«Если говорить о методе проектов как
о педагогической технологии,
то эта технология предполагает совокупность
исследовательских,
поисковых, проблемных методов, творческих по
самой своей сути»
Полат Е.С.
Введение
Работая учителем английского языка уже тринадцатый год, я всегда старалась подходить к своей работе творчески. Сама наша профессия заставляет нас «шагать в ногу со временем»: внедрять в процесс обучения прогрессивные педагогические технологии. При внедрении новых педагогических технологий существенным образом меняются формы учебной деятельности, реализуются деятельностные подходы, увеличивается доля самостоятельности учащихся, увеличивается объем используемых средств для процесса обучения, расширяются рамки каждой учебной темы.
Ведь основная цель обучения иностранным языкам – формирование коммуникативной компетенции, что предусматривает не только практическое владение иностранным языком, но и умение работать с информацией: печатной, звуковой на разных носителях, т.е. владение умениями критического и творческого мышления. Следовательно, речь идет об определенной организации содержания обучения и познавательной деятельности учащихся, которая бы облегчала и ускоряла овладение знаниями учащимися, активизировала процесс их усвоения, обучала школьников приемам самостоятельной работы с учебным материалом и информацией, способствовала формированию у них информационной и коммуникативной компетенций. Для реализации целей современной системы образования мировая педагогика взяла ориентир на личностно-ориентированный подход. Наряду с такими методами, как обучение в сотрудничестве, дискуссии, ролевые игры проблемной направленности, метод проектов наиболее полно отражает основные принципы личностно ориентированного подхода, базирующегося на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике.
Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. Поэтому, ориентируясь на те цели и задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка, и, зная запросы учащихся в современном мире, я и применяю в своей работе данную методику, умело сочетая ее с информационно – коммуникационной технологией.
Актуальность метода проектов
Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. В последние годы эта технология все более широкое распространение находит и в обучении иностранным языкам.
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
Итак, популярность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать следующие задачи:
– развитие творческих возможностей учащихся,
– развитие умений:
- самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач,
- ориентироваться в информационном пространстве,
- анализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности учащиеся используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений.
Что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку в средней школе?
Применительно к уроку иностранного языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения,
школьники учатся самостоятельно приобретать
знания, получать опыт познавательной и учебной
деятельности.
Проектная методика характеризуется высокой
коммуникативностью и предполагает выражение
учащимися своих собственных мнений, чувств,
активное включение в реальную деятельность,
принятие личной ответственности за продвижение
в обучении.
Главные цели введения в школьную практику метода проектов:
1. Показать умения отдельного ученика или
группы учеников использовать
приобретенный в школе исследовательский
опыт.
2. Реализовать свой интерес к предмету
исследования, приумножить знания о нем.
3. Продемонстрировать уровень обученности
иностранному языку.
4. Подняться на более высокую ступень,
образованности, развития, социальной зрелости.
Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
- Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.
- Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
- Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки
Ориентируясь на те цели и задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка, и, зная запросы учащихся в современном мире, я и применяю в своей работе данную методику. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания английского языка. К ним относятся, прежде всего:
Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учебе – это и разнообразие тем, типов текстов (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции и т.п.), и разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа, работа в командах), и разнообразие типов упражнений.
Проблемность означает, что учащиеся используют язык как для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата, так и новыми способами его достижения. Проблемы заставляют думать, и подросток обучается, думая, мысля. Имеется широкий диапазон коммуникативных заданий и проектных работ, ориентированных на решение проблем. Проблемный подход имеет место при обучении грамматике в тех случаях, когда учащийся использует ее в речь, и когда он постигает ее как систему.
Учеба с удовольствием. Безусловно, важно, чтобы школьник учился с удовольствием. Подросток учится продуктивно и много узнает, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость. Развлекательность – это одна из особенностей проекта. Часто задания могут оформляться в виде шутки, головоломки, загадки и т.п., иметь музыкальное сопровождение, шумовые эффекты, иллюстрации.
Особое значение имеет эгофактор, т.е. возможность говорить о том, о чем школьники думают, о своих планах. При организации общения лучше применять, по возможности, такие ситуации, которые затрачивают интересы учащихся, связаны с его личным опытом, т.е. в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход.
Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.
В чем суть проекта, влияет ли его применение на модель обучения, с какой регулярностью и в какой форме проектные задания включаются в учебник и какова техника их выполнения?
Я использую этот метод в 6-11 классах на протяжении нескольких лет. (Первый проект был выполнен учащимися старших классов еще в 2005 году.) Наиболее полно и широко он применим для классов, где общий уровень развития учащихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний.
