Избирательное право и избирательный процесс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Пояснительная записка

Общеобразовательная программа для учащихся 10-11 классов дополнительного (профильного) изучения предмета – право знакомит выпускников с современным юридическим образованием,  направлена на развитие личности, формирование правосознания и правовой культуры, воспитание гражданской ответственности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам. В профильном 10-м классе на изучение темы: Избирательное право» отведено 5 учебных часа, 2 часа на тему: «Избирательное право. Избирательный процесс».

Компьютер на уроке – это:

  • источник учебной информации,
  • средство, помогающие усвоить содержание урока,
  • наглядное пособие нового уровня,
  • источник интереса к предмету,
  • экономия времени на меловые записи и рисунки на доске.

Цель занятий – сформировать знания о выборах, избирательных стадиях избирательного процесса системах.

Задачи:

  • Образовательные:
    • знать:
      • сущность   избирательного права,
      • принципы   проведения выборов в РФ,
      • избирательная система,
      • значение и разновидности выборов в России,
      • основные стадии избирательного процесса,
      • права и обязанности избирателя.
    • понимать:
      • различие между активным и пассивным избирательным правом,
      • роль электората в выборах.
    • объяснять:
      • понятия: избирательный процесс, избирательная кампания, избирательные округа, избирательный участок, избирательный залог, избирательная комиссия,
      • содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как избирателя,
      • распространение знаний в области избирательных прав граждан.
  • Воспитательные:
    • способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности,
    • воспитывать понимание того, что каждый гражданин через выборы влияет на развитие страны,
    • формировать у учащихся активной жизненной позиции.
  • Развивающие: продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения будущих избирателей.

Проблемное задание. Является ли голосование гражданина на выборах его участием в управлении страной?

Ваше отношение к высказыванию: «Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами… не  участвующими в голосовании».   Джон Натан.

Учебник: Боголюбов, Матвеев, Лукашева: Право: 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Издательство: Просвещение, 2010 г.

ХОД УРОКА

Здравствуйте…

Спросите у туч поднебесных,
У желтых созревших полей.
Что может быть лучше России?
Родимой Отчизны моей…
Спросите об этом у дома,
Где мать ждет своих сыновей.
Что может быть лучше России?
Судьбы и надежды моей.

(Что может быть лучше России?  Слова В.Харитонова Музыка С.Туликова ).

Россия – это наша судьба и надежда… Многое в жизни зависит от  людей, стоящих у власти.

Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти.
Народ через выборы передаёт Власть в руки депутатов, Президента. Кто  окажется у власти? Как к своей судьбе остаться равнодушным?

Проблемное задание (на доске).
Является ли голосование гражданина на выборах его участием в управлении страной?
Ваше отношение к высказыванию:
«Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами… не  участвующими в голосовании».  Джон Натан американский политик, представляющий Республиканскую партию. До 1995 года состоял в Демократической партии. Действующий губернатор штата Джорджия.

По ходу урока учащиеся делают записи в тетради.

Цели занятий – слайд 2.
Знания, которые вы получите сегодня, в скором времени пригодятся вам в жизни, как будущим избирателям.
Нам предстоит на 2 уроках  совместная работа по теме – слайд 3.

Выявление первоначальных знаний учащихся.

Прежде всего, я хотела бы от вас услышать ответ на вопрос:
«С какой целью  ваши родители, родственники ходят на выборы?»
Ответы учащихся…

Какие слова у вас ассоциируются с понятием выборы?

Составление кластера.

Подберите ассоциации к слову выборы? Составление кластера – слайд 4.

Слайд 5. Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти.

Определение понятия, ученики записывают в тетради.  

Слайд 6. Виды выборов. Выборы могут быть проведены в установленные законом сроки – очередные выборы; внеочередные (досрочные), например,  в случае роспуска Государственной Думы или досрочной отставки Президента РФ. Первоначальные, а если по каким-либо причинам выборы не дали результата (несостоявщиеся, недействительные), то назначаются повторные выборы. Выборы бывают полными и частичными.
Поработайте дома над заданием  C8. Развернутый план ответа. Политическая миссия выборов.
Для составления плана: записи в тетради, страница 267 учебника.

Промежуточная рефлексия.  Дайте понятие очередным … внеочередным…выборам.

Слайд 7. Во время выборов власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки. Участие в выборах — проявление политической и правовой зрелости каждого взрослого человека, осознающих свою ответственность за судьбу страны, за свой выбор.

