Проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда. Переход детей из одних педагогических рук в другие- сложный момент в жизни ребенка. Меняются, во-первых, его физиология и психология, во вторых, требования школы, а самое, на наш взгляд, главное изменение – учителя как субъекты образовательного процесса со своими общими и индивидуальными особенностями.
В течение нескольких лет педагогический коллектив нашей школы работает над проблемой преемственности между начальной и основной школой.
Целью моего выступления является анализ методических условий, реализующих преемственность между образовательными ступенями.
Задачи:
- Представить краткий теоретический материал по проблеме преемственности в обучении.
- Сформировать основные проблемы преемственности начальной и основной школы.
- Рассмотреть методическое обеспечение модели преемственности.
Проблема преемственности в обучении всегда стояла перед школой, но на разных этапах решалась по-разному.
В первые проблема преемственности остро встала в 50-е гг. в прежней десятилетней школе, когда начальная школа имела самостоятельное значение для обучающихся. Осуществлялся переход от обязательного начального образования к обязательному семилетнему. Несогласованность между четвертым и пятыми классами выражалась главным образом в различии методов обучения. Довольно значительными были расхождения в преподнесении теоретических вопросов. В учебниках начальной школы почти не было обоснований правил, дети учились в основном на задачах, а в 5 и 6 классах удельный вес теоретических знаний резко увеличивался. Сильно отличались и формы записей в тетрадях, требования к степени подробности в изложении решений текстовых задач.
Во второй раз проблему преемственности пришлось особенно внимательно решать в начале 70-х гг., когда была введена трехлетняя начальная школа. В учебниках и методических руководствах была достигнута известная согласованность, начальная школа перестала быть обособленным звеном. Однако в формулировках требований к математической подготовке учащихся, оканчивающих начальную школу, и требований к знаниям, умениям и навыкам ребят, приступающих к учебе в 4 классе, были допущены расхождения, которые оказывали негативное влияние в течение длительного времени.
В процессе реформы общеобразовательной и профессиональной школы проблема преемственности встаёт третий раз 80-е гг. Всеобщей становится одиннадцатилетняя средняя школа, обучение начинается с 6 лет, а начальная школа снова оказывается четырехлетней.
На современном этапе для успешного решения проблемы преемственности необходимо помнить о ней и начинать работу как можно раньше. Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся повышение требований к самостоятельности ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения. При переходе из начальной школы в среднюю учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного учителя – сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие. Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера вот основная наша задача. Чтобы помочь ученику, пришедшему из начальной школы, чувствовать себя комфортно и в основной школе, организация деятельности педагогического коллектива в нашей школе проходит в три этапа:
- Подготовительный.
- Адаптационный.
- Стабилизационный.
Каждый этап включает систему учебно-педагогических действий, позволяющих обеспечить единство образования и воспитания в начальной и основной школе с соблюдением валеологических требований, что в конечном итоге создает в переходный период психологическую комфортность для детей и педагогов.
Основные задачи на подготовительном этапе:
- Выработка согласованных действий педагогов начальной школы и II ступени.
- Эмоциональная подготовка педагогов II ступени к работе с детьми младшего подросткового возраста.
- Подготовка учащихся и родителей выпускных классов к продолжению образования в школе II ступени.
- Психологическое сопровождение.
Одним из эффективных мероприятий мы считаем проведение совместных диагностических работ по определению уровня готовности выпускников начальной школы к продолжению образования.
Подготовительный этап включает:
- Создание информационных карт.
- Проведение подготовительных организационных мероприятий.
Создание информационных карт начинается с дошкольного периода и продолжаем накапливать информацию за период его обучения в начальной школе, а в ходе его взросления накапливается информация о развитии, качестве знаний, умений и навыков, особенности его характера.
Прежде всего, коллектив учителей, который будет работать в 5 классе, знакомится с программой обучения и учебными средствами, по которым работает начальная школа, изучает методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу.