В курсе иностранный язык метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме (Приложение 1)
Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д.
В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: не только мультимедийные презентации, но и рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.
В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.
С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.
Многообразие средств выражения смысла выводит
детей в свободное творчество. Это удачная по
простоте методическая находка – ключ к
построению проектных заданий, где языковой
элемент представлен скупо – до продвинутого
уровня, где он играет ведущую роль. При этом
проектная работа, обладает уникальными
возможностями для действительно
коммуникативного обучения иностранному языку
даже при опоре на минимальный языковой материал.
Овладение иностранным языком в процессе
проектной работы доставляет школьникам истинную
радость познания, приобщения к новой культуре.
При выполнении проектной работы, которая может
быть представлена в устной и письменной форме,
необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих
рекомендаций:
Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.
Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это особенно важно, например, при подборе картинок для коллажей и другой работе подобного рода. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие – целый урок, поэтому в классе желательно также держать старые журналы, ножницы, клей. Третья рекомендация еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества
Проект осуществляется по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту
Приступая к созданию учебного проекта,
следует соблюдать ряд условий:
– предварительно изучить индивидуальные
способности, интересы, жизненный опыт каждого
ученика;
– выбрать тему проекта, сформулировать проблему,
предложить учащимся идею, обсудить ее с
учениками.
2. Организация участников проекта
Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта
Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.
5. Подведение итогов проектной работы.
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.
Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них.
В своей практике я планирую также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть:
Очень современная и увлекательная форма работы – составление различных коллажей: например: «Я и мои родители», «Мы и музыка», «Сохраним нашу природу». С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как ролево-игровые: это инсценировка сказок и песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка
Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.
Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).
Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка» включены в программу по страноведению, например в 11 классе по теме «Австралия»
Сценарные проекты – сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса
Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка (см. Приложение 2).
Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов, «Валентинки» .
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны выполнять презентации, видеоролики, писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, в Интернете, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать записи на аудиокассету. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать или умело пользоваться Интернет – ресурсами.
Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.
Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность английского языка как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.
В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, я оценивала усвоение учащимися определенного учебного материала.
При оценке готового проекта следует обращать
внимание не только на правильное использование
языка. Важным стимулом для развития личности
учащегося является степень их творчества и
оригинальности при выполнении проекта. Сначала
необходимо проверить черновик работы. Так можно
указать на ошибки, не исправляя уже готовую
работу. Если есть ошибки в конечном варианте
проекта я исправляю их карандашом или записываю
их на отдельном листе бумаги, тогда учащиеся сами
решают, хотят ли они исправить конечный вариант
работы. Не стоит беспокоиться об ошибках, оценить
грамотность можно и в других видах деятельности.
Легко исправить ошибки детей в мультимедийных
проектах, поэтому в последнее время учащиеся все
чаще выполняют свои проекты на компьютере. Отрадно
то, что число учащихся, желающих выполнять
проекты на компьютере, с каждым годом становится
больше.
Опыт работы над технологией методики проекта в
течение нескольких лет позволяет провести
анализ и дать ответ на вопрос: "Как данная
технология влияет на обучение иностранному
языку".
Естественно, меня, как учителя иностранного языка, интересует тот факт, как технология влияет на результаты и качество знаний учащихся, а результат положительный. (Приложение 2)
Заключение
Анализируя представленный выше практический опыт разработки проектов, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе воспитания учащихся средствами английского языка интегрировало школьников в различные среды: социальные, языковые и т.д., ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата.
Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.
Сегодня мы понимаем под словосочетанием «метод проектов» и определенный комплекс идей, и достаточно четкую педагогическую технологию, и конкретную практику работы педагогов.
Идеи, реализовать которые был призван метод проектов, вновь становятся значимыми в широких кругах педагогической общественности.
Хотелось бы дать совет учителям: для того чтобы учение было эффективным, оно должно быть увлекательным не только для учащихся, но и для самого учителя, который должен получать удовольствие от изучения своего предмета и от его преподавания.
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство от скуки. Оно способствует развитию учащихся, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект – это также реальная возможность использовать знания, полученные на других уроках средствами иностранного языка.
Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:
- достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,
- имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,
- понимают необходимость междисциплинарных связей.
Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения.
Основными преимуществами являются:
- повышение мотивации учащихся при изучении английского языка,
- наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,
- простор для творческой и созидательной деятельности.
Список литературы – Приложение 3.
Презентация:
Слайд 1.
В современных условиях гуманистическая
философия образования реализуется с помощью разнообразных
технологий, целью которых является не только
трансляция знаний, а выявление, развитие, рост
творческих интересов и способностей каждого
ребенка, стимулирование его самостоятельной
продуктивной учебной деятельности.
