Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия (Е.П.Арнаутова, О.Л.Зверева, В.П. Дуброва и др). Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие с ними просто не возможно без учета их интересов и запросов. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей.
Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
1. Подготовка педагогов к работе с родителями
Цель: организация эффективного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и других сотрудников МДОУ.
Задачи | Содержание работы | Формы работы | Исполнитель |
1. Обеспечить педагогов МБДОУ
научно- методической информацией о современных
формах, средствах и методах взаимодействия с
родителями. 2. Активизировать педагогический потенциал воспитателей для групповой и индивид. работы с семьями воспитанников. 3. Способствовать повышению культуры педагогического общения. |
1. Консультативная помощь
педагогам. 1.1 Информирование педагогов и специалистов по нормативным, юридическим, социальным и психолого- педагогическим аспектам воспитания, обучения и развития дошкольников в сотрудничестве с родителями; 2.1 Методическая помощь педагогам по планированию и реализации различных форм работы с семьей; 3.1 Проведение мероприятий по анализу и планированию работы с семьями воспитанников. 2. Самообразование 2.1 Изучение литературы по проблемам семейного воспитания; 2.2 Изучение нормативно- правовой документации по проблемам семьи и детства; 2.3 Изучение современных методик, технологий взаимодействия с семьей и методов оказания помощи семье 3. Определение уровня профессиональной компетентности воспитателей в работе с родителями. |
Консультации, беседы, семинары-
практикумы, педагогические советы, тренинги,
деловые игры, анкетирование, тестирование
чтение специальной литературы, повышение квалификации
мониторинг деятельности педагогов, анкетирование, тестирование |
Администрация МБДОУ, старший воспитатель, педагоги- специалисты. |
2. Рекламный блок
Цель: пропаганда деятельности и образовательных услуг МДОУ № 96.
Задачи | Содержание работы | Формы работы | Исполнитель |
1. Организовать маркетинговую и
рекламную деятельность МБДОУ.
2. Обеспечить родителей необходимой информацией по вопросам пребывания ребенка в детском саду. |
1. Обеспечение информацией и
документацией родителей воспитанников. 1.1 Обеспечение информацией о нормативно-правовой деятельности МБДОУ № 96, в том числе о дополнительных образовательных услугах. 1.2 Обеспечение родителей информацией по вопросам пребывания ребенка в детском саду, социальной защиты, по правовым требованиям. 2. Обеспечение поэтапного комплекса мер по пропаганде деятельности МБДОУ № 96 и его образовательных услуг 2.1 Организация экскурсий по детскому саду(выступления сотрудников и специалистов),просмотр открытых занятий, досуговых мероприятий. 2.2 Координация работы всех служб МБДОУ с семьями воспитанников (предоставление информационных материалов, посвященных вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста). |
Собеседование, информационные
стенды для родителей с фотоматериалами разных
планов, стенды для официальной информации.
Дни открытых дверей
консультирование, анкетирование, беседы |
Заведующая МБДОУ № 96, старший
воспитатель, воспитатели.
Заведующая МБДОУ № 96, старший воспитатель, воспитатели.
Педагог-психолог, учитель-логопед и др.специалисты |
3. Диагностический блок
Цель: выявление образовательных потребностей семей воспитанников, уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ № 96.
Задачи | Содержание работы | Формы работы | Исполнитель |
1. Изучить и оценить реальные
потребности семей воспитанников 2. Определить уровни потребностей родителей в образовательных и оздоровительных услугах и их психологической культуры. 3. Выявить мнение родителей о качестве работы МБДОУ. |
1. Мониторинг базы данных на
ребенка и его семью 1.1 Анализ документов и первичных сведений о ребенке, поступивших в МБДОУ и его семье. 1.2 Сбор информации об особенностях воспитания ребенка в семье. 1.3 Социологическое исследование состава семьи воспитанников. 2. Диагностика потребностей и уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников 3. Диагностика психологического климата в МБДОУ (комфортность ДОУ для воспитанников, качество воспитательно- образовательного процесса). 4. Диагностика эффективности (количественная и качественная) мероприятий, проводимых специалистами МБДОУ. |
Изучение документов, беседы с
родителями, анкетирование, тестирование, опросы,
интервью.
“Тетрадь отзывов и предложений” |
Администрация МБДОУ,
специалисты
педагог-психолог,
старший воспитатель |
4. Педагогическое просвещение родителей
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно- образовательном процессе.
Задачи | Содержание работы | Формы работы | Исполнитель |
1. Обеспечить родителей
необходимыми психолого- педагогическими
знаниями по вопросам дошкольного воспитания.
2. Использовать разнообразные средства актуальной информации для родителей. |
1. Наглядное
информирование родителей. 1.1 Об истории и традициях МБДОУ, сотрудниках, группах, программах и технологиях работы с детьми; 1.2 О возрастных особенностях дошкольников; 1.3 О значении семейного воспитания; 1.4 О творческих способностях детей дошкольного возраста; 1.5 Об особенностях художественных искусств в воспитании дошкольников и др. 2. Организация и проведение консультирования родителей по проблемам воспитания дошкольников. 3. Разработка индивидуальных, групповых рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного развития детей дошкольного возраста. |
Информационные и
групповые стенды, групповые выставки детского и
семейного творчества, конкурсы, газета.
родительские собрания
круглые столы, дискуссии, творческие мастерские, тренинги, клуб “Содружество” |
Старший воспитатель,
воспитатели, руководитель кружка по ИЗО
педагог-психолог, учитель-логопед, другие специалисты ДОУ. |
5 . Совместная деятельность коллектива МБДОУ № 96, родителей и детей
Цель: установление партнерских отношений между всеми участниками образовательного процесса, повышение авторитета родителей в глазах детей, авторитета педагога – в глазах родителей.
Задачи | Содержание работы | Формы работы | Исполнитель |
1. Создать условия для
привлечения родителей в работе попечительского
совета МБДОУ, групповых родительских комитетах и
общем родительском комитете МБДОУ. 2. Способствовать привлечению родителей к участию и проведению досуговой деятельности, по благоустройству детского сада. 3. Поддерживать интерес и желание родителей обмениваться “секретами” семейного воспитания. |
1. Участие родителей в
организационно-правовой деятельности МБДОУ: 1.1 Работа Попечительского совета, совместное планирование его деятельности; 1.2 Совместная деятельность педагогов с родителями над образовательными и творческими проектами; 1.3 Составление плана взаимодействия с семьей на учебный год; 1.4 Разработка форм поощрений заслуг и достижений детей, родителей и сотрудников МБДОУ. 2. Организация и проведение досуговых мероприятий, спортивных праздников, соревнований, театральных представлений, конкурсов. 3. Участие родителей в педагогическом процессе. 4. Организация работы по благоустройству детского сада и оказание спонсорской помощи. 5. Создание творческих групп по интересам. |
Планирование, совещания,
презентации.
Дипломы, грамоты, сувениры, дни Здоровья, тематические встречи, открытые занятия, родительская конференция
благоустройство участков, групповых комнат, озеленение территории ДОУ. |
Заведующая МБДОУ. Председатели родительских комитетов. Члены попечительского совета родители, специалисты, воспитатели
зам.зав.по АХР, родители
старший воспитатель, педагог- психолог |