Цель: путём наблюдения, сравнения познакомить детей с единицей измерения длины – сантиметром.
Задачи:
- формирование умений измерять и чертить отрезки заданной длины, пользуясь линейкой;
- развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию; совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками.
- воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.
УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, тетрадь, линейка, учебник, карандаши, листы с заданиями для работы в группах.
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Ожидаемый результат:
- знать что такое сантиметр; уметь измерять и чертить отрезки заданной длины, пользуясь линейкой;
- расширение знаний о величинах;
- повышение активности учащихся на уроках;
- улучшение результатов обучения;
- использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Учитель:
Смолк звонок. Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Дети:
Всё на месте, всё в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки.
Карандаш, линейка есть.
Учитель:
Разрешаю тихо сесть.
2. Эмоциональный настрой на работу.
- У вас на партах лежат лучики солнца. Давайте создадим себе радостное хорошее настроение.
Соединим лучики к солнцу. И от наших лучиков солнышко засветит еще ярче и веселее.
Передайте своё настроение соседу по парте, улыбнитесь. Слайд 2.
- Ребята, сегодня мы проведём необычный урок. Необычен он тем, что мы идём искать клад.
- А как называют людей, которые ищут клад? (кладоискатели).
- Кто такие кладоискатели и какой клад мы сегодня будем искать? (ответы детей)
- Маша и Миша будут нас сопровождать и нам помогать.Слайд 3.
- Вы готовы? (ответы детей)
- Тогда давайте готовиться к путешествию. Путь нам укажет вот эта карта. Слайд 4.
- Ребята, что мы с собой возьмем в путь? (ответы детей)
- Да, конечно, возьмём с собой лопату и другие инструменты. Слайд 5.
- А что ещё нужно, чтоб не сбиться с пути, чётко по карте идти? (внимание)
-Хорошо, возьмём с собой внимание. Вот сейчас мы проверим, на сколько вы внимательны.
Пожелаю всем удачи –
В добрый путь, в добрый час.
ll. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1. Устный счет
- Мы строго следуем по карте и впереди лес заданий.
А) Назови числа в порядке убывания. Слайд 6.
9, 3, 10, 4, 6, 2, 7, 1, 8, 0, 5
Б) Увеличьте на 4: Слайд 7.
6, 0, 4, 2. 1, 5, 3, 10
2. Фиксация затруднений в деятельности
Работа с полосками разного цвета.
- Перед вами полоски разного цвета, сравните их по длине.
- Каким способом вы будете сравнивать отрезки? (ответы детей)
- Давайте сравним их с помощью знаков >,<, =.
- Какой вывод мы можем сделать? (Длину можно сравнивать и она является величиной.)
- Молодцы, ребята!
А мы с вами идём дальше. Посмотрите, перед вами две дороги. Слайд8.
- По какой дороге нам нужно пойти, чтобы быстрее до поляны дойти? (ответы детей)
- Как мы называем такие линии? (отрезки) Слайд 9.
- Длина какого отрезка длиннее? (ответы детей)
- Какова длина каждого отрезка?( не знаем)
- Можем ли мы выполнить это задание? (нет)
- Почему? (Не можем наложить отрезки друг на друга)
- Что нужно сделать? (измерить длину дорог)
lll. Определение темы урока, постановка цели урока.
-Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
-А где можно посмотреть точную формулировку темы?
- Откройте учебник на с. 18.
- Прочитайте тему урока. Слайд10.
- Это новая тема.
- Какую цель мы ставим перед собой? (научиться измерять длину отрезка и других предметов)
- Ребята, мы так долго шли и немного устали давайте отдохнём, мышцы разомнём.
Физминутка
Руки вверх поднимем — раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться.не дрожать.
Три — опустим руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты,
Выполняйте все с охотой.
Раз — налево поворот,
Два — теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
- Ребята, дальше продолжить путь мы не можем. Нам нужно научиться измерять длину отрезка и других предметов)
И перед нами большая поляна исторических фактов.Слайд 11.
lV. Изучение новой темы.
1. Введение понятия сантиметр.
- Ребята, как вы думаете в старину умели измерять длину?
- В древности люди использовали для измерения длин те измерительные приборы, которые всегда были при себе. Одной из самых распространенных единиц длины ЛОКОТЬ (расстояние от локтя до конца среднего пальца)Слайд 12
- Наряду с локтем была распространена другая мера длины ПЯДЬ. Пядь –расстояние от конца большого пальца до конца мизинца.Слайд 13.
- ДЮЙМ – мера, равная длине верхней фаланги большого пальца.
1 дюйм – 2,54 см. Слайд 14
ВЕРШОК – длина верхней части пальца. 1 вершок - 4,45 см. Слайд 15
- Также были такие меры длины как ВЕРСТА, АРШИН.
- Ещё существует такая мера длины, как ЛАДОНЬ.
- А шагами мы пользуемся и по сей день.Слайд 16.
