“Прекрасное прекрасней во сто крат,
Увенчанное правдой драгоценной”.
У. Шекспир
Цель: через изменение образа Снегурочки прийти к народной мудрости, что животворящее начало на земле – это любовь, самая главная духовная и нравственная ценность!
Задачи.
Воспитательная: Бережное отношение к русской народной культуре, к русской музыкальной и литературной классике. Через образ Снегурочки осознание великой роли человеческой любви!
Образовательная: Обобщение знаний о музыкальном жанре – опера. Знакомство и анализ “сцены таяния”. Вывод о правде и красоте музыки Н.А. Римского-Корсакова.
Развивающая: Навыков восприятия музыкального материала, навыков слушания внутреннего музыкального голоса, соприкасаясь с литературным источником. Развитие ритмических и вокальных данных через песенный материал урока.
Материальное обеспечение.
1. Нотный материал: Песня “Прощай, Масленица”, 3 к. и “Третья песня Леля” 1 к.
2. Презентация к уроку по теме: опера “Снегурочка”.
3. Музыкальный материал:
- Ария Снегурочки, Пролог, фрагмент.
- Ария Снегурочки. Сцена таяния.
1. Вход: Пролог из оперы “Снегурочка” Н.А. Римского-Корсакова, слушание.
- Организационный момент: списочный состав, наставления.
У.: Вы вошли под музыку, вспомните, о каком произведении у нас будет идти речь?
- Об опере “Снегурочка”.
- Вспомните тему полугодия? “В чём сила музыки?”.
У.: Давайте определимся с темой урока: “В чём сила музыки оперы “Снегурочка”?
2. Разминка
У.: Вспомним с вами, что же такое опера?
1. Как с итальянского переводится слово опера? (Труд)
2. Как вы понимаете жанр - опера? - это музыкально-драматический спектакль, где средствами музыки и пения раскрывается содержание спектакля.
3. Автор оперы “Снегурочка”? Портрет. Слайд №1. Презентация
4. Пролог, зимний лес определите исполнителя. (Симфонический оркестр) Слушание.
5. Назвать автора пьесы? (А. Островский) портрет. Слайд №2
6. Либретто - это? Книжечка
7. Какую роль в оперном спектакле играет художник?
8. Назовите художника – декоратора? Портрет В. Васнецова Слайд № 3-4
9. В опере артисты не только играют, но и поют: Дед Мороз - басом? Слайд №5
Весна- контральто? Слайд №6. А Снегурочка? Слушание. Слайд №7.
Мини-задание.
1. Определение голоса
2. Вспомнить! С какой по характеру девочкой – Снегурочкой вы встретились? (Снегурочка) В. Васнецова. (Слушание арии Снегурочки из пролога)
Характеристика на доске.
Что манило Снегурочку к людям?
- Людские песни.
Николай Андреевич часто обращался к народной песне, и мотивы русских песен находили применение в его оперном и симфоническом творчестве.
3. Исполнение песен с инструментами
- Распевка, пропевание мелодии с текстом в медленном темпе.
- “Прощай, Масленица” исполнение
Слайд №8–9 (Дополнение №1 тексты песен)
Масленица весёлый праздник проводы зимы и встречи весны, с выпечкой блинов, с игрой ряженных, сожжением чучела Масленицы.
- Но пуще всего Снегурочке нравились песни кого?
- Леля (бог любви, повелитель певчих птиц). Слайд №10
“Третья песня Леля” исполнение с инструментами.
- За что же Снегурочка любила песни людей?
- Что искала она в людских песнях?
- могла ли она почувствовать их теплоту, искренность, задушевность? Нет?
- Что мешало ей? Холодное ледяное сердце? Как ей быть? Кому она идёт за советом?
Снегурочка пришла к маме – Весне. Мать Весна одарила дочь венком любви.
Текст №1. Чтение.
- А мир души Снегурочки, что с ним?
- Чем объяснить поступок Матери Весны, ведь венок любви – гибель для Снегурочки?
- Она поняла желание Снегурочки хоть на миг стать человеком, увидеть красоту мира, полюбить искренне, всей душой, как умеют только люди.
Задание №1. Текст №2: чтение, заполнение таблицы (первой части).
- Если бы я был композитором, какую музыку написал бы, мои ощущения?
Слайд №11 “Ярилина Долина” К. Коровина.
- А сейчас мы мысленно с вами окажемся в царстве Берендеев, в долине, где берендеи встречают Ярило – Солнце, молодые пары ждут его благословление, на дальнейшую радостную жизнь, ждет и Снегурочка с Мизгирём.
- Но что случилось со Снегурочкой?
“Сцена таяния” слушание и заполнение 2 столбца. В задании №1.
- Перед нами прежняя девочка – Снегурочка?
- От прежней Снегурочки не осталось и следа!.. Она растаяла
- Изменилась ли Снегурочка, перед тем как растаяла? (Обратимся к вашим записям). Почему?
- Она полюбила!!!
Обобщение.
В чём сила музыки Оперы “Снегурочка” Римского-Корсакова?
- В её красоте, естественности, эмоциональном богатстве, в нравственной правде.
- Роль оркестра Н. А. Римского-Корсакова? Выразительная, Изобразительная?
- В чем правда музыки Римского-Корсакова?
Вывод.
Народная мудрость гласит, что сильнее Любви нет ничего на земле. Животворящее начало – Любовь - самая главная нравственная и духовная ценность, мера всего сущего на свете. Великую Силу Любви столь поэтично, возвышенно передали нам композитор, драматург, художник. Обратились к нам через века, чтобы мы, люди, не растеряли этот ценный дар!*
Задание. Тест №2.
* Формулировка вывода подсказана из сборника методические очерки “Музы ходят хороводом” О.С. Нечаевой.
Музыкальное сопровождение (Приложение)
Приложение 1 (тексты)
Приложение 2 (тексты)
Приложение 3 (задания)