Религия представляет собой традицию, которая передается из поколения в поколение, двигаясь сквозь время, не теряя при этом способности к самообновлению и трансформации.
Религию делят на два класса: национальная и мировая религии. Существуют 3 основных, мировых религий: буддизм, ислам и христианство, которые зародились в одной этнической среде и распространены в настоящее время среди народов разных государств, разных культур и языков.
В нашей работе мы рассмотрим японскую национальную религию синто и якутское верование. Для меня как человека выросшего в самом далеком и северном регионе России - Якутии, где меня с самого детства окружают определенные табу, преклонение перед силами природы, которые представлялись некими могущественными одушевленными силами, было весьма занимательно обратиться к теме древнейшей религии японцев. Поскольку первичная основа ее базируется на древнем культе природы, преклонении перед ее силой, она близка и с якутскими представлениями об окружающем мире. Здесь я нашла очень много сходных черт и провела немало параллелей с традиционными обрядами и обычаями своего народа.
Целью является обнаружение и установление сходства между ними. Наряду с этим рассмотрим и некоторые различия. Чтобы достичь этой цели мы используем, сравнительно- исторический метод, чтобы найти правильное объяснение подобным сходствам и различиям.
Работа состоит из 3-х глав, введения и заключения. В первой главе мы рассмотрим сущность японской религии, во второй якутского традиционного верования, а в третьей религиозные параллели.
Актуальность темы заключается в том, что национальных религий очень много и они так непохожи или наоборот поразительно сходятся друг с другом, что необходимо установить какие-то подразделения внутри этой категории.
Глава 1. Религия синто.
Люди за пределами Японии больше знают о сегодняшнем дне этой страны и о её технических достижениях - автомобилях, видеокамерах, телевизоров, чем о её традиционной культуре и религии.
Синтоизм - комплекс верований, культов японцев, который часто называют исконной японской религией. Термин "синто" появился в средневековье (6-7 вв.) и обозначает "путь богов".
Основу синто составляют культ предков и поклонения силам природы. В1868г. Синтоизм был провозглашен государственной религией.
Ками и человек.
Что такое ками? Ками -это божества, "духи, населяющие и одухотворяющие всю природу - небо, землю, светила, камни, деревья". Они обитали везде. В синтоизме характерна очень тесная и близкая взаимосвязь между людьми и ками.
Синтоистские ритуалы и обряды.
В синто существовало и существует множество ритуалов и обрядов. Место представлений о добре и зле здесь занимают понятия чистого и нечистого. Если человек "запачкался", т.е. совершил нечто неподобающее, он должен пройти через ритуал очищения. Действительным грехом в синто считается нарушение доброго порядка- цуми.
Глава 2. Якутское верование.
Якуты, как и многие народы были тесно связаны с окружающей средой, природой. Их религия возникла в первобытное время, когда "действия" природы были недосигаемы и темны. Якуты верили в сверхъестественные существа, в божества -айыы, в амулеты- ымыы, в духов -иччи и т.д.
2.1. Религиозное воззрение древних якутов.
У якутов существовало много божеств,главным из которых был божество Урун Аар Тойон. В их честь справляли праздник ысыах, который сопровождался обращением к божествам "айыы" песнями, танцами и соревнованиями между "боотурами".
Самым интересным в древней религии является то, что якуты считали, что у человека имеются 3 кут, которые объединены в одно целое жизненной силой.
По представлениям якутов, мир был трехъярусный: верхний, средний и нижний. Верхний мир (небеса) был многоярусным, а средний и нижний- одноярусными. В верхнем мире жили божества -Айыы, в среднем - люди, животные, духи (иччи), в нижнем -"абааьы". Все эти три мира соединял могучее дерево- "Аал-Кудук -мас" или "Аал-Луук - мас", в котором живет дух земли Аан Алахчин хотун.
Также в религиозных верованиях якутов наиболее заметным явлением был шаманизм. В отличие от простых людей, шаман был способен обращаться со сверхъестественными силами.
2.2. Духи-иччи.
По верованиям якутов все предметы, природные явления имели свой дух (иччи). Они обладают магическими свойствами и могли принести вред или пользу человеку
2.3. Якутские обряды.
Для избежания гнева духов - иччи якуты совершали определенные обряды Одним из таких обрядов являлось приношение какой- нибудь жертвы. В качестве жертвы вешали на деревья пучки волос от лошадиной гривы (сиэл).
Глава 3. Религиозные параллели.
Как и во всех религиях народов мира эти религии основываются на анимизме, тотемизме и фетишизме.
Анимизм - это вера в души и духов, т.е. фантастические, сверхъестественные существа будто бы действующие в природе , управляющие всеми предметами и явлениями материального и нематериального мира. У японцев духи называют "ками", а у якутов "иччи", но они имеют одинаковые функции Их очень много, они обитают везде, в небесах, в горах, в местности.
Тотемизм - это вера в животных, в качестве покровителей. Тотемными животными у якутов были в основном птицы, а у японцев почиталась лисица.
Фетишизм - это религиозное почитание неодушевленных материальных предметов, которые приписываются сверхъестественные свойства. Якуты и японцы верили в амулеты, это можно увидеть во многих источниках.
Как и во многих мировых и национальных религиях основное место занимают мифы. У обеих распространен миф о возникновении мира.
Человек занимает здесь не маловажную роль. У японцев, как и у якутян, люди произошли от ками, т.е. от божеств. У якутов есть такое выражение "Айыы киьитэ".
В обрядах и обычаях также можно найти много сходств. Совпадают многие ритуалы. Например, ритуал очищения.
Другой важнейший обряд - жертвоприношение божествам пищи является неотъемлемой частью каждой церемонии или праздника. Вообще ритуал синто состоит из очищения (сайкай), жертвоприношения (синсэн), молитвы (норито) . Якутский культ тоже состоит из очищения (ыраастаныы), жертвоприношения, молитвы (алгыс).
Кульминационным моментом любой церемонии является "норито" у японцев и "алгыс" у якутов. Это речевой ритуал, исполняемый священнослужителем (алгысчыт, ойуун). Эти речевые ритуалы состоят из обращения к божеству или к собравшимся.
Завершающим ритуалом синтоистского культа являются "наоран", - религиозное застолье.
"Особое место в синтоистском культе занимают праздники - мацури. Этот праздник бывает, как и наш ысыах. Во время мацури устраиваются соревнования по стрельбе из лука, конным скачкам, по борьбе, за лучшее исполнение барабанного боя. А ведь в якутском национальном празднике тоже ведутся соревнования такого рода.
Самым главным сходством является культ солнца. К солнцу японцы и якуты относятся с великим почтением, без этого светила невозможно жить на земле.
Таким образом, можно приходить к выводу, что религиозные верования якутов и японцев во многом сходны друг с другом, что вызывает интерес к изучению. В нашей работе многое еще не раскрыта, это попытка найти параллели вышеназванных верований.