Цель: углубление знаний и расширение кругозора, активизация познавательной деятельности, воспитание любви к своей Родине.
Оборудование: интерактивная доска, слайды, видео, таблички со словами.
Ход мероприятия
Ученик 1:
Здесь богаты и земли и воды,
Здесь вертится борьбы торжество
Этот край занимает пол - суши
И возвышено имя его!
Учитель: - О каком крае идёт речь? (Дети отвечают "о Казахстане")
(Вывешивается табличка КАЗАХСТАН).
Включить видео о Казахстане. На фоне видео дети читают стихи.
Ученик 2:
От Южного Урала до Алтая
Где расцветает в яблонях земля,
Лежит страна от солнца золотая
Мой Казахстан! Республика моя!
Ученик 3:
А в степях, где душисты цветы
Вольно бродят овечьи гурты
С белой шерстью, нежней облаков,
Табуны вороных скакунов
Ученик 4:
Под железное пенье подков
Скачут степью быстрее ветров.
Над стадами молочных коров
Пыль клубится, и пахнет кругом
Тёплым, сладким парным молоком.
Ученик 5:
А когда отпылает закат,
И начнётся во тьме звездопад,
Чабаны, как детишек хранят
Тёплых, мягких, безрогих телят,
Ученик 6:
И они от росы не дрожат,
Потому что теплынью богат.
Край народной заветной мечты,
Край обилия и красоты.
Остановить видео.
Учитель: - Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по родному краю, в котором живёте. (Слайд с названием темы). Вы не только узнаете о городах Казахстана, но и сможете увидеть много интересного. А путешествовать мы будем не одни, а с друзьями. Верблюжонок и Ослик пойдут с нами.
- Ну, что готовы? В путь!
Слайд с голосом.
Голос: На зеленой лужайке возле синей реки жили Верблюжонок и Ослик. Как все малыши они любили мечтать, например, о том, как однажды отправятся в путешествие, и потому читали с утра до вечера книги по истории и географии, которые брали в школьной библиотеке. И вот однажды они решили попутешествовать по нашей стране. Остановка.
Учитель: - Но об этом история впереди...
Казахстан очень велик. Это огромная страна.
- Ну, а теперь послушаем, о чём разговаривают Верблюжонок и Ослик.
Слайд с голосом.
Голос Ослика: - Куда же мы пойдём?
Голос Верблюжонка: - Сейчас посмотрим. Остановка.
Учитель: - С этими словами Верблюжонок достал карту.
- Ребята, что такое карта?
Слайд с голосом продолжить.
Голос Ослика: - А почему она такая разноцветная?
Голос Верблюжонка: - А об этом мы сейчас узнаем. Слайд физ. карты.
Учитель: - А почему же она такая разноцветная? Давайте ответим Ослику.
- Кто знает что обозначает каждый цвет? (Ответы детей).
Слайд с голосом продолжить.
Голос Верблюжонка: - Ну что, с картой разобрались?
Голос Ослика: - С этой - да. Собираясь в путешествие, я нашёл дома другую карту, которая здорово отличается от первой.
Голос Верблюжонка: - Покажи. Слайд полит. - администр. карты. Остановка.
Учитель: - Посмотрите на неё. Вся территория разделена на разноцветные лоскутки. У этой карты другое назначение. Эта карта - политика - административная. (Табличка ПОЛИТИКА - АДМИНИСТРАТИВНАЯ).
- А разноцветные лоскутки - это области (табличка ОБЛАСТЬ), на которые разделена наша страна.
- Все города на карте подписаны и обозначены кружком. Чем крупнее кружок и надпись, тем город важнее и крупнее.
- Почему город Астана выделен более крупными буквами? (Ответы детей).
- Всего областей в Казахстане - четырнадцать. И каждая из них чем- нибудь, да знаменита! О некоторых из них вы сейчас узнаете.
Учитель:
- Акмолинская область (слайд карты области) (показ учителем указкой) знаменита хлебными полями (3 слайда с полями пшеницы). Остановка. Этот район - главная житница страны.
- Карагандинскую область (слайд карты области) по праву считают шахтёрской столицей нашей страны (3 слайда о добыче угля). Здесь добывают каменный уголь, который идёт на отопление помещений домов, школ и т. д.
- Алматинскую область (слайд карты области) еще называют Семиречьем по числу главных рек этого края. (4 слайда с реками).
- Говоря о Кызылординской области, (слайд карты области) нельзя не упомянуть о знаменитой пустыне Кызылкум (слайд с пустыней). А еще в этой области находится космодром Байконур (2 слайда о Байконуре).
- Отсюда, с Байконура в 1961 году совершил полет первый космонавт.
