Урок изобразительного искусства в 1-м классе по теме "Путешествие в пространство произведения изоискусства. Игра и живопись"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • формирование эстетических чувств, развитие умений образного выражения своего отношения через изображение.
  • создание игровых ситуационных задач для развития логического творческого процесса мышления учащихся

Задачи:

Развивающие:

  • развивать понимание красочной выразительности родной природы
  • способствовать развитию образной речи учащихся

Обучающие:

  • формировать дальнейшее представление о холодных и теплых цветах
  • расширять опыт владения цветовыми сочетаниями, навыки работы кистью в эмоциональном контрасте теплых и холодных цветов

Воспитывающие:

  • развивать способность наслаждаться красотой родной природы
  • воспитывать чувство восхищения прекрасным
  • способствовать воспитанию чувства взаимопомощи, коллективизма, сострадания

Оборудование урока для учителя:

  • Наглядный материал: Слайды - репродукции картин: М.Сарьян "Знойные горы", С.Рерих "Холодные горы", таблицы по цветоведению.
  • Две накидки: красная и синяя, две маски, раскрашенные красными и синими цветами, рукавицы, шарф, веревка

Оборудование для учащихся: альбом, кисти, гуашь, палитра, простой карандаш, рукавицы, шарф.

Литературный ряд: М.Ю.Лермонтов "Горные вершины спят во тьме ночной"

Музыкальный ряд: П.Чайковский: "Времена года", В.Шаинский: песня "Если с другом вышел в путь", фонограмма "ветер".

Ход урока

1. На доске оформление наглядностью (Слайды -репродукции картин С.Рериха и М. Сарьяна)

Учитель: Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок, мы отправимся с вами в далекое путешествие в горы. А кто из вас знает, что означает слова "путешествие"?

Дети: Отправиться отдыхать, посмотреть что-то интересное в другом городе, стране и т.д.

Учитель: Посмотрели все на картину, и мы увидели с вами изображение гор (сначала рассматриваем картину М.Сарьяна). Это репродукция картины армянского художника М.Сарьяна, она называется "Знойные горы". Обратите внимание, какие цвета преобладают на картине

Дети: Теплые.

Учитель: Какие ощущения вызывает картина?

Дети: Там жарко, душно, горячий воздух, горячий песок.

Учитель: Мы отправимся с вами в путешествие в эти горы, мы как-будто "войдем" в картину. Мы стоим с вами под деревьями, потому что очень жарко у подножия горы, дует горячий ветер. А на чем мы с вами отправимся и что возьмем с собой? (Ситуация создана, дети вошли в пространство картины,)

Дети: На верблюдах, с собой возьмем воду, шляпу от солнца, веревку, вдруг придется в горах спасать друг друга, кто-то может оступиться (учитель предлагает повернуть стулья спинками вперед и сесть на них верхом, это верблюды).

Учитель: Мы садимся на своих верблюдов, нам очень жарко (учитель строит свой рассказ эмоционально: мимикой, жестами), наш голос плавится на жаре, вытираем пот, чувствуем усталость, снимаем лишнюю одежду (дети снимают теплые кофточки )

Горячие губы, горячий песок
Горячее солнце - воды бы глоток.

Мы движемся дальше в глубину картины. И вдруг мы встречаем Короля гор, мы испугались его (учитель надевает маску и накидку красного цвета, изображает короля жарких гор).Что любит хозяин жарких гор?

Дети: Горячий чай, огонь, огненные цветы, все теплое и горячее, в его жилище в горячей пещере живут горячие львы, тигры. (Игра идет в ассоциации).

Учитель: Что может быть горячим, жарким, как жаркие горы на картине?

Дети: Солнце, огонь, печь, камин и т.д.

Учитель: (учитель трогает руки детей) чьи ладошки самые горячие? А какое дыхание у короля горячих гор? (дуем, друг на друга горячим дыханием, звучит фонограмма "ветер"). Нам стало очень жарко, а какое рукопожатие у короля жарких гор? Мы попрощаемся с королем жарких гор, пожелаем ему удачи в охране своих гор и движемся дальше, а впереди виднеются еще одни горы (открываем репродукцию картины С.Рериха "Холодные горы).

