Труд в системе правовых отношений. 9-й класс

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Экономика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель. Расширить, обобщить и систематизировать знания обучающихся об отраслях права, роли трудового права в жизни человека. Создать условия для формирования психологической установки и понимания необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов человека и способа самореализации человека
Задачи:
Воспитательная. Способствовать воспитанию правовой культуры обучающихся.
Образовательная. Уточнить, закрепить умения обучающихся ориентироваться в системе трудовых отношений, используя нормативно-правовые акты. Закрепить, актуализировать знания о порядке приёма на работу
Развивающая. Создать условия для развития интереса к общественным наукам, мыслительных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся.
Основные понятия. Право, отрасли права, Трудовой Кодекс Российской Федерации, трудовые отношения, трудовой договор, работодатель работник, безработный, отрасли права.
Оснащение урока.
Материалы.
Учебник А. И. Кравченко «Обществознание» 9 класс, статья 37 Конституции РФ, статья 60 Конституции СССР 1977 года, статья 23, 24 Всеобщей декларации прав человека, видеоролик «Трудоустройство подростков летом», презентация «Труд в системе правовых отношений», карточки с заданиями.
Оборудование. Экран, проектор, компьютер,
Тип  урока. Обобщающий урок-консультация.
План урока.
  1. Право. Отрасли права.
  2. Трудовые отношения в документах.
  3. Трудоустройство.
Эпиграф. Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды. (Вольтер)

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент

Актуализация знаний.

Учитель, сообщая цель урока, уточняет, что подходит к завершению обучение в 9 классе. Впереди – экзамены. В предстоящий летний период у подростков появляется желание устроиться на работу. Этот урок поможет ребятам уточнить знания о труде, стать более уверенным в том, что ни один работодатель их не обманет.
Работа с эпиграфом:
Формирование эмоционального настроя.
(Слайд 1)
Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды. (Вольтер)
Высказывания учеников:
– О значении труда как деятельности.
– Труд был и остается важной составляющей в жизни людей.
II. Закрепление изученного на предыдущем уроке

1. Право. Отрасли права.
(Слайды 2, 3, 4)

Учитель: Что такое право?  (уточнить признаки права)
Труд – понятие, которое входит в систему правовых отношений.
–  Какие отрасли права известны?
Предложить выполнить задание «Вставьте пропущенные термины», проверить его выполнение. Закрепить названия отраслей права и их характеристики
III. Основная часть урока.  Изучение нового материала

2. Трудовые отношения в документах.
Использование материала опережающего домашнего задания. Работа с источниками.
(Слайд 5).

Практическая работа.

– Какие источники трудового права вы знаете? Обучающиеся поясняют, в каких нормативно-правовых документах. отражены вопросы трудового процесса, анализируют статьи 37 Конституции РФ, статей 23, 24 Всеобщей декларации прав человека,
– Что такое трудовые отношения? В каких документах зафиксированы положения  о трудовых отношениях?  (В наши дни государство законодательно их регламентирует, Таким образом, в нашей правовой системе существует такая отрасль права как «Трудовое право»)
– Не всякая трудовая деятельность регулируется правом. Юриспруденция вторгается в эту сферу, чтобы упорядочить, систематизировать взаимоотношения сторон. Для трудовых отношений важен сам процесс труда.
Обучающиеся выбирают ситуации, описанные в индивидуальных карточках, относящиеся к трудовым отношениям. Ответ свой аргументируют. (Приложение 1)
(Слайды 6, 7)
Опора на знания, приобретённые в 8 классе при изучении темы «Труд».
– Бывает так, что по ряду причин  человек оказывается безработным. В каких случаях человека приписывают к такому статусу?
(Проверить ответ, опираясь на слайд 7 презентации)
Использование материала опережающего домашнего задания.
Рассказ учеников по опорному плану. (Приложение 2)

(Слайд 8)

– Всегда ли отношение к труду было одинаковым?
Эволюция отношения человека к труду.
– Люди трудились всегда. Но отношение к труду не было одинаковым. Первобытный человек осознавал: не пойдешь охотиться на мамонта  — останешься голодным и умрешь.
Прошли века. Появились бедные и богатые. Чтобы прокормиться, богатым не обязательно было работать. За них это делали другие. .Закон вмешался в деятельность человека. Он определил правила, согласно которым люди должны зарабатывать деньги. Совокупность этих правил, действующих в трудовой сфере человеческой жизни, и образовали трудовое право. Сейчас труд – не позор. Его славят. Люди стремятся работать.
3. Трудоустройство и необходимые документы.

(Слайды 9, 10)

– Вы пришли устраиваться на работу. Назовите, что из перечисленного на слайде презентации необходимо обязательно предъявлять при трудоустройстве. (Приложение 3)
IV. Закрепление изученного материала (слайд 11, гиперссылка)

Просмотр и анализ видеоролика.  Обобщение.

(Слайды 12,13)

– Скоро лето. Многие подростки хотят самостоятельно заработать деньги. Что нужно знать, чтобы не оказаться обманутым непорядочным работодателем? (просмотр видеоролика)
– Как защитить себя  от непорядочных работодателей? Какой должна быть продолжительность рабочего времени подростка? Как заключить трудовой договор?  Какие пункты обязательно должны быть указаны в трудовом договоре?
V. Подведение итогов урока. Постановка задания на дом. Выставление оценок

Обобщение, систематизация. и актуализация знаний (слайды 14,15,16, 17)
Связь с жизнью.

В жизни бывают разные ситуации. Отметьте в  примерах правомерность или нарушение законности трудовых отношений. (Работа с индивидуальными карточками)
(Приложение 5)
Спросить, какие профессии хотели бы освоить ученики. В завершение прочитать стихотворные строки Генриха Акулова
–  Гласит нам заповедь Христова
“Трудись не покладая рук”,
Труд на земле всему основа,
Жизнь на земле венчает труд.
Домашнее задание. Составить трудовой договор. (Использовать опыт родителей)
Завершение урока. Оценка деятельности обучающихся на уроке.

При подготовке к уроку использованы:

  1. А.И. Кравченко Обществознание: Учебник для 9 класса. – М: «Русское слово – РС», 2005.
  2. Е.А. Певцова.  Обществознание. Книга для учителя. Методическое пособие к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание 8-9 кл.» М.: ТИД «Русское слово – РС», 2000.
  3. Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой/ авт.-сост. Н.С. Кочетов – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Ю.А. Кожин. Права и ответственность ребёнка. Элективный курс: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  5. Открытые Интернет-ресурсы.
  6. Видеоролик 3 канала Программы «Главная тема» (журналист Владимир Соловьёв) (видео 478 by 3kanal «Как заработать подростку летом») www.youtube.com   8.06.2009