Выборы – это не только мероприятие, в ходе которого выявляется, кто займёт депутатское кресло или станет президентом.

Опираясь на текст учебника, страница 267, свой социальный опыт определите роль выборов в жизни гражданина, общества, государства.

Во-первых, выборы укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения.
Во-вторых, выборы помогают людям выказать поддержку или разочарование существующим правительством.
В-третьих, выборы – это эффективный способ политического просвещения народа, способствуют приобщению рядовых граждан к политике.
В-четвёртых, выборы – есть барометр общественного мнения.
Через выборы народ (в лице избирателей) вручает своим представителям право на осуществление власти. Легитимность власти.
Каждое значение выборов в жизни общества … обсуждаем, записываем в тетрадь.
О роли выборов говорит и Слайд 8.  Подберите к нему заголовок.  Вот опять под выборы… Ответы учащихся.

Слайд 9. Источники избирательного права. Детально регламентируют организацию и порядок проведения выборов федеральных органов власти федеральные конституционные законы.

Слайд 10. Понятие избирательного права. Рассматривается в двух смыслах: широком (объективном) и узком (субъективном).  Работа с учебником  стр.268-269. Определите сущность избирательного права в двух смыслах.

Беседа

Избирательное право может быть активным и пассивным.
Активное право – это право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в плебисцитах, референдумах.
Пассивное избирательное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или главой государства.

Слайд 11.   Основные (конституционные) принципы избирательного права – это знаменитая «четырёххвостка» – всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

Работа по группам

Поработайте с текстом учебника стр 269-270. В чем суть каждого принципа? 

Слайд 12. Что значит – участие в выборах свободное и добровольное? Стр. 271.

Слайд 13. Даю понятие избирательной системы – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования …Кто выбирается и в какие  представительные учреждения, какие  выборные должностные лица выбираются народом? Беседа.

Слайд 14. Виды избирательных систем.

Работа по группам.

1-я группа. Суть мажоритарной системы. Стр.273. Дополнительно к тексту параграфа (Приложение 3)
2-я группа. Достоинства и недостатки мажоритарной системы. Стр.273.
3-я группа. Суть пропорциональной системы. Стр. 273-274.
4-я группа Достоинства и недостатки пропорциональной системы. Стр. 273-274.

Презентации работы групп.

Слайд 15. Рассказ  о квоте Хаейра.  Решение задачи по группам.

Дополнительная информация об избирательных системах дана в Приложении 1.

Мажоритарная избирательная система – это система, при которой в основу определения результатов голосования кладется принцип большинства. Мажоритарная система делится на систему абсолютного большинства и систему относительного большинства.
Мажоритарная избирательная система имеет следующие достоинства: а) сравнительная легкость формирования правительства; б) формирование устойчивых связей между избирателями и депутатами.
Мажоритарная избирательная система имеет и свои недостатки: а) голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают; б) она выгодна лишь крупным партиям; в) эта система нерезультативна: не устанавливает соответствие между подлинным удельным весом партии и их влиянием в парламенте; г) вызывает абсентеизм.
Пропорциональная система используется в Индии.
Пропорциональная система имеет свои достоинства.
Первое положительное качество этой системы – это то, что представительство партии соответствует ее популярности. Второе – это невозможность узурпации власти одной партией. Третье – существование внутрипартийных фракций. Четвертое – запрет на участие в выборах антидемократических партий.
Недостатки, которые имеет пропорциональная система: относительно меньшая стабильность правительства, наличие заградительных барьеров, зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата.
Чтобы осознанно проголосовать за тот или иной партийный список (по пропорциональной системе), целесообразно получить общие сведения о деятельности различных партий.
При выборе кандидатов по мажоритарной системе желательно принять личное участие во встречах с ними. На встречах целесообразно определить: насколько глубоко и полно осведомлен кандидат о положении дел в округе; какие проблемы по улучшению жизни людей собирается решать и какими путями; эффективны ли они.
Смешанная система – это система, в которой соединяются признаки мажоритарной и пропорциональной систем. Эта система имеет следующие достоинства: а) сочетание двух систем; б) отсутствие монополии партии на выдвижение кандидата; в) приспособленность к условиям конкретной страны.
Смешанная система имеет недостатки: а) нестабильность в парламенте; б) возможность получения в лице парламента оппонента власти.

Как вы считаете, с чего начинается любой избирательный процесс? Ответы учащихся…

Слайд 16. Избирательный процесс делится на следующие стадии. Записи в тетради. Каждая из стадий избирательного процесса имеет четкие правовые основы, образующие динамику избирательных действий всех участников избирательной компании.

