Цель: cредствами музыкального и театрального искусства развивать у дошкольников воображение, навыки фантазийной деятельности, творческую свободу, ассоциативное мышление.
Задачи.
- Учить пользоваться комплексом музыкально-выразительных средств; динамикой движений, тембром и силой голоса, артикуляцией, пластическим интонированием под музыку, варьируя их интуитивно и в зависимости от задания.
- Способствовать творческому познанию музыкального и театрального искусства через имитационные движения для превращения процесса восприятия музыки из пассивной формы в активное сопереживание.
- Развивать вокально-певческие навыки, чувство ритма, ассоциативное мышление и воображение.
- Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность при пластическом интонировании.
- Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию средств музыкальной выразительности и актерского исполнительства.
- Укреплять физическое и психическое здоровье воспитанников посредством использования здоровьесберегающих технологий. Стимулировать группы мышц, способствующие укреплению здоровья дошкольников.
Целевая направленность занятия.
I. Познавательная.
Предложить знакомство с балетом П.И Чайковского “Щелкунчик”. Сосредоточить внимание дошкольников на особенностях музыкальной выразительности балета. Раскрыть понятия: театр, сцена, кулисы, зрительный зал, декорация, балет, опера, песня, марш, танец, музыкальные инструменты (симфонического оркестра).
II. Развивающая.
Способствовать формированию чувства эстетического сопереживания к произведениям искусства, развитию умения проникать в художественный образ музыкального - театрального произведения. Содействовать развитию способности сравнительного рассмотрения предлагаемого материала и развитию речи.
III. Воспиттельная.
Воспитывать любовь к высокому искусству во всех его проявлениях: к классической музыке, к театру, к традиционной анимации, к творческому наследию великих драматургов, писателей, композиторов.
Слова и термины: театр, композитор, поэт, писатель, художник, музыкант и производные (скрипач, трубач, барабанщик, арфистка и пр.), опера, балет, картина, ноты, буквы, стихи, проза, звук, танец(полька, вальс, самба, танго и пр.), марш (военный, игрушечный, спортивный, детский), песня, характер музыки и средства музыкальной выразительности (тихо-громко, отрывисто- плавно, протяжно), лад, эмоция, настроение, пластика.
Оборудование занятия:
- методическое пособие “Театр на столе” с декорациями,
- аудио- и видеотехника, диски.
Наглядные средства обучения:
- карточки-пазлы с изображением музыкальных инструментов.
Использование музыки и видео:
- П.И.Чайковский музыка к балету “Щелкунчик” 1-ый акт (увертюра, марш, приход Дроссельмеера, сражение, еловый лес зимой, вальс снежных хлопьев, вальс цветов 2-го акта);
- Государственный академический симфонический оркестр под управлением Е.Светланова;
- П.И.Чайковский Вальс из струнной серенады F-dur;
- Камерный оркестр “Musiсa viva”, дирижер А.Рудин;
- мультфильм “Фантазии Уолта Диснея” производство “WB”;
- видеоряд иллюстраций из Интернет.
Соблюдение правил санитарии и гигиены:
- помещение зала проветрено после влажной уборки,
- зал хорошо освещен,
- наличие свободного пространства для проведения игр и танцев,
- дети на занятии в сменной обуви или без нее (в носочках),
- электоророзетки и провода находятся в недоступной для детей зоне.
Ход занятия
№ части | Время (мин.) | Методические приёмы | Действия педагога (планируемые вопросы) | Действия воспитанников (планируемые ответы) |
I
II
III
IV
V
VI |
1-2 3
5
4
2
3
2
4
3
5
3 |
Организационный момент. Элементарная психофизическая гимнастика.
Словесно-наглядный метод (использование DVD-показ). Пантомимический этюд.
Прием сопоставления контрасных муз.эпизодов, сопровождаемых движениями.
Наглядно-практический Практический метод. Прием сравнивания. (ТРИЗ)
Словесный метод. Музыкально-образовательная деятельность. Приём творческого исследования
Дыхательное упражнение
Приём сравнивания и сопоставления (закрепление в памяти певческих интонаций).
Словесно-наглядный метод. (Использование DVD-показ)
Зрительная гимнастика (здоровьесберегающая технология).
Практический метод сопровождения музыки двигательными реакциями. Приём развития ассоциативной фантазии и основ кукловождения.
Наглядно-зрительный метод. Приём усиления впечатления.
Практический метод. Приём передачи характера музыки в пластическом интонировании. Основы актерс кого мастерства.
Заключительный анализ занятия. Подведение итогов. Приём цветописи настроения. |
Приветствие. - Что мы ждем от встречи с музыкой сегодня?
Определите профессию человека, который пишет прозу, стихи, музыку? Профессия человека исполняющего музыку? Покажите жестами музыкантов играющих на различных муз. инструментах. Прозу и стихи читать нам помогают буквы? А музыку? Какие вы знаете музыкальные спектакли? - Вспомним жанры музыки… Какие бывают марши? Какие знаете танцы? Песни бывают с аккомпонементом и без него. Предлагаю разбиться на группы и собрать пазлы “Музыкальные инструменты”. К каким группам они относятся? Задание детям. Педагог называет жанр музыки: марш, танец, песня.
