Цели: повторение изученных районов, систематизация знаний об экономико-географическом положении районов, их отраслях специализации, характерных особенностях населения.
Оборудование: карта административно-политическая России, предметы-символы экономических районов, жетоны за правильный ответ.
Ход урока
Постановка целей урока:
- закончили изучать социально-экономические районы России, значит на сегодняшнем уроке - последнем в теме, что нам нужно сделать? Повторить, отметить особенности районов, подвести итоги.
1 этап
Показать по карте и назвать изученные районы и их состав:
(по желанию к доске выходят ученики, показывают по одному району и остаются у доски)
- Центральный
- Центрально-Черноземный
- Северо-Западный
- Европейский Север
- Северный Кавказ
- Поволжье
- Урал
- Западная Сибирь
- Восточная Сибирь
- Дальний Восток
У доски 10 человек. Каждый прикрепляет себе бейджик с названием района, который показал.
2 этап
Определить символ своего района. Символы района располагаются на столе: сердце (сшитое из ткани в виде подушечки), рыбные консервы, шахтерская каска, малахитовые бусы, подсолнечное масло, нефть (из коллекции полезных ископаемых), кольцо с янтарем, игрушечный автомобиль, игрушечная ракета, магнит.
Каждый ученик выбирает свой символ и объясняет, почему выбрал именно этот предмет.
- Сердце - Центральный район (столица, сердце России)
- Рыбные консервы - Дальний Восток
- Малахитовые бусы - Урал
- Подсолнечное масло - Северный Кавказ
- Кольцо с янтарем - Северо-Запад, Калининградская область
- Автомобиль - Поволжье
- Ракета - Европейский Север, современный космодром
- Нефть - Западная Сибирь
- Шахтерская каска - Восточная Сибирь
- Магнит - Центрально-Черноземный (КМА)
Класс оценивает правильность выбора, исправляет, дополняет, если это необходимо.
3 этап
Предлагается районам встать по размеру: начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким.
Класс оценивает, дополняет, исправляет. При необходимости использует таблицу приложения 1 для проверки правильности ответов.
4 этап
Предлагается районам встать по численности населения.
Принцип работы класса - тот же.
5 этап
Всем районам предлагается взяться за руки, присесть на одной ноге и постараться так удержаться.
Сделать это очень трудно. Кто-то падает, цепь нарушается.
Учитель: ребята, а какую проблему вы сейчас нам продемонстрировали и какие выводы сделали?
Сильны районы только все вместе! Поддерживать надо друг друга, помогать, ведь мы единая страна - Россия! Только вместе мы сможем преодолеть все экономические кризисы и сохранить статус сильной страны.
Ученики занимают свои места. Всех благодарим.
Подводим итог: кто смог без ошибок пройти все этапы - получает жетон.
6 этап
Блиц - турнир.
Каждому ряду поочередно задаются вопросы. За правильный ответ - жетон. В конце выясним, кто больше наберет жетонов, какой ряд лучшие знания имеет и какой ученик.
1) Назвать район по городу:
- Тула
- Краснодар
- Волгоград
- Хабаровск
- Кемерово
- Чита
- Воронеж
- Псков
- Мурманск
2) Определить район по природному объекту:
- река Печора
- Финский залив
- Валдайская возвышенность
- Хребет Сихоте-Алинь
- плато Путорана
- озеро Маныч-Гудило
- Барабинская низменность
- Волго-Ахтубинская пойма
- гора Ямантау
3) Определить район по субъекту Российской Федерации:
- республика Татарстан
- республика Мордовия
- республика Карелия
- республика Башкортостан
- Еврейская АО
- республика Адыгея
- Республика Алтай
- Республика Хакасия
- Усть-Ордынский Бурятский АО
4) Определить лидера:
- Самый большой по численности
- Самый большой по площади
- Самое большое количество городов-миллионеров
- Самый высокий уровень урбанизации
- Самое большое количество сельского населения
- Самое большое число республик
- Самый западный район
- Самый восточный район
- Самый большой по площади автономный округ
5) Назвать и показать города-миллионеры России и экономический район, в котором они расположены - по желанию
6) Назвать объекты Всемирного наследия в России, показать в каком районе они расположены - по желанию
Подвести итоги.
Подсчитываем заработанные жетоны.
Результат: лучший ряд, лучший ученик.
Оценки за урок.