Классный час "Я – россиянин"

Разделы: Классное руководство


Цели и задачи:

  1. Развивать у учащихся навыки ведения диалога.
  2. Закрепить понятие гражданственности, гражданского долга, патриотизма.
  3. Вызвать у учащихся чувство уважения к своей стране, любви к своей Родине.

Оборудование:

  • магнитофон, презентации: о красоте России (по фотографиям Архангельской области, Ярославля, Суздали, Владимира, Вологды и т.д.), выпускник Кузнецов Д., дети-спасатели, Дьяков Ю.К. – ветеран ВОВ, Овсянкин Е.И. – почётный житель города Архангельска;
  • музыкальный диск с песнями о России («Гляжу в озёра синие», «Как упоительны в России вечера»).

Оформление доски: литературный эпиграф, выставка рисунков и фотографий учащихся на тему «Я – гражданин России».

Ход мероприятия

Учитель: Тема нашего занятия «Я – Россиянин», а эпиграфом пусть станут слова русского поэта С. Есенина:

«Если крикнет рать святая:
«Брось ты Русь! Живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою!»

Перед классным часом мы провели небольшой социологический опрос в ходе которого был и такой вопрос «Где бы вы хотели жить: в России или в другой стране?». Посмотрим на полученные результаты:

  • Россия – 10.
  • Белоруссия – 1.
  • Германия – 1.
  • Япония – 1.
  • Италия – 3.
  • Англия – 3.
  • Франция – 2.

Учитель: Давайте послушаем тех ребят, которые хотят жить на Западе, в других странах: Кириляк Таня (Италия), Круглова Ксения (Англия).

Вопросы для беседы:

- Что вы знаете, например, об Англии?

- Что вас в ней привлекает?

- А знаете ли вы, как Англия достигла своего богатства?

- Нравственно ли будет – ехать туда на все готовое?

- Справедливо ли, что кто-то веками создает богатства, а другие ими пользуются?

Учитель: Конечно, на все эти вопросы вам сегодня трудно ответить, да это и неважно. Сегодня речь у нас с вами пойдет не об Англии или Италии, а о стране, в которой вы родились, живете, учитесь – о России. И я рада, что большинство среди вас заявили, что никуда не собираются уезжать, что «дома лучше», «что Россия еще себя покажет, что к нам тоже скоро побегут».

Ученик:

Моя великая страна!
Ты строилась и в горестях мужала.
Ты гимны пела красоте,
Ты всех любила, всех прощала,
И о тебе, святая Русь,
Молва легенды светлые слагала.
И потому святою ты звалась,
Что к свету вечному стремилась,
Что мысли к богу возносила,
Что никого не поносила,
А помогать ты всем рвалась.
И благостно молилась на кресты,
И в благости других ты понимала,
И толпы супостатов побеждала,
И разоренная, из пепла восставала,
Но на колени не вставала ты!

Учитель: Раскройте смысл выражения: «Россия никогда на колени не вставала?

(Ответы учащихся.)

Учитель: Сегодня для нашей страны наступили не самые легкие времена.

И немало людей в разговоре о России используют слова: «В этой стране...».

Смысл таков: разве может быть «в этой стране» что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие, и чувство собственного величия и достоинства. Ведь, произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы... Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала!

На протяжении тысячелетий истории России большинство людей проживающих в «этой стране», и в тяжелые, и в хорошие времена гордились принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что он – Россиянин.

Об этом свидетельствуют многочисленные примеры героических поступков, высокой гражданственности, патриотизма, которые в трудные для нашей страны минуты показывали миллионы Россиян. Среди них: врачи, учителя, военные, ученые, дети. Ученики рассказывают о различных людях (сопровождается презентациями), примерах их гражданственности:

  • военных – Дьякове Ю.К.;
  • о выпускнике школы – Кузнецове Д.;
  • об ученых – Овсянкине Е.И.;
  • о детях-спасателях.

Учитель: Всегда и у всех народов высоко ценились качества, которые в тяжелые годы помогали обществу сначала выживать, а затем нормально развиваться. Это гражданские, патриотические чувства, не позволяющие честному, неравнодушному человеку спокойно смотреть на беды страны, несчастья других людей. Они побуждают искать пути улучшения жизни в обществе и совершать поступки, направленные на это.

Ученик:

Нет чувства к Родине
Без чувства человечности.
От бессердечности ничто не родилось.
Любите Родину, как чудо бесконечности,
Как ветер вечности, коснувшейся волны.
Любите Родину как вашу нареченную,
Чтобы за вас ей не почувствовать стыда.
Любите Родину, но только не расчетливо,
Любите Родину и только навсегда.

