Цели.
- Образовательные: изготовить поделку для матери (размечать выкройку по шаблону, приемам получения объемной детали конусообразной формы, собрать изделие по схеме), дать информацию о водяном растении – кувшинке, её разновидности ; совершенствовать умение работать с картоном, бумагой, клеем, ножницами
- Развивающие: развивать внимание, воображение, сообразительность, мышление, творческие способности учащихся.
- Воспитательные: воспитывать работоспособность в команде, аккуратность, бережное отношение к природе.
Оборудование: зеленый лист картона, цветные листы бумаги, клей, шаблоны большого и малого кругов, простой карандаш, линейка, ножницы; компьютер ,экран, проектор
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок.
2. Актуализация темы урока
Учитель: Ребята, какой приближается
праздник? (День матери)
В этот день принято оказывать матери внимание,
преподнести подарок. Вот на уроке труда мы с вами
изготовим подарок – объемную
аппликацию. Но для начала проверим вашу
готовность к уроку
3. Проверка готовности
Учитель называет предметы, которые необходимы для работы, дети их показывают.
4. Работа над темой урока.
А) Учитель: Вы хорошо подготовились к уроку. А что именно будем делать узнаете, посмотрев отрывок из мультфильма.
(Просмотр отрывка из мультфильма «Дюймовочка»). Слайд 1
– Из какого мультфильма отрывок? («Дюймовочка»)
– Как вы догадались? Кто такая Дюймовочка?
Человек? (Нет, эльф)
– Кто такие эльфы? (Волшебные лесные человечки с
крылышками.) Слайд 3
– Описания эльфов в различных мифологиях
различаются, но, как правило, это красивые,
светлые существа, духи леса, дружественные
человеку. Слайд 4
– В первые дни сентября мы побывали с вами на
лотосах. Слайды 4-8
А на каникулах – на балете «Дюймовочка».
Талантливые артисты танцами и жестами
изобразили нам героев этой сказки. Давайте
вспомним, как они это сделали.
(Просмотр кадров из балета: Дюймовочка, гусеницы, кроты, лягушки)
– А как вы думаете, что из этого мультфильма можно сделать в подарок своими руками? Правильно, цветок. Он называется водяная лилия или кувшинка. А какие бывают кувшинки – посмотрим клип.
(Просмотр клипа «Кувшинки»)
Б) Рассказ учителя о кувшинке (Слайды 9-13)
Кувшинку также называют водяной лилией. Водяная лилия бывает желтая, белая, розовая, красная, голубая. Мы с вами видели самую красивую и загадочную водяную лилию – лотос. В Древней Индии лотос выступает как символ творческой силы, как образ сотворения мира. В лотосе усматривали символ Вселенной, отображение земли, которая плавает, подобно цветку, по поверхности океана. Мы живем в Астраханском крае, в котором растет прекрасный цветок. Он занесен в Красную книгу Астраханской области и занимает огромные площади заповедной зоны. Посмотреть на него приезжают со всех концов нашей родины. А также видели поляны кувшинок.
В Европе созданы легенды об эльфах, которые катаются, как на корабликах, в цветах кувшинок. У русского народа кувшинка издавна считалась цветком русалок. Кувшинку большими зарослями можно встретить на прудах, тихих речных заводях и озёрах. Любители красивых цветов стараются достать кувшинки для букетов, но сорванные цветы сразу теряют свою красоту. Розовая и красная лилия (лотос) встречается в буддийской вере. Белая – в христианской вере. Посмотрите на христианские иконы. (Слайды 14-18)
5. Физминутка
6. Анализ изделия
(Показ готового изделия) (Слайды 19-20)
– Посмотрите на образец аппликации. Цветок
сделан из двух бумажных венчиков.
Каждый лепесток склеен в кулёчек – фунтик, а
посередине приклеена сердцевина.
Оба венчика за середину приклеены на зелёный
лист.
Нам понадобится:
- Зеленый картон для листа под венчики цветка
- Цветная бумага для двух венчиков цветка
- Круг для сердцевины
- Клей для сборки
- Ножницы
- Шаблоны.
(Двигательные упражнения)
7. Техника безопасности
Правила работы с клеем и ножницами.
8. Подготовка деталей. (Слайды 21-31)
Работа по плану
1. На изнаночной стороне зелёного картона
размечен по шаблону лист
2. Вырежем лист.
3. Возьмем в руки шаблоны цветной бумаги два круга
.
4. Сложим каждый круг трижды – он разделится на 8
частей.
5. Развернём круг и надрежем его по сгибам.
Серединку оставим целой.
6. Каждую часть круга склеим в фунтик – лепесток,
как показано на рисунке.
7. Маленький кружок надрезаем по краю до
определенной линии.
8. Сборка. (Слайды 31-35)
1. На зелёный лист приклеиваем каплей клея
нижний венчик.
2. Примерим верхний венчик – его лепестки должны
лежать между лепестками нижнего.
3. Приклеим его за середину.
4. Приклеиваем сердцевину.
10. Итог урока.
А) Обобщающая беседа
– Ребята, чем мы с вами занимались на уроке? (Делали подарок ко Дню матери.) Давайте посмотрим, что у вас получилось.
(Дети поднимают работы вверх, учитель предлагает протанцевать с цветами под музыку, тем самым снять напряжение работы, затем составить полянку водяных лилий, которые видели на экскурсии по заповедным местам.)
Б) Уборка класса
Убираем свое рабочее место.
___________________________________
* В статье ссылки на дидактические материалы не приводятся. Спрашивайте материалы у автора. (Прим. ред.)