- Мне нужны два помощника. Я предлагаю вам измерить класс (сначала один ученик измеряет класс шагами, а потом другой).
- Что вы заметили? (результаты разные)
- У нас получилась разная длина.
- Удобно пользоваться старинными мерами длины? (Нет, получают разные результаты)
- Ещё как мы можем измерить длину этих отрезков? (выбрать мерку)
- На столе у каждого есть мерка.
- Как с её помощью сравнить отрезки?
(Дети проговаривают алгоритм: приложить мерку к началу отрезка, поставить метку, передвинуть мерку к метке, поставить следующую. Посмотреть сколько раз помещается мерка в отрезке)
- Измерим наши отрезки. Запишем результат на листок.
- Поменяйтесь с соседом по парте мерками. Измерим отрезки еще раз. Запишем результат.
- Что вы заметили? (опять получилась разная длина)
- Почему так получилось? (разная мерка)
- Да,мы с вами убедились, что должна существовать мера, которая будет являться общей для всех.
-Каким инструментом вы можете измерить длину? (линейкой) Слайд17
- С помощью линейки можно чертить отрезки и измерять их длину.
- На что похожа линейка? (ответы детей)
- Чем похожа линейка на числовой отрезок?
- Что на ней изображено? (цифры и черточки)
- Расстояние между соседними большими делениями на линейке одинаковое. Расстояние от одной отметки до следующей называется сантиметр. Посмотрите, как выглядит отрезок длиной 1 сантиметр.Слайд 18
Сокращенно пишется: 1СМ
- Ребята, теперь мы сможем узнать длину каждой дороги и выбрать самый короткий путь.
- Как правильно измерить длину предметов с использованием линейки?(ответы детей)
- Проверим своё предположение по учебнику.
2. Работа по учебнику.
- Открываем страницу 18. №1
Далее учитель читает текст задания.
– Какой единицей длины можно измерять самые разные предметы? (ответы детей)
– Как правильно измерить длину предметов с использованием линейки? (ответы детей)
3. Составление алгоритма.Слайд 19.
Прикладываем линейку так:
1. Прикладываю линейку к отрезку.
2. Совмещаю ноль на линейке с началом отрезка.
3. Определяю число, соответствующее концу отрезка. Это длина отрезка.
4. Записываю результат измерения
4. Работа с линейкой.
- Найдите на ваших линейках 2см, 5 см, 9см, 6 см…
- Молодцы!
- А мы с вами идём дальше.
- Ой, смотрите, кто это в траве? (это ящерицы). Слайд 20.
V. Закрепление пройденного материала.
1. Практическая работа.
- Измерьте длину каждой ящерицы с помощью линейки.
- Какая ящерица самая длинная? (ответы детей)
- Какая ящерица самая короткая? (ответы детей). Начертите отрезок такой длины в тетради.
Прежде чем начертить отрезок такой длины в тетради,вспомним алгоритм:
- с помощью линейки отмечаем концы этого отрезка, ставим точки.
- проверяем наличие двух точек
- соединяем эти точки прямой линией по линейке.
- Чертим отрезок простым карандашом, обозначаем длину ручкой.
- Будьте внимательны!
Слайд 21.
- Поменяйтесь листочками, проверьте соседа, кому необходимо дайте рекомендации.
- Встаньте те, кто может похвалить соседа.
- Чему учились в этом задании? (ответы детей)
Vl. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Посмотрим на карту и продолжим свой путь дальше.
- Дорога наша привела нас к речке. Слайд 22.
- Ребята, что же нам делать, как перейти на другую сторону?(сделать мостик)
- Хорошо что мы с собою взяли разные инструменты.
- Среди них найдём подходящие инструменты для постройки мостика. (Молоток, гвоздь, ножовка)
Физминутка.
1. Работа на индивидуальных листочках.
- Измерим с помощью линейки длину предметов и запишем эти длины в сантиметрах.
(запись на индивидуальных листочках)
- Проверка работы.Слайд 23.
- Оценивание своих работ на шкале успеха.
- Вот и речку перешли. К цели близко подошли. Вот и клад нашли.Слайд 24.
- А вам интересно,что там, в сундуке?(ответы детей)
- Прочитаем пословицу: Слайд 25
- Не гонись за золотом, гонись за знаниями.
- Знание – богатство, а применение его – совершенство.
- Ребята, какой же клад мы сегодня нашли? (знание)
Vll. Итог урока.
Наш закончился урок,
Подведём ему итог.
- Какую цель мы сегодня ставили на уроке?
- Можете ли вы теперь измерять длину отрезков?
- С какой мерой длины мы сегодня познакомились?
- Где мы можем применить свои знания?
Vlll. Рефлексия деятельности.
- Большое спасибо всем за отличную работу. Если вам понравился урок и вы чувствовали себя комфортно, нарисуйте солнышко. Если вы что-то не поняли и вам было скучно на уроке, нарисуйте тучку.Слайд 26.