Цели урока:
- Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»;
- показать практическое применение математических знаний.
- Развивающие:
- развитие аналитического и логического мышления по средствам анализа условия задачи и полученного результата;
- развитие познавательных умений (выделять главное, составлять план решения задачи);
- развитие навыков самостоятельной работы и формирование умения работать в группах, оказывать взаимопомощь.
- Воспитательные:
- повысить мотивацию учения через позитивное отношение к знаниям;
- воспитание патриотизма и любви к малой Родине;
- умение оценивать жизненную ситуацию.
Предполагается, что ребята работают в опорных конспектах (Приложение 1)
ХОД УРОКА
СЛАЙД 1. Тема нашего урока: «Числа управляют миром». Подумайте, Согласны ли вы с этим утверждением? Правда ответ не однозначный?
СЛАЙД 2. Немецкий писатель Гёте писал «часто говорят, что числа управляют миром; по крайней мере нет сомнения в том, что числа показывают, как он управляется».
Сегодня на уроке мы постараемся понять и еще раз убедиться в том, что числа и умения управлять ими полезны для людей и важны для развития прогресса.
В начале урока обобщим ваши знания о числах.
СЛАЙДЫ 3-8. Вам предлагается блиц-опрос, где под номерами скрыты вопросы, на которые необходимо ответить.
А теперь сформулируем правила, по которым надо складывать и вычитать числа. Для этого в опорных конспектах выполните.
СЛАЙД 9.
Задание 1: Найдите соответствующие части утверждений и соедините их линиями.
Приступаем к работе. Кто готов сформулировать первое правило?
СЛАЙД 10. Примените правила для вычисления устных примеров.
СЛАЙД 11. То, что «числа управляют миром», говорил еще древний философ Пифагор и в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней.
СЛАЙД 12. Например, в Баварии в земной коре пробурили скважину размером 9101 м. Скважина в США отличается от Баварской на 482 м. А самая глубокая скважина глубже, чем в США на 2679 м. Какова глубина самой глубокой скважины в мире?
Задание 2 (в опорном конспекте). О чем
речь в задаче? (Бавария – это земля на юге и
юго-востоке Федеративной Республики Германии).
Составим краткую запись, какие компоненты будут
входить в краткую запись?... Ответ: – 12262м.
СЛАЙД 13. А вы знаете, где находится самая глубокая скважина в мире? (Идет видео, мультфильм о городе-герое Мурманске).
СЛАЙД 14. Кольская сверхглубокая
скважина, занесена в книгу рекордов Гиннеса.
Правда нам есть чем гордиться? И вообще, мы живем
в особенном крае, суровом. Поэтому радуемся
первым лучам солнышка, приближению весны. И очень
здорово, когда к нам приезжают различные
выставки животных. Вот недавно приезжала
выставка живых тропических бабочек, такой
кусочек лета и тепла среди зимы.
СЛАЙД 15. А в Колумбии специально выращивают бабочек и люди приобретают их для торжественных случаев. Заказы к ним поступают со всего мира. Так как для перевозки живых бабочек трудно создать условия, то они перевозят куколи бабочек или гусеницы. Но для них тоже нужны определенные условия.
СЛАЙД 16. Задание 3 (в опорном
конспекте). Куколки бабочек выносят
температуру до – 8о. Если эту температуру
увеличить на – 24о, а затем уменьшить на – 28о, то
получим температуру, которую выдерживают
гусеницы бабочек. Какую температуру выдерживают
гусеницы бабочек?
Краткую запись составлять не будем, составим
выражение для решения задачи… Ответ: – 40.
Как вы думаете эту информацию надо знать тем,
кто выращивает бабочек? На сколько точно надо
знать?
А где еще надо хорошо уметь считать? Что надо
хорошо уметь считать?
Деньги. Финансы. Точный счет необходим в
экономике.
Представьте себя банкирами и определите курс валюты.