Учитель: Дети, что это?

Дети: Это опять горы, но они холодные, тут синие, голубые, зеленые цвета, а горы, которые дальше от нас они кажутся меньше, но еще холоднее.

Учитель: Тут скалы, можно упасть, скользко (учитель падает, дети помогают, подают веревку, помогают подняться) Спасибо дети, надеюсь, вы никогда не оставите никого в беде, всегда поможете человеку в трудных ситуациях. (звучит куплет из фонограммы

Если с другом вышел в путь
Если с другом вышел в путь
Веселей дорога,
Без друзей меня чуть-чуть
Без друзей меня чуть-чуть
А с друзьями много
Что мне снег, что мне зной
Когда мои друзья со мной

Учитель: Горы, скалы, они на что похожи?

Дети: На разных снежных чудовищ, здесь нельзя проехать на верблюдах, здесь нужна лошадь.(поворачиваем стулья и садимся, включаем фонограмму П.Чайковского "Зима")

Учитель:

Горные вершины спят во тьме ночной
Тихие долины полны свежей мглой.

Ребята, мы здесь замерзнем, уже темнеет (дети ежатся, кто-то говорит, что не хочет идти в эти холодные горы, надеваем теплые кофты, рукавицы, трогаем ладошки), как вы думаете, что нам делать, чтобы не замерзнуть?

Дети: Надо двигаться, потирать ладони, надо выбираться отсюда,

Учитель: Молодцы, вы сказали правильно, чтобы не замерзнуть в холод надо больше двигаться, чтобы разогревалась кровь, Давайте слезем с лошадей и попрыгаем. (физкультпауза), ну вот и согрелись немного. А как вы думаете, здесь живет король холодных гор?

Дети: Да?

Учитель: А как он одет, какого цвета его одежда?

Дети: Синего, голубого, зеленого. Фиолетового.(учитель надевает маску и накидку холодного короля).

Учитель: А что любит король холодных гор?

Дети: Он любит мороженое, холодное молоко, снег, холодный ветер и т.д. (Вспоминаем все "холодные" слова. Трогаем ладошки, определяем у кого ладошки холоднее, пробуем говорить дрожащим голосом. Прощаемся с королем холодных гор, желаем ему удачи в охране своих холодных границ).

Учитель: А наше путешествие мы с вами продолжим в своих рисунках. Мы нарисуем горы, где вы сегодня побывали, где вам хотелось бы путешествовать: там могут быть и обрывы, скалы, пещеры, ущелья и т.д. Ближе- горы больше, дальше-меньше. У подножия горы могут расти цветы, трава, деревья. Выполняем быстрый набросок карандашом и начинаем красками, краски смешиваем на палитре. Вспоминаем, как мы получаем дополнительные, холодные, теплые цвета. Напоминаю, что свои работы дети выставят перед классом, и каждый будет рассказывать о своей картине про горы. Что вы хотели изобразить, где путешествовали, что увидели.

2. Самостоятельная работа.

(Во время самостоятельной работы звучит музыка П.Чайковского "Времена года", учитель обращает внимание учащихся на компоновку работы на листе, на перспективу ближе-дальше и т.д.).

За 7-10 мин до конца урока детские работы выставляются; холодные в один ряд, теплые в другой ряд. 2-3 мин отводится на совместный анализ: какая работа больше понравилась, почему, ответы учащихся (яркая, четкое изображение, все понятно, загадочно и т.д.) Затем 2-3 ученика рассказывают о своей работе. Входим в их горы. Обычно каждый хочет рассказать о своей творческой работе. Сочиняют небольшие рассказы, сказки, в работах присутствуют и кроли гор, сказочные, фантастические существа, насколько позволяет детское воображение. Учитель благодарит всех за активную работу и оценивает их

3. Домашнее задание:

Наблюдение за состоянием неба в разное время дня, и какие ощущения оно вызывает.