В чем сила музыки оперы "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова?

Разделы: Музыка


“Прекрасное прекрасней во сто крат,
Увенчанное правдой драгоценной”.
У. Шекспир

Цель: через изменение образа Снегурочки прийти к народной мудрости, что животворящее начало на земле – это любовь, самая главная духовная и нравственная ценность!

Задачи.

Воспитательная: Бережное отношение к русской народной культуре, к русской музыкальной и литературной классике. Через образ Снегурочки осознание великой роли человеческой любви!

Образовательная: Обобщение знаний о музыкальном жанре – опера. Знакомство и анализ “сцены таяния”. Вывод о правде и красоте музыки Н.А. Римского-Корсакова.

Развивающая: Навыков восприятия музыкального материала, навыков слушания внутреннего музыкального голоса, соприкасаясь с литературным источником. Развитие ритмических и вокальных данных через песенный материал урока.

Материальное обеспечение.

1. Нотный материал: Песня “Прощай, Масленица”, 3 к. и “Третья песня Леля” 1 к.

2. Презентация к уроку по теме: опера “Снегурочка”.

3. Музыкальный материал:

- Ария Снегурочки, Пролог, фрагмент.

- Ария Снегурочки. Сцена таяния.

1. Вход: Пролог из оперы “Снегурочка” Н.А. Римского-Корсакова, слушание.

- Организационный момент: списочный состав, наставления.

У.: Вы вошли под музыку, вспомните, о каком произведении у нас будет идти речь?

- Об опере “Снегурочка”.

- Вспомните тему полугодия? “В чём сила музыки?”.

У.: Давайте определимся с темой урока: “В чём сила музыки оперы “Снегурочка”?

2. Разминка

У.: Вспомним с вами, что же такое опера?

1. Как с итальянского переводится слово опера? (Труд)

2. Как вы понимаете жанр - опера? - это музыкально-драматический спектакль, где средствами музыки и пения раскрывается содержание спектакля.

3. Автор оперы “Снегурочка”? Портрет. Слайд №1. Презентация

4. Пролог, зимний лес определите исполнителя. (Симфонический оркестр) Слушание.

5. Назвать автора пьесы? (А. Островский) портрет. Слайд №2

6. Либретто - это? Книжечка

7. Какую роль в оперном спектакле играет художник?

8. Назовите художника – декоратора? Портрет В. Васнецова Слайд № 3-4

9. В опере артисты не только играют, но и поют: Дед Мороз - басом? Слайд №5

Весна- контральто? Слайд №6. А Снегурочка? Слушание. Слайд №7.

Мини-задание.

1. Определение голоса

2. Вспомнить! С какой по характеру девочкой – Снегурочкой вы встретились? (Снегурочка) В. Васнецова. (Слушание арии Снегурочки из пролога)

Характеристика на доске.

Что манило Снегурочку к людям?

- Людские песни.

Николай Андреевич часто обращался к народной песне, и мотивы русских песен находили применение в его оперном и симфоническом творчестве.

3. Исполнение песен с инструментами

- Распевка, пропевание мелодии с текстом в медленном темпе.

- Прощай, Масленица исполнение

Слайд №8–9 (Дополнение №1 тексты песен)

Масленица весёлый праздник проводы зимы и встречи весны, с выпечкой блинов, с игрой ряженных, сожжением чучела Масленицы.

- Но пуще всего Снегурочке нравились песни кого?

- Леля (бог любви, повелитель певчих птиц). Слайд №10

“Третья песня Леля” исполнение с инструментами.

- За что же Снегурочка любила песни людей?

- Что искала она в людских песнях?

- могла ли она почувствовать их теплоту, искренность, задушевность? Нет?

- Что мешало ей? Холодное ледяное сердце? Как ей быть? Кому она идёт за советом?

Снегурочка пришла к маме – Весне. Мать Весна одарила дочь венком любви.

Текст №1. Чтение.

- А мир души Снегурочки, что с ним?

- Чем объяснить поступок Матери Весны, ведь венок любви – гибель для Снегурочки?

- Она поняла желание Снегурочки хоть на миг стать человеком, увидеть красоту мира, полюбить искренне, всей душой, как умеют только люди.

Задание №1. Текст №2: чтение, заполнение таблицы (первой части).

- Если бы я был композитором, какую музыку написал бы, мои ощущения?

Слайд №11 “Ярилина Долина” К. Коровина.

- А сейчас мы мысленно с вами окажемся в царстве Берендеев, в долине, где берендеи встречают Ярило – Солнце, молодые пары ждут его благословление, на дальнейшую радостную жизнь, ждет и Снегурочка с Мизгирём.

- Но что случилось со Снегурочкой?

“Сцена таяния” слушание и заполнение 2 столбца. В задании №1.

- Перед нами прежняя девочка – Снегурочка?

- От прежней Снегурочки не осталось и следа!.. Она растаяла

- Изменилась ли Снегурочка, перед тем как растаяла? (Обратимся к вашим записям). Почему?

- Она полюбила!!!

Обобщение.

В чём сила музыки Оперы “Снегурочка” Римского-Корсакова?

- В её красоте, естественности, эмоциональном богатстве, в нравственной правде.

- Роль оркестра Н. А. Римского-Корсакова? Выразительная, Изобразительная?

- В чем правда музыки Римского-Корсакова?

Вывод.

Народная мудрость гласит, что сильнее Любви нет ничего на земле. Животворящее начало – Любовь - самая главная нравственная и духовная ценность, мера всего сущего на свете. Великую Силу Любви столь поэтично, возвышенно передали нам композитор, драматург, художник. Обратились к нам через века, чтобы мы, люди, не растеряли этот ценный дар!*

Задание. Тест №2.

* Формулировка вывода подсказана из сборника методические очерки “Музы ходят хороводом” О.С. Нечаевой.

Музыкальное сопровождение (Приложение)

Приложение 1 (тексты)

Приложение 2 (тексты)

Приложение 3 (задания)