, статоцисты и слуховые колбочки. Размеры их сравнимы с размерами булавочной головки. С их помощью медузы воспринимают инфразвуки с частотой 8-13 Гц.

Перед штормом усиливающийся ветер срывает гребни волн и захлёстывает их. Каждое такое захлопывание воды на гребне волны порождает акустический удар, создаются инфразвуковые колебания, расходящиеся на сотни километров, их улавливает медуза. Купол медузы усиливает инфразвуковые колебания как рупор, и передаёт на слуховые колбочки. Восприняв этот сигнал, медузы уходят на дно за 20 часов до начала шторма на данной местности.

Бионики создали технику, предсказывающую бури, работа которых основана на принципе работы инфрауха медузы. Такой прибор может предупредить о готовящейся буре за 15 часов, а не за два, как обычный морской барометр.

Или еще: Если взять в зубы тикающие наручные часы и заткнуть себе уши, то тиканье превратится в сильные, тяжелые удары – настолько оно усилится. Удивительные факты – почти глухие люди разговаривают по телефону, прижимая трубку к височной кости. Глухие часто танцуют под музыку, ведь звук проникает в их внутреннее ухо через пол и кости скелета. Вот какими удивительными путями доходят звуки до слухового нерва человека, но «музыкальный слух» при этом остается.
Интересный факт: быть глухим не значит ничего не слышать, и тем более не значит не иметь «музыкальный слух».

Даже глухой человек может быть гением в музыке!

- О ком я сейчас говорю?

Да! Великий композитор Бетховен вообще был глухим. Он приставлял к роялю конец своей трости, а другой ее конец прижимал к зубам. И звук доходил до его внутреннего уха, которое было здоровым.

Учитель музыки (на фоне 5 симфонии Бетховена): Стих...

- Какая сила воли! Какая любовь к музыке! Музыка помогла человеку выжить!

Изначальный звук, который впервые прозвучал в эфире и породил весь этот мир, был звук ОМ (АУМ). Он породил все, что мы видим, он породил язык и сознание. Все Веды, все священные писания, бесконечное количество книг, бесконечное количество мантр, бесконечное количество всего остального, весь мир — содержится в одном этом звуке. Веды говорят, что звук обладает самой сильной очищающей способностью, и он также может сильно загрязнять. Внешние звуки оскверняют слух и сердце, внутренний звук ведических мантр – очищает. Почему звук так сильно влияет на наше сознание?

Звук является самым тонким из элементов и поэтому обладает сильной проникающей способностью, – он способен проникать глубже всего. И звук несет в себе тонкую форму материального мира.

Когда пустые материальные звуки входят в наше сознание, они отнимают у нас духовный разум, и опускают наше сознание до материального уровня. И, с другой стороны, звук несет в себе избавление от этой материи.

Учитель музыки (под продолжение симфонии): Истории из жизни, которые показывают, как музыка помогает настроиться на работу.

Поют дети (желательно песню о мире или дружбе), настраиваются при помощи камертона.

Итог урока.

Домашнее задание.

Если останется время, то слушаем 5 рок-симфонию!