Что же такое избирательная компания? Стр. 276. Ответы учащихся. Возвращаемся к определению после изучения данного блока.
Избирательная компания – это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период…

Рассмотрим подробнее стадии избирательного процесса. Слайд 17. Что является началом официальной избирательной кампании? Стр.  277. Кто назначает выборы Президента?  Кто назначает выборы Депутатов Государственной Думы? Выборы назначаются на первое или второе воскресенье месяца после истечения срока полномочий выборного органа прежнего созыва.

Слайд 18. Стадия образования избирательных округов и избирательных участков.

Задания.

1-й ряд. Определите понятия одномандатный и многомандатный избирательный округ. Приложение 3 Слайд 19.
2-й ряд. Объясните, чем отличается избирательный округ от избирательного участка. Приложение 3
3-й ряд. Опишите избирательный участок. Приложение 3 Слайд 20.
Подготовку и проведение выборов  в  России призваны осуществлять избирательные комиссии. Слайд 21. Краткие справки об избирательных комиссиях.

Слайд 22. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством ЦИК РФ…

Слайд 23.  Все граждане – избиратели заносятся в списки по участкам. Списки составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и т. д.  Что делать гражданину при обнаружении неточностей, ошибок? Стр. 279.

Слайд 24. Выдвижение и регистрация кандидатов. Перечислите, кто имеет право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы и на выборные должности. Стр. 279-280.

Каков порядок выдвижения партией  кандидатов (списков кандидатов)? Что такое избирательный залог?

Слайд 25. Предвыборная агитация. Опираясь на текст учебника, составьте план действий кандидатов при проведении агитации по группам  (две парты). Стр.280-281.Не забудьте о правилах проведения предвыборной агитации. Презентации групп.

Слайд 26. Порядок проведения голосования.
Вызывается к доске желающий ученик и ему поручается роль избирателя. Ученики и учитель с помощью учебника стр281 и Слайда подсказывают избирателю действия.
Объясняю, что такое избирательный бюллетень. Слайд 27.

Слайд 28. Избиратель – это …

Кластер. В соответствии со ст. 32 и 60 Конституции РФ устанавливаются следующие требования к избирателю (лицу, обладающему активным избирательным правом):

– наличие российского гражданства (существует одно исключение, о котором подробнее – ниже);
– возраст не менее 18 лет (этого возраста гражданин должен достигнуть хотя бы в день голосования);
– дееспособность (отсутствие признания судом недееспособным);
– гражданин не должен содержаться в местах лишения свободы по приговору суда.

Слайды 29 – 33. Права и обязанности избирателя. Работа в «четверках» – 2 парты. Приложение 3

Слайд 33. Подсчет голосов. Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы. Итоги голосования.

Новое в избирательном праве.

Голосование будет проходить по пропорциональной системе – только по партийным спискам. Смысл – количество мест в Думе распределяется в соответствии с количеством полученных при голосовании голосов. Партии могут выдвигать беспартийных кандидатов.  От одной партии могут выдвигать до 500-600 человек.  Не все партии имеют право выдвигать кандидатов. Нет строки «Против всех» Нет барьера явки избирателей (раньше – 20 процентов от всех избирателей).

Слайд 35. Значение выборов.

Домашнее задание:  § 29, 30, записи и  задания в тетради.

Рефлексия.

Вопросы по понятиям изученной темы.
Обсуждение проблемного вопроса.
Позиции учеников по вопросу: «Пойду ли я на выборы. Почему»
Выслушиваются мнения учащихся о высказывании Джона Натана.

Проверочный тест по теме “Избирательное право”. (Приложение 2)

Нормативные правовые акты

1. Конституция РФ 1993 г.

Федеральные законы

  1. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 25.07.2011)
  2. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 25.07.2011)
  3. Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 25.07.2011)
  4. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» » (ред. от 11.07.2011)

Литература.

1. Воробьев Н.И, Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Тамбов: ТГТУ, 2005. – 104 с.
2. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право.  М.: Юстицинформ, 2008. – 312 с.
3. М.В. Баглай «Конституционное право Российской Федерации», издательство НОРМА-ИНФРА М. 1998г. С. – 343
4. Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе (2008) // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008.– № 7-8

Информационные источники.

  1. http://www.ik57.ru/orelmik/left_menu/young.html
  2. http://www.democracy.ru