Задание 4 (в опорном конспекте). Самостоятельная работа по вариантам. Ребята, сидящие на первом варианте, будут специалистами по доллару, а ребята на втором варианте – по евро.
СЛАЙД 17. Используя таблицу, определите курс валюты на начало 6 дня.
Курс $ |
Курс Є |
|
1 день |
30,15 руб. |
39,53 руб. |
2 день |
+ 0,21 |
– 0,22 |
3 день |
– 0,33 |
+ 0,16 |
4 день |
– 0,02 |
+ 0,09 |
5 день |
+ 0,28 |
– 0,12 |
6 день |
Поднимите руки, кто сделал правильно… Курс повысился или понизился? На какой день был самый выгодный курс для продажи?
Великий французский император Наполеон говорил, что «от процветания математики зависит благосостояние государства». Наверное, он говорил не только об экономике.
Ученые давно поставили науку на службу
человечеству. И люди с удовольствием пользуются
плодами прогресса: компьютеры, интернет,
телефоны,…
Все вы наверняка пользуетесь мобильными
телефонами и знаете, что надо следить за своим
балансом. Предлагаю решить такую ЗАДАЧУ… СЛАЙД
18.
Задание 5 (в опорном конспекте). У
абонента телефонной компании АСЛ, ученика 6
класса, на счету было 27 руб. 60 коп. За день его
исходящие вызовы составили 40 мин, также он
отправил 12 SMS и выходил в интернет на 8 мин. Причем
у него образовался долг. Какой тариф у ученика?
Решать задачу будете по рядам: 1-й ряд – тариф
контакт, 2-й ряд – тариф экономный, 3-й ряд – тариф
сетевой. После решения представитель от каждого
ряда запишет на доске результаты своего решения:
Контакт | Экономный |
Сетевой |
Было: | Было: | Было: |
Потратил: | Потратил: | Потратил: |
Осталось: | Осталось: | Осталось: |
Итак, сделайте вывод, на каком тарифе ученик? Ответ: сетевой.
Скажите, когда выгоден тариф контакт? Тариф экономный? Тариф сетевой?
Древний философ говорил: «Счет и вычисления — основа порядка в голове».
СЛАЙД 19. А еще в каких сферах жизни надо точно вести счет?... В строительстве, ракетостроении, при составлении расписания поездов…и т.д. Иногда ошибки в расчетах очень дорого обходятся человеку:
Ошибся в расчетах –
И стены возводятся косо.
Ошибся в расчетах –
И рухнут вагоны с откоса.
А если ошибся в расчетах аптекарь –
Такое лекарство вредит человеку.
СЛАЙД 20. Итак, Как вы считаете, прав был
Гете? Действительно числа играют важную роль в
жизни и развитии людей. Как вы понимаете это
высказывание? Ни одна наука не может обойтись без
математики, без счета.
Я вам желаю научиться безошибочно управлять
числами, хорошо изучить законы, по которым они
живут.
Среди чисел существует удивительные согласие и закономерности.
Дополнительное задание: Установите закономерность, по которой получается число С из чисел А и В, и найдите недостающие числа
A | B |
C |
5 |
– 11 |
6 |
– 2,7 |
–2,3 |
5 |
32 |
–18 |
– 14 |
– 17 |
5 |
|
14 |
– 14 |
В домашнем задании: Вместо букв в таблице запишите такие числа, чтобы сумма их в каждой строке, столбце и диагонали была равна одному и тому же числу.
Г | 8 |
К |
– 14 |
2 |
М |
– 8 |
– 4 |
– 6 |
– 2 |
В |
А |
4 |
Б |
– 18 |
Д |
Пока вы еще не знаете сложных математических
законов, по которым живет и развивается мир и
чтобы овладеть ими вы должны учиться управлять
числами.
Я желаю вам достичь в этом больших высот, потому
что Чем выше цель, тем больше достижения. Спасибо
за урок.