Урок по всеобщей истории в 8-м классе по теме "Франция при Наполеоне"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Повторить и закрепить ранее изученный материал, опираясь на основные понятия, термины и имена (Венский конгресс, консульство, континентальная блокада, Наполеон Бонапарт, реставрация Бурбонов, «Сто дней»).
  2. Воспитывать чувство гордости за своих предков и чувство национального самосознания.
  3. Развивать коммуникативные навыки при работе в группах.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование:

  • компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор;
  • карта «Европа в годы завоевательных войн Наполеона (1800-1815 гг.)» – в цифровом формате (см. Приложение 1);
  • учебник Н. В. Загладина «Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс», Москва, «Русское слово», 2007 г.;
  • «Исторический словарь» (ведётся каждым учащимся самостоятельно с 5-ого класса для записи понятий и терминов);
  • карточки с заданиями и вопросами для групп (см. Приложение 2);
  • тесты для двух вариантов по теме «Франция при Наполеоне» (см. Приложение 3).

Ход урока

Приложение 1

I. Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности к уроку (3-4 минуты).

II. Повторение ранее пройденного материала (8-10 минут).

1) Устный опрос по терминам, понятий и именам (см. Приложение 4):

  1. Венский конгресс
  2. Консульство.
  3. Континентальная блокада.
  4. Наполеон Бонапарт.
  5. Реставрация Бурбонов.
  6. «Сто дней».

Сдача «Исторических словарей» на проверку.

2) Работа в группах (10-12 минут).

Разделение класса на 3 группы.

1 группа – работа у доски с картой «Европа в годы завоевательных войн Наполеона (1800-1815 гг.)».
Задание на карточке – расскажите о территориальных изменениях в Европе после Венского конгресса. Какие земли вошли в состав России, Пруссии, Австрии? Покажите их на карте. Чьи интересы отражал такой передел территорий?

2 группа – самостоятельная работа с текстом учебника.
Задание на карточке – составление таблицы «Территориальные изменения на карте Европы после Венского конгресса».

Государство Территориальные изменения
   

3 группа – работа с историческим документом. Из писем Наполеона I вице-королю Италии принцу Евгению Наполеону Богарне:

«23 августа 1810 года.
Необходимо, чтобы Италия не строила никаких отдельных от Франции планов относительно своего процветания, она должна слить свои интересы с интересами Франции. Она должна особенно остерегаться давать Франции повод к присоединению; ибо, если Франция будет в этом заинтересована, что сможет этому помешать? Берите… своим девизом: «Франция превыше всего».

26 августа 1810 года.
Италия… наводнена швейцарскими товарами. Окрашенные полотна и хлопчатобумажные ткани все ввозятся из Швейцарии, в то время как Франция завалена ими. Я стремлюсь к тому, чтобы окрашенные полотна и т. п. из Германии или из Швейцарии совсем не были допущены в Италию и ввозились бы только из Франции. Представьте мне доклад по этому поводу».

Задание на карточке – прочитайте текст, запишите свой ответ на вопрос: Объясните, какую экономическую политику проводил Наполеон на зависимых от Франции территориях. Почему она вызывала недовольство и сопротивление?

3) Проверка результатов групповой работы (5 минут).

1 группа – устно по карте у доски (1 ученик отвечает, отметки получают все участники группы).
2-3 группы сдают свои ответы в письменной форме (по 1 тетради от группы, отметки получают все участники группы).

III. Тестирование (по двум вариантам) (10 минут).

Самопроверка и взаимопроверка, сдача на проверку.

IV. Рефлексия (3 минуты).

- Поднимите руки те, кто считает, что сегодня на уроке у него всё получилось.

- У кого возникли затруднения? В какой момент?

- Удалось ли выйти из затруднения? Если да, то, каким образом?

- Если нет, то почему? Проанализируй. (Не учил, плохо учил, не было на уроке, не нашёл информации, данный вопрос не освещался в учебнике и на уроках и т.п.).

V. Запись домашнего задания в дневниках.

Синквейн «Франция при Наполеоне».