Цель: научить детей разбирать, очищать и упаковывать семена бархатцев
Задачи:
- формирование навыков разборки, очистки и упаковки семян;
- развитие речи;
- развитие умения работать самостоятельно, развитие мелкой моторики пальцев рук;
- воспитание аккуратности и внимательности при выполнении практической работы
Оборудование:
- словарные слова (Приложение 1);
- живые цветы бархатцы или картинка с изображением бархатцев;
- картинки с изображением садового инвентаря (Приложение 2);
- технологическая карта "Заготовка семян бархатцев";
- различные семена (семена тыквы, бобов, гороха, циннии и др.);
- садовый набор: совок, вилка, рыхлитель;
- видеофильм "Прорастание семени гороха" (Приложение 3).
Раздаточный материал:
- разрезные картинки с изображением садового инвентаря;
- коробочки с семенами бархатцев;
- одноразовые мешочки для мусора;
- мешочки из хIб ткани;
- картонная карточка 3 х 5 см для написания названия цветов;
- карточка с названием цветов "бархатцы" для списывания
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: Здравствуйте, ребята. Начнем урок с зарядки.
Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро.
Пусть солнце светит только нам,
Веселым будет утро!
II. Сообщение темы урока
Ребята, сегодня мы будем разбирать, очищать и упаковывать в мешочки семена бархатцев.
III. ПОВТОРЕНИЕ: повторим пройденный материал
1) У меня в руках цветы. Как они называются? (Правильный ответ - бархатцы.) Давайте внимательно посмотрим на бархатцы и вспомним их строение. Учитель показывает корни и спрашивает: "Как называется эта часть растения?" (Правильный ответ - корни.) Учитель показывает стебель и спрашивает: "Как называется эта часть растения?" (Правильный ответ-стебель.) Учитель показывает листья и спрашивает: "Как называется эта часть растения?" (Правильный ответ - листья.) Учитель показывает цветы и спрашивает: "Как называется эта часть растения?" (Правильный ответ - цветы.) Затем учитель вызывает учеников показать корни, стебель, листья и цветы растения. (Приложение 1)
2) Чтобы посадить и вырастить бархатцы, нам необходимы садовые инструменты. Ребята, давайте вспомним садовые инструменты. Учитель показывает картинки с изображением садового инструмента, а дети называют изображение (лопата, грабли, совок, лейка). А вот перед вами садовый набор. Учитель вызывает ученика показать всем совок, вилку, рыхлитель. (После каждого показа инструмента ученики хором проговаривают название инструмента). (Приложение 2)
3) А сейчас эти садовые инструменты вы самостоятельно соберете из разрезных картинок.
- 1 группа - собрать разрезную картинку из 4 деталей;
- 2 группа - собрать разрезную картинку из 3 деталей;
- 3 группа - собрать разрезную картинку из 2 деталей;
Подвести итог по выполнению индивидуальных заданий.
Ребята, бархатцы живут одно лето. Чтобы на будущий год снова посадить и вырастить бархатцы, мы с вами собрали и просушили семенные чашечки бархатцев. Вот так выглядят семена бархатцев, похожи на маленькие иголочки. (Учитель показывает свою коробку с семенами бархатцев.) Я принесла показать вам семена других растений: (учитель показывает детям) это семена тыквы, они большие и продолговатые; это семена гороха, они круглые как шарики; это семена мака, они тоже круглые, но очень маленькие. Давайте посмотрим видеофильм о том, как из семени гороха вырастает растение. (Учитель показывает и комментирует видеофильм. Приложение 3)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Представьте себя семечком, которое дает ростки, медленно растет, расправляя листики и поворачиваясь к солнцу. (Выполнение движений вместе с учителем.)
IV. CООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА: Тема нашего урока "Заготовка семян бархатцев". Сегодня на уроке мы с вами будем учиться заготавливать и упаковывать в мешочки семена бархатцев однолетних. Семена пыльные, грязные. Они несъедобные. Их нельзя брать в рот. После работы обязательно вымыть руки с мылом.
V. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Учитель объясняет план практической работы по технологической карте:
- Взять семенную чашечку.
- Разделить семенную чашечку пальцами на две части и высыпать семена в коробку.
- Остатки семенной чашечки убрать в мешочек для мусора.
- Готовые семена сложить в мешочек из ткани.
- Написать на карточке название цветов "бархатцы", положить карточку в мешочек с семенами и завязать мешочек.
Учитель показывает детям как выполнить практическую работу, контролирует и корректирует ее выполнение.
VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Вопросы для закрепления
- повторить этапы заготовки семян (высыпать семена из семенной чашечки, сложить семена в мешочек, написать на карточке бархатцы и положить ее в мешочек, завязать мешочек)
VII. ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ
VIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: раскрасить рисунок "Циннии".