- Кто этот космонавт? (Ответы детей). Ю. Гагарин (слайд с фото Гагарина)
- Отсюда отправились в космос и два казахстанских космонавта - Тохтар Аубакиров (слайд с фото) и Талгат Мусабаев (слайд с фото).
Слайд с голосом.
Голос Верблюжонка: - Да, очень интересно
Голос Ослика: - А давай заглянем в город Астану. Остановка.
Учитель: - Что вы знаете об Астане? (Ответы детей).
Дети читают стихи.
Ученик 1:
Здравствуй, здравствуй, моя Астана!
Здравствуй, здравствуй, столица родная,
Здравствуй, здравствуй, народ и страна,
Процветанья всем вам я желаю!
Здравствуй, здравствуй, моя Астана,
Краше города в мире не знаю!
Я люблю тебя Астана!
И тебе процветанья желаю!
Ученик 2:
Помнить буду тебя я всегда,
Нет любимей родимого края,
Где б я ни был в других городах,
Астана, не забуду тебя я!
Но скитаний пройдут времена,
Я вернусь и скажу, сердцём тая:
Здравствуй, здравствуй, моя Астана!
Здравствуй, здравствуй, столица родная! Видео об Астане.
Учитель: - В столице Астана находится президентский дворец (2 слайда дворца).
Учитель: - Кто президент нашей страны? (Ответы детей). (2 слайда с фото президента). Остановка.
- Этот замечательный человек очень многое сделал и делает для процветания нашей Родины.
- А ещё там находится парк "Атамекен" (3 слайда о парке). Это маленькая копия нашей столицы.
- Смотровая башня Байтерек прекрасно смотрится и днём, и ночью при свете прожекторов (3 слайда башни).
Слайд с голосом.
Голос Верблюжонка: - Да, красивая наша столица.
Голос Ослика: - Но в Казахстане есть другой красивый город. Это Алматы.
Остановка.
Учитель: - И они полетели. Посмотрите, какое видео и фотографии сделали наши друзья. (Видео). Остановка.
(Показ 2 слайдов "Медеу"). - Это высокогорный каток "Медеу".
(Показ 3 слайдов телебашни). - А вот и высокая телебашня. Она расположена на горе Коктюбе и видна с любой точки города.
Слайд с голосом.
Голос: - Затем друзья отправились в город Караганду. Остановка.
Учитель: - А вот и Караганда. (Показ 4 слайдов города).
- Караганда - это областной центр Карагандинской области.
- А вы знаете, что в Карагандинской области есть молодой город, в котором мы с вами живём. (Ответы детей). (1 - ый слайд о городе Сатпаев).
- Но он не всегда так назывался. Обратимся к истории нашего города. Ребята вам сейчас расскажут об этом.
Ученик 1:
1) Территория, где расположен г. (Сатпаев, до 1932 г. входила в состав Акмолинской области. С 1 936 г. город вошёл в Карагандинскю область.
С 1954 г. началось строительство нового рабочего посёлка в 7 км от посёлка Рудник - Жезказган специально для горняков, и был назван - Никольск.
Ученик 2:
2) В 1973 г. посёлок получил статус города и вошёл в состав Жезказганской области. В 1990 г. город получил название г. Сатпаев и вошёл в Карагандинскую область. Его тоже называют шахтёрским городом.
Учитель: - Что добывают в наших шахтах? (Ответы детей - медную руду).
- Посмотрите как это делают.
(1 слайд потом видео остановка после выплавки металла).
- Медь используют для изготовления разных предметов, в частности - для изготовления проволоки.
- Город небольшой, но и у нас есть свои достопримечательности.
- Убедитесь в этом сами. (4 слайда площади). Узнали - это площадь города.
- Это акимат (1 слайд). - В честь кого поставлен этот бюст? Кто такой К. И. Сатпаев? (Ответы детей - академик, геолог.)
Учитель: - Понравилось ли вам путешествие? (Ответы детей).
- Вам (обращается к друзьям)
Слайд с голосом
Голос Ослика: - Да, очень.
Голос Верблюжонка: - Очень нам понравилось, ребята.
Голос Ослика: - Обязательно нас возьмите в следующее путешествие.
Остановка.
Учитель: - Прежде чем мы закончим путешествие, мне бы хотелось узнать на сколько вы были внимательны. Проверим? (Слайд с предложениями).
- Закончите предложения. (Учитель может писать карандашом по интер. доске).
Учитель: - Молодцы!
- Казахстан - большая дружная страна. Для людей дорог свой край и свой город. Они ими гордятся и даже посвящают им песни.
- Послушайте песню в исполнении Серика Мусалимова "Мой Казахстан" и ещё раз полюбуйтесь красотой нашего края. Можете подпевать.
(видео).