Проектная деятельность в начальной школе в свете ФГОС

Разделы: Начальная школа


В октябре 2009 года приняты стандарты нового поколения для начальной школы, по которым с 1 сентября 2011 г начали работать все общеобразовательные учебные заведения. Введение ФГОС привело к кардинальной перестройке организационной и методической деятельности как на уровне управления образования деятельности, так и на уровне самого образовательного процесса. Ведущее место среди методов, используемых мировой и отечественной педагогикой, принадлежит сегодня методу проектов. Термин "проект" (projectio) в переводе с латинского означает - бросание вперед. Согласно стандарту под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение определенного периода в рамках имеющихся возможностей.

В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. В силу своих возрастных особенностей учащиеся 1-2 классов не могут осуществлять проектную деятельность, поэтому целесообразней применение метода начинать в 3-4 классах. Начинать проектную деятельность в начальных классах следует на таких предметах, как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, художественный труд, чем на уроках русского языка, математики и других предметов, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся. Для данных предметов вопрос о том, как изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос, что изучать в рамках данных курсов.

Образовательный (учебный) проект - организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В начальной школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Он может осуществляться в урочной и во внеурочной деятельности, может быть рассчитан на один урок или на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.

Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог;
  • координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

3. Формирование социально адекватных способов поведения.

Предлагаем организацию проекта в рамках предмета "Математика". Он реализуется на параллели 4-х классов.

Тема: Математика вокруг нас

Участники: учащиеся всех 4-х классов;

Продолжительность: 5 дней.

Ход проекта

Работа над проектом начинается с работы над темой, в процессе которой дети собирают самую разную информацию. Каждый ребёнок сам определяет, чем именно он будет заниматься в рамках данной темы. В результате "мозгового штурма" учащимися было предложено собрать и придумать задания, которые бы связывали математику с историей, русским языком, рисованием, литературой с целью систематизации знаний. Затем учитель совместно с учащимися планирует работу каждого дня (данный проект реализуется в течение недели).

ПРОЕКТ

1 день. Открытие недели математики. Русский язык и математика.

2 день. Литература и математика.

3 день. История и математика.

4 день. Олимпиада для учащихся 4 класса (проводят учителя, работающие в четвертых классах).

5 день. Концертная программа "Математика - царица всех наук"

В течение недели каждый четвероклассник включается в работу, организованную учащимися 4 класса (организатор), согласно программе математической недели, выполняя задания. Например, задания третьего дня "История и математика", составленные четвероклассниками.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ

Ответь на вопросы заданий:

  • Самое большое письмо в мире отправил в XVI веке персидский шах турецкому султану. Длина листа, на котором было написано письмо, составляла 1000 см, а ширина 70дм. Каковы периметр и площадь этого листа?
  • На создание первой книги, напечатанной типографским способом, у первопечатника Ивана Федорова ушел целый год, зато вторая книга была создана всего за два месяца. Во сколько раз быстрее была отпечатана вторая книга?
  • Есть в русском языке выражение "семи пядей во лбу" - так говорят об очень умном человеке. Пядь - старинная мера длины. Чему равна пядь? Может ли быть лоб такой величины?
  • Первый русский император Петр I ложился спать в 9 часов вечера, а просыпался в 2 ночи. Всё остальное время он работал. Сколько часов, минут продолжался его рабочий день?
  • При императоре Александре II срок службы солдата в русской армии уменьшился на 19 лет и составил 72 месяца. Сколько же лет служили в нашей армии солдаты до этого?
  • Первая мировая война началась 1 августа 1914г., а закончилась 11 ноября 1918г. Сколько лет, месяцев и дней она продолжалась?

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат, результатом могут быть поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, модели и т.д.) или мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН и т.д.). Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. И вот таким завершением математической недели является концерт, сценарий которого разрабатывают сами ребята совместно с педагогом (см.приложение).

Подобная работа необходима в начальной школе. Она благоприятно сказывается на развитии детей, поэтому проектная деятельность должна стать обязательной частью учебного процесса. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Список литературы.

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000г.
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005г. № 9.
  3. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. - 1998г.
  4. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000г,