Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Особую роль в образовании играют интегрированные, нестандартные уроки. В основе этих занятий - близость содержания ведущих тем и их логическая взаимосвязь. Интегрированные занятия изобразительным искусством - это многомерная многоуровневая структура, позволяющая проектировать множественные виды художественного проявления ребенка на уроке.
Цель интегрированного урока - это выход учебных проблем за рамки предметно - профессиональных, создание благоприятных условий для творческого развития учащихся. Использовать материал из различных областей знания, привлекать произведения разных видов искусства.
Задача - способствовать гармоничному всестороннему развитию личности школьника. Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподносить их детям. Все предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребёнка, умение видеть прекрасное и творить это своими руками. Каждый ребёнок одарён природной способностью созидать, развивать в себе те наклонности, которые в нём заложены, и задача интегрированных, нестандартных уроков состоит в том, чтобы самым лучшим способом отыскать то зерно, которое в нём заложено, и развить его.
Интеграция способствует расширению образовательного пространства урокам искусства. В основе уроков искусства лежит творческое начало. Творчество в искусстве основано на создании художественного образа. Систематическая работа в период всего обучения в школе в условиях интегрированного преподавания предмета позволяет этой потребности мыслить, создавать, действовать.
Курс "искусство" интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно - эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во- первых раскрывается родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во - вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета. В третьих, имеет общие для каждого из них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира.
Преимущества интегрированных уроков заключается в том, что, они:
- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательных интересов. Целостной научной картины мира и рассмотрения явления с нескольких сторон;
- в большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся. Сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно- воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Способствуют формированию разносторонне гармонически - интеллектуально развитой личности;
- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
Урок, на котором развиваются познавательные способности, урок искусства требует от ребенка не меньше, а значительно больше усилий, чем другие образовательные дисциплины. Отсутствие видимых перегрузок на уроках художественного цикла, активное желание учащихся заниматься объясняется тем, что учебный процесс на уроке строится на интересе. Если ребенку интересно, он может без устали заниматься заинтересовавшим его делом, не замечая времени,
работает с полной отдачей, учащийся выступает в роли творца. Каждый ребёнок одарён природной способностью созидать, развивать в себе те наклонности, которые в нём заложены, и задача интегрированных, нестандартных уроков состоит в том, чтобы самым лучшим способом отыскать то зерно, которое в нём заложено, и развить его. Интерес в образовательном процессе срабатывает как здоровьесберегающий фактор педагогической технологии
Изучение таких понятий, как образ и образность, тема, идея, композиция, стиль сегодня необходимо осуществлять только при широком привлечении знаний, приобретенных на уроках изобразительного искусства, в процессе индивидуального и коллективного, внеклассного и внешкольного общения с искусством. В современной педагогической практике широко используется иллюстративный принцип для активизации взаимосвязи с изобразительным искусством в процессе приобщения школьника к речевой культуре. В целях более глубокого и творческого освоения речевых навыков учитель привлекает произведения изобразительного искусства.
Иллюстративный принцип широко распространен в практике. Методический прием напоминание (припоминание) строится на основе как внутрипредметных, так и межпредметных связей и дает заметные положительные результаты в обучении.
В современной педагогической практике широко используется иллюстративный принцип для активизации взаимосвязи с изобразительным искусством в процессе приобщения школьника к речевой культуре. Использование возможностей самовыражения, формирование эффективных способов работы с различными источниками учебной информации, создание ситуации успеха для каждого ученика, а также переход к инновационным индивидуальным и коллективным формам учебной деятельности служат стимулом к творческой самореализации личности и способствует физическому и духовному здоровью учащихся.
Большое значение в этой связи приобретают инновационные формы интеграционной деятельности учащихся: самостоятельные исследовательские работы, также выполнение специально разработанного комплекса творческих заданий, упражнений и проектов с использованием современных информационных технологий (урок инсценировка, художественный салон, "вхождение в картину" и др.).
Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы - литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для каждого из них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира.
В программе "Изобразительное искусство и художественный труд" академика РАО Б.М.Неменского, ведущей задачей в преподавании изобразительного искусства является задача формирования у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Это становится возможным, только если удастся закрепить в сознании ребенка понимания прочной связи искусств с его личным миром, с миром мыслей и чувств каждого человека, сказано там же. Любые иные задачи обучения искусству вытекают из этой и должны соотноситься с ней. Одним из важных методических аспектов программы выделяется "Сочетание изобразительного с музыкой и литературой". Связь с поэзией и музыкой позволяет образнее раскрыть тему урока. В программе приводится перечень не только зрительного, но литературного и музыкального ряда.
Эффективности и целесообразности использования интегрированных уроков заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Обучение должно быть построено таким образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала, воспринимать художественные произведения литературы и изобразительного искусств.
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях системный подход к эстетическому воспитанию и образованию осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как "Изобразительное искусство", "Музыка", "Мировая художественная культура", а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания.
Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями. Искусство помогает учащимся построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятию правильного решения в разных жизненных ситуациях. Эстетическое воспитание и образование начинает играть особо важную роль при переходе от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития.
Пока не поздно, пока не произошло искажение нравственных норм, надо использовать силу воздействия искусства на ученика, искусством "очеловечивать".
Список литературы:
- Б.Н.Неменский "Мудрость красоты", 1987г. "Программы для общеобразовательных школ", 2003г.
- Н.Басина,О.Суслова "С кисточкой и музыкой в ладошке", 1997г.
- Е.Бодина "Организация интегрированных уроков", 2010г.
- Е.Ермолинская "Интегрированные художественные технологии", 2009г.
- Г.Данилова "Программы МХК для общеобразовательных Школ", 2008г.
- К.Кривицкий "Школьникам об эстетике", 1979г.