Школьное экономическое образование, как компонент микросреды, определяет социальную активность и формирует социально-психологический тип личности, обладающую большими возможностями соответствующей экономической социализации в современном обществе.
Актуальность данного курса связана с социально-экономическими изменениями в
России и переходом к принципиально иной системе трудовых отношений.
Образ рынка труда у старшеклассников имеет следующую структуру:
- временная составляющая образа рынка труда, т.к. большинство учащихся планирует получить высшее образование и начать трудиться уже со второго или третьего курса;
- эмоциональный компонент образа труда включает представление себя на рынке труда и связано с повышением эмоциональной напряженности, тревожности, негативного отношения в связи с безработицей, взяточничеством, коррупцией и т.д.;
- когнитивный компонент образа рынка труда состоит во многом нечетких представлениях о тенденциях общероссийского рынка, общетеоретической осведомленности и информированности, без осознания социальных отношений;
- мотивационный компонент связан с видением себя на российском трудовом рынке.
Программа авторизированная, т.к. включены активные формы обучения: деловые игры, тренинги, круглые столы, ток-шоу, социологические исследования и их анализ, практикумы.
Цели:
- формирование социально-экономических представлений о рынке труда, планирование профессионального развития старшеклассников,
- профессиональное самоопределение старшеклассников.
Задачи.
- Сформировать у школьников осознанные и структурированные представления о современном рынке труда.
- Стимулировать самостоятельную активность учащихся в изучении основных особенностей современного рынка труда.
- Способствовать развитию социально- экономического мышления школьников.
- Развивать основные навыки анализа социально-экономической реальности.
- Сформировать основные социальные умения и навыки, необходимые на современном рынке труда.
- Помочь в выборе профессии и социальной адаптации к современному трудовому рынку.
Основные положения курса
1. Формирование общеучебных умений, навыки и способы деятельности (метапредметных навыков).
В результате освоения содержания элективного курса учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
Познавательная деятельность.
Умение самостоятельно и мотивированно
организовывать свою познавательную
деятельность, самодиагностику.
Участие в проектной деятельности.
Создание собственных продуктов, моделей ( в т.ч. и
образовательной истории, “Личного
профессионального плана”) с использованием
компьютерных технологий.
Сравнение, сопоставление, классификация,
ранжирование объектов по одному или нескольким
предложенным основаниям, критериям.
Творческое решение практических задач: искать
оригинальные решения; самостоятельное
выполнение различных творческих работ; участие в
проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность.
Поиск нужной информации по заданной теме в
источниках различного типа. Извлечение
необходимой информации из источников, отделение
основной информации от второстепенной, передача
содержания информации адекватно поставленной
цели (сжато, полно, выборочно).
Обработка и мониторинг информации по
результатам самодиагностики. Использование
мультимедийные ресурсов и компьютерных
технологий для обработки, передачи,
систематизации информации, создание баз данных,
презентация результатов в познавательной и
практической деятельности.
Владение монологической и диалогической речью.
Умение вступать в речевое общение, участвовать в
диалоге (понимать точку зрения собеседника,
признавать право на иное мнение).
Рефлексивная деятельность.
Самостоятельная организация учебной
деятельности (постановкам целей, планирование,
определение оптимального соотношения цели и
средств и др.)
Владение навыками контроля и оценки своей
деятельности, умением предвидеть возможные пути
и последствия своих действий.
Поиск и устранение причин возникших трудностей.
Оценивание своих достижений.
Владение умениями совместной деятельности:
согласование и координация деятельности с
другими ее участниками; объективное оценивание
своего вклада в решение общих задач коллектива.
2. Проведение самодиагностики по тематике и проблематике курса:
- Исследование направленности личности.
- Мотивы выбора профессии.
- Сила мотивации.
- Тест по конфликтности.
- “Я – лидер.
- “Я - управленец”.
- Наши личностные ценности.
- “Вы и безработица”.
- Анкета “Ориентация”.
- Тест “Умеешь ли ты отстаивать свои права”.
- Способность к предпринимательству.
3. Построение личного образовательно- профессионального пространства ученика:
- Эссе “Зачем человеку трудиться?”.
- “Мой личный профессиональный план”.
- Самопрезентация “Профессии, которые мы выбираем”.
- “Моя образовательная история”.
- Предпринимательская идея “Мой бизнес-план”.
- Образовательная картография.
4. Программа рассчитана на 34 часа.
Содержание курса
1. Введение. Предмет и основы методологии современной экономики труда (1 ч.)
Предмет экономики труда и его развитие на современном этапе. Взаимодействие экономики труда с другими науками.
2. Труд как основа жизнедеятельности. Трудовой потенциал общества. (3 ч.)
Труд и трудовая деятельность. Влияние труда на жизнедеятельность человека и современного общества. Общественная форма труда. Характер, содержание, условия труда и их формирование. Трудовые ресурсы. Показатели, характеризующие использование трудовых ресурсов общества. Трудовой потенциал в экономике.
3. Правовые основы трудовых отношений.
Проблемы толерантности в современных
социально-экономических условиях. (4 ч.)
Описание основных особенностей российского рынка труда на данном этапе.
Повышение юридической грамотности, изучение Конституции РФ, основных положений Трудового кодекса РФ. Обсуждение прав профессионала на российском рынке труда. Проблемы толерантности в современных социально-экономических условиях.
4. Социальные проблемы рынка труда. (9 ч.)
Мобильность рабочей силы. Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата. Стимулирование трудовой активности.
Предпосылки, сущность и последствия безработицы. Виды безработицы. Уровень безработицы и уровень занятости.
Конфликты на рынке труда. Профсоюзы. Трудовой контракт. Компромисс.
5. Исследование и мониторинг трудовых
отношений.
Работа в интернете. (1 ч.)
6. Начало профессиональной деятельности. (7 ч.)
Основные проблемы, возникающие у молодого специалиста при трудоустройстве, в процессе трудовой деятельности. Обсуждение проблем, возникающих с началом профессиональной карьеры. Предложение своих услуг на рынке труда. Самопрезентация. Деловое общение. Общая характеристика и основные пункты резюме. Модификация резюме в зависимости от вакантной должности. Собеседование. Стрессовое собеседование. Имидж. Различные подходы к планированию профессионального и карьерного роста как факторов успешности профессионала. Востребованный работник на рынке труда.
7. Предпринимательство в России. Мой бизнес. (4 ч.)
Введение в предпринимательство. Виды предпринимательской деятельности в РФ. Предпринимательские риски. Предпринимательская идея. Менеджмент. Бизнес-планирование. Мой бизнес-план.
8. Профессионализм и конкурентоспособность на рынке труда. (5 ч.)
Профессиональный выбор. Профессии, которые мы выбираем, профессии, которые нас выбирают. Проблема профессионального выбора в условиях современного рынка.
Используемая литература
- Баранюк Е.Г, Воронова Н.В. Залог успеха: управление собственными ресурсами. М.: “Просвещение”, – 2009 г.
- Вечерин А.В. Представление старшеклассников о рынке труда / География в школе №4-2007.
- Фадеева Е.А, Ясюкевич М.В. От выбора профессии к успеху в жизни М.: УЦ Перпспектива, – 2008 г.
- ps.1sept.ru