Учителя начальной школы и учителя предметники, принимающие новые классы, стараются как можно лучше понять друг друга. Для этого учителя старшего звена регулярно посещают уроки в выпускных классах начальной школы, проводят пробные уроки, ведут факультативные занятия начиная со второго полугодия 4 класса, присматриваются к будущим ученикам. В свою очередь, учителя начальных классов узнают характер учебных требований, предъявляемых предметниками, знакомятся с методами и приёмами их работы. Происходит корректировка учебных программ и учебных планов.
Формируются временные творческие группы. В состав ВТГ входят учителя начальной школы, будущий классный руководитель, учителя предметники основной школы, психологи, логопеды. Планируемое время работы – 2 года (4 и 5 класс).
Основные направления и формы работы ВТГ:
- Психолого-педагогическое сопровождение: педагогическая диагностика, психологическая диагностика, проведение психолого-медико-педагогических консилиумов, консультаций (при необходимости), коррекционно-развевающей работы.
- Аналитическая работа.
- Организационная и методическая работа: совещание по работы и принятие программы преемственности, методические консультации по проблеме, тематические заседания ВТГ, методические оперативки, семинары для классных руководителей и учителей предметников, круглые столы для выработки общих требований к учащимся 4-5-х классов.
Учителя математики выработали рекомендации учителям начальных классов:
- Уменьшить долю фундаментальных бесед и других малоэффективных методов работы на уроках, использовать раздаточный материал, уменьшить паузы в работе с учениками.
- Приучать школьников начинать работать на уроке по звонку, быстро включатся в выполнение заданий, не давать отдельным ученикам дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок также со звонком.
- Использовать формы и методы организации занятий, требующие от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы.
- постоянно предлагать учащимся задания на проверку знаний и понимание смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия задач.
- Предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по дополнительным материалам.
- Уделить особое внимание формированию навыка табличного сложения и умножения, систематически проводить содержательный и напряженный устный счет.
- Регулярно повторять все этапы алгоритма выполнения деления, систематически включать в устную работу задания на табличное умножение и деление, сложение и вычитание.
- После записи примера в несколько действий начинать с выделения отдельных блоков, из которых он состоит. Обращать внимание на знаки арифметических действий. А затем на порядок выполнения арифметических действий.
- Предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой идет речь в задаче, а затем попробовать изобразить её на рисунке или схеме. При обсуждении решения задавать вопросы вида: как догадались, что первое (второе и т.д.) действие именно такое?
- Регулярно выполнять чертежи как на бумаге в клетку с подсчетом числа клеток(например: начертить отрезок длиной 6 клеток, от выбранной точки отступить вниз на 4 клетки), так и на нелинованной бумаге.
Адаптационный период.
Решение проблемы преемственности находится в сфере более широкой, чем образование, – сфере социализации личности. А это значит, что, обеспечивая эффективное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации, мы создаём условия для успешной социализации ребенка в обществе.
В 5 классе перенимающие учителя стараются не разрушить, а сохранить всё то, положительное, что заложено в начальной школе.
Задачи:
- Формирование адаптационно-развивающей среды в параллели 5-х классов.
- Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся в период адаптации.
- Формирование системы дифференцированной и индивидуальной работы учителей-предметников, классных руководителей (по устранению факторов, препятствующих успешной адаптации).
- Координация действий педагогического коллектива по формированию общеучебных навыков, использованию технологий в образовательном процессе.
- Осуществление промежуточного анализа успешности учащихся в адаптационный период.
Самым трудным для обучающихся, попадающих из начальной школы в среднюю, является переход от одного учителя ко многим учителям-предметникам. Вместо одного учителя начальной школы, который один строил с каждым ребенком и с его семьей разносторонние отношения, появляются много предметников, отношения которых с учеником и его родителями становится ситуативными и касаются в основном вопросов успешности и поведения на уроках. Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система. Распространяется явление «беспризорности» Это непреходящая проблема. Каждый учитель по-своему видит свой предмет, например каждый учитель математике преподаёт «свою» математику. Преподавание индивидуально, хотя учебники и программы одни для всех.