Учитель: Давайте обратимся к эпиграфу нашего занятия. Какой совет дал нам, россиянам, поэт С. Есенин?

(Ответы учащихся.)

Учитель: А сейчас я предлагаю вам послушать необычное произведение, эпиграфом к которому можно тоже считать слова С. Есенина. Поэму написали такие же ученики, как и вы, только жили они немного в другое время – во времена перестройки, еще в 90-е годы. Ну а теперь история.

Миниатюра.

Ученик:

Жил-был мальчик. Как все дети.
Мальчик Родину любил.
Строй наш – лучший в целом свете.
В этом он уверен был.

Но потом все изменилось,
Перестройка к нам явилась.
Стала мощная страна
Бескультурна и бедна.

Пропадают все продукты:
Сахар, мясо, масло, фрукты.
Сопоставил мальчик факты
И надумал ехать в Штаты.

Мальчик:

«В Штатах райское житье –
Демократия, шматье!
Жить вольготно, без команды,
Всюду видио, джаз-банды!

Там я стану фабрикантом,
В лимузине ездить франтом.
Захотел – и сразу «ах!» –
На Гавайских островах.

Что же делать? Нужно быстро
Паспорт делать у министра...
У министра шурин был,
Чай гонял и кофе пил.

Тут пришла к нему сестра,
Притащила осетра.
А герой наш ждал у двери,
Ждал пока наестся деверь.
Так прождал он две недели,
Он придет, родня у двери.
Вот сидит однажды он,
Грустной думой удручен.

И спросил его сосед –
Посетитель средних лет:
«Что же ты, как крыса с баржи,
Той, что в море дало течь.

Ты послушай-ка, я старше,
Знаю, как страну сберечь!»
Год прошел, пошел другой,
Изменился наш герой.
Он решил, сказав себе:
«Я нужней своей стране!»

Учитель: Как вы понимаете фразу мальчика: «Я нужней своей стране!».

(Ответы учащихся.)

Задание.

Учитель: На доске написана слова «гуманность», «искренность», «скромность», «стыдливость», «чувство справедливости», «чувство вины», «честность», «сочувствие», «чувство долга», «милосердие», «чувство чести», «чувство ответственности».

Выберите из перечня три чувства человека, которые, на ваш взгляд, помогли мальчику совершить гражданский поступок.

Ученик:

Много видел я стран и не хуже ее –
Вся земля мною нежно любима.
Но с Россией сравнить?... С нею сердце мое,
И она для меня не сравнима!

Чья космична душа, тот плохой патриот:
Целый мир для меня одинаков...
Знаю я, чем могуч и чем слаб мой народ
Знаю смысл незначительных знаков...

Осуждая войну, осуждая погром,
Над народностью каждой насилье...

Учитель: Любовь к своей Родине воспевали в своих стихах многие русские поэты, среди которых был С. Есенин. В одном из своих стихотворений он писал:

«Я люблю тебя, Родина кроткая!
А за что – разгадать не могу...»

Учитель: В своей любви к России признавался и другой поэт Васильев.

Ученица:

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей...
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом «Русь»!

Учитель: Не секрет, что многие русские люди сегодня покидают нашу страну. У них на это много причин: нет жилья, работы, маленькая зарплата. Они пытаются найти счастье в чужой стране. Но у русского народа на этот случай есть пословица «Хорошо там, где нас нет». В каждой стране есть свои проблемы, от которых никуда не деться.

Ученик: Стихотворение «Храни огонь родного очага»:

Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие –
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
Лелей лоскут отеческой земли,
Как ни болотист, как ни каменист он,
Не потянись за черноземом чистым,
Что до тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли!
И если враг задумался отнять
Твоим трудом взлелеянное поле,
Не по страничке, что учили в школе,
Ты будешь знать, за что тебе стоять,
Ты будешь знать, за что тебе стоять.

Учитель: А знаете ли вы, что многие иностранцы хотят получить российское гражданство, и их гораздо больше, чем тех русских людей, которые торопятся уехать из России.

Ученик: Так что же привлекает иностранцев в нашей стране?

1. Бизнес. Например, русские предприниматели не очень-то стремятся развивать свой бизнес в западных странах. Тамошний рынок забит всем, что только можно придумать. И прибыль не очень высокая, так как государство взимает очень высокий налог. А вот Россия для многих западных предпринимателей является бездонным и безбрежным рынком. И налог у нас низкий по сравнению с Западом.