Одной из таких технологий и является проектная
методика.
Слайд 2.
Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. . В последние годы он стал широко внедряться в образовательную практику в России благодаря благотворительной программе Обучение для будущего. Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде.
Слайд 3.
Что же такое метод проектов? Он трактуется методистами и учителями по-разному. Мне ближе трактовка Евгении Семёновны По?лат, доктора педагогических наук, профессора, где она дает определение методу проектов как предполагающую определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Слайд 4.
"Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.
Слайд 5.
Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
И актуальность этого метода обусловлена тем, что он отвечает требованиям, выдвинутым государством в Концепции модернизации российского образования.
Слайды 6 и 7.
Цели и задачи метода проекта, я думаю, всем учителям, присутствующим здесь, уже знакомы. Хочу только сказать, что с помощью проектной методики на уроке иностранного языка можно достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, пополнить знания учащихся страноведческим материалом.
Слайд 8.
С проектной методикой я, как учитель иностранных зыков и в силу специфики своего предмета, знакома давно. Но систематически внедрять эту технологию в свою педагогическую деятельность я начала пять лет назад.
Слайд 9.
Итак, что же представляет собой проектная
методика обучения английскому языку в средней
школе?
Применительно к уроку иностранного языка, проект
- это специально организованный учителем и
самостоятельно выполняемый учащимися комплекс
действий, завершающихся созданием творческого
продукта.
Слайд 10.
Рассматриваются следующие этапы работы над проектом.
Проект осуществляется по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту.
Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:
- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.
2. Организация участников проекта.
Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта (защита проекта)
Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.
5. Подведение итогов проектной работы.
(Анализ проектной работы, выставление оценок)
Слайды 11-17.
Виды проектов бывают самые разные. Их выбор и использование зависит только от самих учащихся, и иногда от темы проекта. В своей практике мы тоже использовали разные виды проектов. Далее я хочу привести вам примеры этих проектов.
Слайды 18-19.
Выполнение проектов в нашей школе с каждым
годом совершенствуются. Растет число учащихся,
создающих свои проекты с использованием ИКТ
технологий И Интернет ресурсов: проекты в виде
мультимедийных презентаций, а в прошлом учебном
году появились даже видеоролики.
Более удачные проекты обычно мы разрабатываем
дальше и создаем научно - исследовательские
работы, как например, с последним проектом «Моя
любимая пицца». Ученик 6 класса подробно показал
в своем проекте процесс приготовления его
любимой пиццы. Мы провели в школе
дополнительно анкетирование и выяснили,
какая же пицца самая популярная среди
учащихся нашей школы. На основе полученных
данных и материалов из Интернета и специальной
литературы, мы создали на основе проекта
научно-исследовательскую работу.
Слайды 20 -21.
В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для ученика. Главное – сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в ходе работы над темой.
Слайд 22.
Как мы видим, метод проектов четко ориентирован
на реальный практический результат, значимый для
школьников. Во время работы над проектом
строятся новые отношения учителя и учащегося.
Работа над проектом поможет детям проявить себя
совершенно неожиданно. У них есть возможность
показать свои организаторские способности,
скрытые таланты, умение владения английским
языком. Отмечается более высокий уровень
сформированности общеучебных умений и навыков.
Все это способствует изменениям показателей
качественной успеваемости учащихся по
английскому языку.
Слайды 23- 26.
Что дало нам внедрение проектной технологии в
обучение английского языка?
Слайд 27.
Проектные работы учащихся были опубликованы во Всероссийском Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», Всероссийском Фестивале педагогических идей «Открытый урок», в журнале «Иностранные языки в школе» в приложении «Методическая мозаика» в разделе «Лексика на уроке», выставлены на сайте учителя в Интернете:http://petrova090.narod.ru
Слайд 28.
Никто не утверждает, что проектная работа
поможет решению всех проблем в обучении
иностранного языка, но это эффективное средство
от однообразия, скуки, оно способствует развитию
учащегося, осознанию себя как члена группы,
расширению языковых знаний.
Проект – это также реальная возможность
использовать знания, полученные на других
предметах, средствами иностранного языка.
Слайд 29.
Проект как метод обучения может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Ведь будущее школы – в балансе альтернатив.
Слайд 30.
Таким образом, внедрение новых педагогических технологий, которые в первую очередь предполагают новые формы учебной деятельности, новые методы, приемы и средства, оказывают безусловное влияние на содержание учебного предмета, поскольку все компоненты процесса обучения неразрывно связаны.
Спасибо за внимание.