ДОУ и семья: пути сотрудничества

Разделы: Работа с дошкольниками


Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия (Е.П.Арнаутова, О.Л.Зверева, В.П. Дуброва и др). Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие с ними просто не возможно без учета их интересов и запросов. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей.

Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

1. Подготовка педагогов к работе с родителями

Цель: организация эффективного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и других сотрудников МДОУ.

Задачи Содержание работы Формы работы

Исполнитель

1. Обеспечить педагогов МБДОУ научно- методической информацией о современных формах, средствах и методах взаимодействия с родителями.

2. Активизировать педагогический потенциал воспитателей для групповой и индивид. работы с семьями воспитанников.

3. Способствовать повышению культуры педагогического общения.

1. Консультативная помощь педагогам.

1.1 Информирование педагогов и специалистов по нормативным, юридическим, социальным и психолого- педагогическим аспектам воспитания, обучения и развития дошкольников в сотрудничестве с родителями;

2.1 Методическая помощь педагогам по планированию и реализации различных форм работы с семьей;

3.1 Проведение мероприятий по анализу и планированию работы с семьями воспитанников.

2. Самообразование

2.1 Изучение литературы по проблемам семейного воспитания;

2.2 Изучение нормативно- правовой документации по проблемам семьи и детства;

2.3 Изучение современных методик, технологий взаимодействия с семьей и методов оказания помощи семье

3. Определение уровня профессиональной компетентности воспитателей в работе с родителями.

Консультации, беседы, семинары- практикумы, педагогические советы, тренинги, деловые игры, анкетирование, тестирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чтение специальной литературы, повышение квалификации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мониторинг деятельности педагогов, анкетирование, тестирование

Администрация МБДОУ, старший воспитатель, педагоги- специалисты.

2. Рекламный блок

Цель: пропаганда деятельности и образовательных услуг МДОУ № 96.

Задачи Содержание работы Формы работы Исполнитель
1. Организовать маркетинговую и рекламную деятельность МБДОУ.

 

2. Обеспечить родителей необходимой информацией по вопросам пребывания ребенка в детском саду.

1. Обеспечение информацией и документацией родителей воспитанников.

1.1 Обеспечение информацией о нормативно-правовой деятельности МБДОУ № 96, в том числе о дополнительных образовательных услугах.

1.2 Обеспечение родителей информацией по вопросам пребывания ребенка в детском саду, социальной защиты, по правовым требованиям.

2. Обеспечение поэтапного комплекса мер по пропаганде деятельности МБДОУ № 96 и его образовательных услуг

2.1 Организация экскурсий по детскому саду(выступления сотрудников и специалистов),просмотр открытых занятий, досуговых мероприятий.

2.2 Координация работы всех служб МБДОУ с семьями воспитанников (предоставление информационных материалов, посвященных вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста).

Собеседование, информационные стенды для родителей с фотоматериалами разных планов, стенды для официальной информации.

 

 

 

 

 

 

 

Дни открытых дверей

 

 

консультирование, анкетирование, беседы

Заведующая МБДОУ № 96, старший воспитатель, воспитатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заведующая МБДОУ № 96, старший воспитатель, воспитатели.

 

Педагог-психолог, учитель-логопед и др.специалисты

3. Диагностический блок

Цель: выявление образовательных потребностей семей воспитанников, уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ № 96.

Задачи Содержание работы Формы работы Исполнитель
1. Изучить и оценить реальные потребности семей воспитанников

2. Определить уровни потребностей родителей в образовательных и оздоровительных услугах и их психологической культуры.

3. Выявить мнение родителей о качестве работы МБДОУ.

1. Мониторинг базы данных на ребенка и его семью

1.1 Анализ документов и первичных сведений о ребенке, поступивших в МБДОУ и его семье.

1.2 Сбор информации об особенностях воспитания ребенка в семье.

1.3 Социологическое исследование состава семьи воспитанников.

2. Диагностика потребностей и уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников

3. Диагностика психологического климата в МБДОУ (комфортность ДОУ для воспитанников, качество воспитательно- образовательного процесса).

4. Диагностика эффективности (количественная и качественная) мероприятий, проводимых специалистами МБДОУ.

Изучение документов, беседы с родителями, анкетирование, тестирование, опросы, интервью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Тетрадь отзывов и предложений”

Администрация МБДОУ, специалисты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

педагог-психолог,

 

 

 

 

 

 

старший воспитатель

4. Педагогическое просвещение родителей

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно- образовательном процессе.

Задачи Содержание работы Формы работы Исполнитель
1. Обеспечить родителей необходимыми психолого- педагогическими знаниями по вопросам дошкольного воспитания.

 

2. Использовать разнообразные средства актуальной информации для родителей.

1. Наглядное информирование родителей.

1.1 Об истории и традициях МБДОУ, сотрудниках, группах, программах и технологиях работы с детьми;

1.2 О возрастных особенностях дошкольников;

1.3 О значении семейного воспитания;

1.4 О творческих способностях детей дошкольного возраста;

1.5 Об особенностях художественных искусств в воспитании дошкольников и др.

2. Организация и проведение консультирования родителей по проблемам воспитания дошкольников.

3. Разработка индивидуальных, групповых рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного развития детей дошкольного возраста.

Информационные и групповые стенды, групповые выставки детского и семейного творчества, конкурсы, газета. родительские собрания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

круглые столы, дискуссии, творческие мастерские, тренинги,  клуб “Содружество”

Старший воспитатель, воспитатели, руководитель кружка по ИЗО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

педагог-психолог, учитель-логопед, другие специалисты ДОУ.

5 . Совместная деятельность коллектива МБДОУ № 96, родителей и детей

Цель: установление партнерских отношений между всеми участниками образовательного процесса, повышение авторитета родителей в глазах детей, авторитета педагога – в глазах родителей.

Задачи Содержание работы Формы работы Исполнитель
1. Создать условия для привлечения родителей в работе попечительского совета МБДОУ, групповых родительских комитетах и общем родительском комитете МБДОУ.

2. Способствовать привлечению родителей к участию и проведению досуговой деятельности, по благоустройству детского сада.

3. Поддерживать интерес и желание родителей обмениваться “секретами” семейного воспитания.

1. Участие родителей в организационно-правовой деятельности МБДОУ:

1.1 Работа Попечительского совета, совместное планирование его деятельности;

1.2 Совместная деятельность педагогов с родителями над образовательными и творческими проектами;

1.3 Составление плана взаимодействия с семьей на учебный год;

1.4 Разработка форм поощрений заслуг и достижений детей, родителей и сотрудников МБДОУ.

2. Организация и проведение досуговых мероприятий, спортивных праздников, соревнований, театральных представлений, конкурсов.

3. Участие родителей в педагогическом процессе.

4. Организация работы по благоустройству детского сада и оказание спонсорской помощи.

5. Создание творческих групп по интересам.

Планирование, совещания, презентации.

 

 

Дипломы, грамоты, сувениры, дни Здоровья, тематические встречи, открытые занятия, родительская конференция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

благоустройство участков, групповых комнат, озеленение территории ДОУ.

Заведующая МБДОУ.

Председатели родительских комитетов.

Члены попечительского совета

родители, специалисты, воспитатели

 

 

 

 

 

зам.зав.по АХР, родители

 

 

 

 

 

старший воспитатель, педагог- психолог