Цели:
- познакомить с условиями жизни животных;
- расширить представления детей о жизни животных;
- воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: карточки с названиями животных, растений, картинки с изображением животных, растений; ПК; индивидуальные карточки с заданиями; учебник.
Ход урока
1. Оргмомент, сообщение темы и целей урока
(На доске карточки с названиями и изображениями животных и растений)
- Прочитайте слова на карточках. На какие две группы можно распределить эти слова? Распределите их по группам.
- По какому признаку разделили слова? (животные, растения)
- Соотнесите изображения и слова.
- Сегодня мы узнаем, как живут животные, чем они питаются.
2. Работа по теме
1) С какими группами животных мы знакомы?
- Звери
- Насекомые
- Рыбы
- Птицы
- Как живут животные?
- Вы знаете, что растения живые. А животные?
- Докажите, что животные – живые существа.
Вывод: Все животные дышат, передвигаются, питаются, растут, размножаются, умирают.
Работа по учебнику (стр. 52)
- Рассмотрите рисунки (сверху).
- Кто изображён на них?
- Чем питается каждый из них? Соедините линиями.
Проверка. (Компьютер)
- А теперь рассмотрите нижний рисунок. Кого вы видите на этом рисунке? (Здесь мы видим кабана-папу, кабана-маму и трёх детёнышей).
Кабан – это крупное хищное животное, обитающее в лесах. Их тело покрыто густой щетиной. У них мощные клыки. Продвигаются по лесу гуськом: впереди – самый сильный. Летом – по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях, а зимой наоборот.
- Детеныши подрастут и станут взрослыми, но чтобы расти, им нужна пища.
- А что едят кабаны?
- Больше всего кабаны любят жёлуди.
- В учебнике под картинкой нарисуйте столько желудей, сколько кабанов вы видите.
- Так что же необходимо животным для жизни? (Пища)
- Но для роста детенышей и для жизни взрослых животных нужна не только еда (пища). Подумайте, что ещё нужно животным? (Вода)
3. Физминутка
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке:
Наклонился влево, вправо,
Приседать он начал браво.
А потом расправил дух,
И тихонько в воду – плюх!
4. Работа с учебником (продолжение) (стр. 53).
- Все животные приносят потомство, размножаются. Для себя и своих детенышей многие животные строят жилища.
Задание: Соедините линией животное и его жилище
- Отгадайте загадку:
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины,
И плотину. (Бобр. Хатка)
На берег вылез большой бобр. Хвост напоминает лопату. Передние лапы короче задних. Бобр увидел молоденькую осину. Обхватил передними лапами и начал грызть. Дерево скоро рухнуло. Бобр отгрыз ветки, потащил их к воде. Постепенно он перенёс все ветки. Потом ветки деревьев облепили грязью. Жилище готово!
Плотник острым долотом
Строит дом с одним дуплом. (Дятел. Дупло)
Большой пестрый дятел — полезная птица. Выдалбливая дупла, которые самими дятлами повторно обычно не используются, они тем самым создают жилой фонд для многих других очень полезных птиц (например, синиц и мухоловок), устраивающих гнезда в готовых дуплах. Кроме того, дятлы способны извлекать и уничтожать опасных для леса вредителей (короеды, усачи л т. п.), которые не имеют других, кроме дятлов, врагов среди пернатых. Долбит дятел только зараженные вредителями деревья, а поэтому следы этой его деятельности являются сигналами, указывающими на то, что дерево поражено и его надо срубить. В зимний период поедает семена хвойных деревьев.
Сделал дыру,
Вырыл нору.
Вот спальня,
Вот кладовка –
Всё сделано ловко. (Хомяк. Норка)
Обыкновенный хомяк — очень красивое животное. Его шерстка окрашена в яркие цвета: спинка и бока рыжие, брюшко черное, лапки и нос белые, на груди и боках головы по 3 белых пятна. Хомяки вырывают добротные норы, глубина которых иногда достигает 2,5 м. В них они устраивают многочисленные кладовые, соединенные туннелями. В конце лета животные начинают делать запасы на зиму, заполняя свои кладовые зерном, картофелем, морковью, кукурузой и другими подобными продуктами. Летом хомяки питаются зеленью трав, кореньями, семенами растений, ловят и поедают насекомых, а иногда и мелких животных, например мышей. Активность грызуны проявляют ночью. Если враг (лисица, собака или человек) неожиданно преградит хомяку путь в его нору, он может броситься на неприятеля и больно его укусить.
Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
Ласточки кормятся исключительно летающими насекомыми, и поэтому их самочувствие очень зависит от погоды. Если весной, после прилета, неожиданно возвращаются холода, им приходится плохо, и многие гибнут. В холодную погоду, когда в воздухе мало летает насекомых, они ухитряются склевывать их на лету с травы и даже с земли, но все же голодают: их быстрое пищеварение не позволяет им долго оставаться без пищи. Обычно, и особенно в сырую погоду, они летают почти над самой землей, а иногда хватают водных насекомых даже у поверхности воды. Пьют они также на лету. Их реющий, как бы “ищущий” полет достаточно быстр, чтобы настигать добычу врасплох. Ласточки, несомненно, одни из самых полезных птиц.
Во всех населенных местностях ласточка гнездится в строениях: на чердаках, сеновалах, в открытых сараях, под мостами и в тому подобных местах.
Гнездо она устраивает в виде чашки, обычно на балке под самой крышей. Оно вылеплено из маленьких комочков глины, ила, отчасти илистого песка, склеенных клейкой слюной. В эту постройку включаются соломинки, сено, волос, увеличивающие прочность гнезда. Внутри делается мягкая выстилка из перьев и волоса.
Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят - у меня есть жало
И на брюшке полоса,
Потому что я ... (Оса)
У ос гнезда серого цвета. Оса соскабливает старую, подгнившую древесину на сухих стволах, пнях и даже заборах, оставляя продольные бороздки. Осиные гнезда помещаются на ветвях деревьев, под нависающими скалами или крышами домов. Гнездо, прикрепленное к ветке, представляет собой ячейки с личинками, крепящиеся к общему стержню, и покрытые слоями бумаги. По мере увеличения семьи гнездо растет, увеличивается. Некоторые осы строят ячейки без оболочки. Гнезда многих видов ос расположены открыто на ветках деревьев, на скалах: маскировать их нет необходимости.
- Для чего животным нужен дом? (В своём жилище животные выводят детёнышей, в нём тепло)
- Значит, что ещё необходимо для жизни животных? (Тепло)
- Рассмотрите рисунки частей тела.
- Каким животным они принадлежат?
Вывод: Все животные передвигаются: летают, бегают, прыгают, плавают.
- Итак, животные нуждаются:
- в пище,
- в воде,
- в тепле.
- В чём ещё нуждается каждое живое существо? (В воздухе, свете)
5. Итог урока
- Что необходимо для жизни животных?
6. Рефлексия
- Сейчас мы посмотрим, как вы усвоили полученные знания. На партах у вас лежат карточки с заданиями.
- У девочек карточки зелёного цвета, а у мальчиков – жёлтого.
- Мальчики находят: Кто что строит?
- Девочки находят: Кто чем питается?
- Линиями соедините соответствующие картинки.
7. Игра “Потерялись малыши”.
- Я читаю стихотворение, а вы называете “потерянную” маму.