- В музыке очень важно каким приемом пользуется музыкант при исполнении произведения. Музыка может звучать громко и тихо (f,p). Может певуче и может отрывисто (legato, staccato), быстро и медленно. - Человеческий голос - самый совершенный муз.инструмент. Давайте попробуем выполнить хоровое упражнение. Но, сначала приготовим наш дыхательный аппарат. Теперь послушайте и воспроизведите голосом этот хоровой отрывок из балета П.Чайковского. - Отлично, у нас получилася небольшой музыкальный спектакль – опера. А как называется спектакль, где герои выражают свои чувства движениями, танцем? Где можно увидеть этот спектакль? Посмотрим видеоряд и узнаем, как устроен театр: сцена, кулисы, зрительный зал, декорация, сцена из оперы, из балета. Педагог просит детей выполнить зрительную гимнастику “Мы в театре”.
- Всем вам известен балет “Щелкунчик”. Кто автор сказки и кто автор музыки? Знаком вам и сюжет спектакля? Давайте попробуем, как в настоящем театре, разыграть сюжет Гофмана, на музыку Чайковского. А поможет нам в этом мини-театр. - Можно рассказать о музыке, можно показать музыку. А вот можно ли музыку нарисовать? Вот, посмотрите, как нарисовал музыку художник Уолт Дисней. - Вы видели, как маленькие эльфы и феи плавно, в такт музыке двигались в мульт фильме. Вы заметили, что художник изобразил здесь осень и приход зимы. Как удачно музыка, живопись и пластика танца передала нам настроение, эмоции. Теперь представьте, что весна наступила не только в природе, но и в нашем зале. - Давайте вспомним её приметы весны. Теперь представьте, что каждый из вас побывал на природе и снял фильм под названием “Приход весны”. Слушайте внимательно музыку, она вам обо всём “расскажет”.
- Мне очень понравилось, как вы занимались. А что вам больше всего понравилось и запомнилось на занятии? Что вы расскажете своим друзьям, родителям? - Перед вами музыкальные ключи разных цветов с сюрпризом для вас. Если вам понравилось занятие и оно принесло вам радость - выберите ключик яркий, золотой, если же вам не очень понравилось наше занятие, вы были грустны и печальны, то выберите ключик темного тона. - Спасибо всем, ребята! Все вы были сегодня молодцы! До свиданья! |
Дети входят в зал под музыку.
Приветствие (перед зеркалом). Радость, печаль, восторг, умиление. Писатель, поэт, композитор. Музыкант. Скрипач, пианист, трубач, гитарист, барабанщик и пр. Ноты. Опера, балет. Марш, танец, песня. Военный, детский, спортивный, игрушечн. Вальс, полька, самба…
Скрипка, барабан, флейта. Струнные, ударные, духовые.
Дети встают у изображения того инструмента на котором, по их мнению, можно сыграть произведение данного жанра.
Дети, лежа на спине, выполняют дыхатель- ные упражнения и стоя воспроизводят вокализ с сопровождением и a*capella.
Музыкальный спектакль: опера и
балет.
В театре.
Дети, не двигая головой смотрят: кулиса (справа-слева), зрительный зал: партер и галерка (вниз, вверх), большой зрительный зал (обводят глазами), занавес плотно закрывается и открывается (зажмуривают и открывают глаза). Немецкий писатель Э.Т.Гофман. Русский композитор П.И.Чайковский. Дети с помощью кукол и декораций воспроизводят сюжет 1 акта балета “Щелкунчик”.
Дети просматривают видео-отрывок мультфильма “Фантазии Уолта Диснея”. (“Вальс цветов”)
Дети пластически интонируют под музыку, изображая приметы весны в природе: ручьи, полет птиц, рост травы и цветов, холодный ветер и теплое солнышко и т.д Дети высказываются.
Дети прощаются и покидают зал. |
Ход урока (таблица в редакции автора). Приложение
Список используемой литературы
1. Музыка: учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста. Л.Н.Алексеева, Т.Э.Тютюнникова. Москва. ООО Фирма “Издательство АСТ”. 1998 г.
2. Слушай. Пой. Играй: пособие для музыкального самообразования. В.И.Петрушин. Москва. Просвещение. 2000 г.
3. Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Н.Г.Кононова. Москва. Просвещение. 1990 г.
4. С кисточкой и музыкой в ладошке. Н.Э.Басина, О.А.Суслова. Москва. Линка- Пресс, 1997 г.
5. Методика музыкального воспитания. В.Н.Попов. Москва. Музыка, 1990 г.
6. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации. Н.К.Беспятова. Москва. Айрис-Пресс, 2003 г.
7. Русская музыка XIX и начала XX века. Б.В.Асафьев, 2-е издание, Музыка, 1979 г.
8. Солнечный круг: музыкальная азбука, Г.В.Абрамян, Москва изд. “Малыш”, 1985 г.
Приложение (иллюстрации)