Что бы выполнить все задачи стоящие перед учителями предметниками мы выработали план действий по решению проблемы.
План действий по решению проблем адаптационного периода:
- Совещание учителей 4-5 классов с целью определения путей взаимодействия и взаимопомощи.
- Вводные контрольные работы, позволяющие определить уровень подготовленности пятиклассников к обучению в средней школе.
- Анализ результатов обучения пятиклассников русскому языку и математике за первое полугодие текущего учебного года.
- Психолого-педагогическое сопровождение каждого учащегося 5 классов.
Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся 5 классов в период адаптации, – это тревожность.
Особое внимание она привлекает потому, что отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности ребёнка: не только на учёбу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
В течение адаптационного периода в нашей школе проводится мониторинг уровня тревожности школьников, включающий троекратное диагностическое обследование учащихся:
- I этап – стартовая диагностика, подготовительный этап.
- II этап – диагностика на начало адаптационного периода.
- III этап – итоговая диагностика.
Такой подход к мониторингу уровня тревожности учащихся позволяет прогнозировать, своевременно дополнять и корректировать деятельность всего педагогического коллектива в период адаптации учащихся.
В средних классах нашей школы обучение ведется по традиционной системе, но сохраняется основной принцип образовательной системе – развитие учащихся. Учителя приветствуют стремление детей самостоятельно мыслить, дают возможность отстаивать свою точку зрения, развивают способность к поисковым видам деятельности исследовательского характера. Предметники корректируют учебную программу с учетом опережающего обучения, заложенного в учебниках начальных классов, исключают дублирование программ, начиная сразу с изучения нового материала. Несмотря на большую работу, которая ведется в школе, существуют сложности психологического характера. Это взаимодействие детей с разными по эмоциональному складу учителями. Даже для опытных, любящих детей педагогов камнем преткновения является незнание индивидуальных особенностей пятиклассников. Чтобы сгладить все трудности, в школе проведен психолого-педагогический консилиум, в котором принимают участие педагоги начальных классов, все предметники, работающие в 5 классах. В течение сентября проходит комплексное разностороннее наблюдение и диагностика учащихся 5 классов. Педагоги дают характеристику каждому ученику с точки зрения его эмоционального состояния, общей работоспособности, самооценки, характера мышления, развития внимания, охарактеризовали интеллектуальные способности и личностные особенности ученика. Это позволяет выделить в каждом классе группы детей:
- По ведущему анализатору (зрительному, слуховому, кинестетическому).
- Темпу включенности в урок и скорости утомления, а также охарактеризовать учеников, нуждающихся в дополнительном инструктировании.
Сопоставление практических наблюдений учителей, психологов а особенно классных руководителей, которые ближе других предметников познакомились с пятиклассниками позволяет выйти на объективные результаты. Информация об индивидуальных особенностях каждого учащегося была систематизирована и сведена в общую таблицу, которая стала инструментом в руках каждого учителя предметника. Таким образом, наши наблюдения и беседы с учениками показывают, что трудности с адаптацией в 5 классах связаны не только с усложнением материала и появлением новых предметов. Основная трудность – взаимодействие с новыми учителями, нарушение обычного эмоционального контакта.
Анализ результативности за 3 года позволяет сделать вывод о том, что работа по преемственности позволяет обучающимся проходить этот этап без болезненно сохраняя при этом результаты обученности, качество обучения не становится ниже.
В целом внедрение данной модели в учебный процесс способствовало стабилизации качественных показателей при переходе учащихся в основную школу и как следствие – рост уровня удовлетворённости школьной жизнью и успешной адаптации выпускников начальной школы в пятых классах.
Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием тех методических приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы. Ведь если посмотреть на материал, который изучается в пятом классе, то видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми учащиеся пришли из начальной школы. Постепенно расширяются знания о числах: дети знакомятся с новыми классами, затем получают понятия об обыкновенных и десятичных дробях, а затем, в шестом классе, знакомятся с отрицательными числами. При этом те знания, умения и навыки, которыми они овладели при работе с числами, являются базовыми и находят своё дальнейшее применение.