2. Высокий уровень образования. Неоднократно старшеклассники России показывали блестящие результаты на международных олимпиадах по математике, физике, истории. Хорошо в нашей стране поставлено и профессиональное образование. Обратите внимание на то, сколько иностранных студентов обучаются в вузах даже нашего города, не говоря уже о Москве и др.

3. Развитие науки. Ведь это наша страна запустила в космос первый искусственный спутник; первый человек, полетевший в космос – это гражданин нашей страны – Ю. А. Гагарин; был спущен на воду первый атомный корабль и т.д.

Таким образом мы можем гордиться успехами нашей Родины – России.

Ученица: Стихотворение «Россия – ты великая держава»:

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.
Озерный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.
Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт.
Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе еще мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.

Учитель: Наша страна на протяжении тысячелетней истории боролась за право, чтобы с ней считались во всем мире. И сегодня она является мощной державой, к мнению которой прислушиваются десятки стран. Ни один вопрос, ни одна проблема международного характера не решается без участия России. Но вернемся к теме нашего классного часа и подведем итог.

Говорят, что настоящий патриот своей Родины, настоящий Россиянин горячо любит свою Родину. Но что такое Родина?

Ученик: Стихотворение «Родина»:

Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

(З. Александрова)

Учитель: Как отвечаете вы на этот вопрос в своих анкетах: Родина – это моя «крепость», это страна, где я родился и живу, родной край, это город Архангельск, Россия, мой дом, это место, где всегда душевно, хорошо и тепло, где тебя любят и ждут.

Учитель: Когда ты произносишь слово «Родина», то что можешь сразу себе представить?

Ответы из анкет:

  • плакат «Родина –мать зовёт»;
  • то место, где живу,
  • Архангельск,
  • что-то родное, мы всегда ее будем помнить;
  • флаг, березовая роща, голубое небо, реки, леса, просторы, ромашки, птицы.

Ученик: Стихотворение «С чего начинается Родина?»:

С чего начинается Родина?
С улыбок и слез матерей;
С тропинки ребятами пройденной,
От дома до школьных дверей.

С березок, стоящих веками
На взгорье в отцовском краю,
С желанья потрогать руками
Любимую землю свою.

Где наша Отчизна кончается?
Гляди – не увидишь границ,
В полях горизонт раздвигается
При вспышке далеких зарниц.

А ночью в морях ее синих
Баюкает звезды волна.
Нет края – конца у России;
Безбрежна, как песня, она.

Так что же такое ты, Родина?
Поля в перелесках зари.
Все очень знакомое вроде бы,
А глянешь – и сердце горит.

И кажется: можешь с разбега
Взлететь, не боясь вышины,
И синюю звездочку с неба
Достать для родимой страны.

(К. Ибряев)

Учитель: Конечно, вы можете заметить, что вокруг много безобразия, беспорядков, не хватает жилья, ужасные условия проживания наших граждан, много нищих, безработных. Что же все это тоже Родина? И все это надо любить?

Это очень сложные вопросы. Любить беспорядки и непродуманные решения руководства своей страны невозможно. Но гражданин Отечества, не любя всего этого, переживает боль и трудности своей Родины, как свои собственные беды. Настоящий Россиянин не будет сидеть, сложа руки. Он действует, так как понимает, что без его действий ничего не изменится.

Ваши ответы подтверждают, что вам небезразлична судьба России.

Ваши пожелания любимой Родине (из анкет).

Я желаю моей Родине:

  • быть самой образованной;
  • культурно развитой страной;
  • могучей державой;
  • лучшей страной, преуспевающей во всем;
  • самой чистой, чтобы гордилась своим народом;
  • прогрессивной;
  • самой сильной, богатой, защищенной.

Я не хочу, чтобы:

  • страна воевала;
  • увядала;
  • отставала от других стран;
  • был кризис;
  • была бедной;
  • была никому ненужной;
  • стала страной наркоманов, алкоголиков и необразованных людей.

Когда я вырасту, то хочу:

  • внести вклад в развитие моей страны;
  • посадить много деревьев;
  • успеха для своей страны;
  • помогать Родине;
  • помочь стать стране первой;
  • чтобы моя Родина гордилась мной.

Я благодарен своей Родине за то, что:

  • живу в России;
  • родилась здесь;
  • она дала мне жизнь;
  • что люди в нашей стране стараются сохранить памятники культуры;
  • она есть;
  • дает мне бесплатное образование, достойную жизнь;
  • большое внимание уделяется детям.

И закончить наш классный час мне бы хотелось словами украинского поэта Т. Г. Шевченко:
«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».