Цель:
- Сформировать понятие о кислотах как классе электролитов, рассмотреть их классификацию и общие свойства кислот в свете ионных представлений.
- Научить школьников пользоваться рядом активности металлов и таблице растворимости при составлении уравнений химических реакций. Закрепить умения составлять уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном видах.
Номер учебн. элемента | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала | ||||
УЭ-0 | Интегрирующая цель: в ходе работы с учебно-тематической картой вы должны рассмотреть классификацию кислот и уметь характеризовать их; рассмотреть общие свойства кислот в свете ионных представлений; научиться пользоваться рядом активности металлов и таблицей растворимости при составлении уравнений химических реакций. | Внимательно причитайте цель урока. | ||||
УЭ-1 | Цель: научиться давать
характеристику кислотам. I. Установите соответствие:
|
Прочитайте текст учебника
О.С.Габриеляна "Химия 8 кл." стр 156, изучите
таблицу №10. Работайте индивидуально. За каждый правильный ответ: 1 балл Макс. количество: 7 баллов |
||||
II. Заполните пропуски. H2SO4 - сер.... кислота; - кислородсодержащая, т.к. ......; - двухосновная; я определяю это по ...; - растворимая; узнаю по ...; - слабая и нестойкая, поэтому разлагается на ... и ..., так же, как и ... кислота, которая разлагается на ... и ... . |
За каждый правильный ответ: 1 балл Макс. количество: 9 баллов |
|||||
III. Обсудите результаты своей работы | Работайте вместе с классом | |||||
IV. Оцените свою работу в баллах | Макс. количество баллов по УЭ-1: 16 | |||||
УЭ-2 | Цель: повторить вычисление степеней
окисления элементов в кислоте. I. Выполните задание № 3 после параграф 38. |
Если возникают затруднения, то
повторите параграф 17 стр 60. За каждый правильный ответ: 1 балл Макс. количество: 5 баллов |
||||
II. Обсудите результаты работы. | Работайте в паре | |||||
III. Поменяйтесь тетрадями с партнёром по парте и оцените работу друг друга. | Макс. количество баллов по УЭ-2: 5 | |||||
УЭ-3 | Цель: рассмотреть общие свойства
кислот, научиться пользоваться рядом активности
металлов и таблицей растворимости при
составлении уравнений химических реакций. I. Кислота + основание = соль + вода Это реакция нейтрализации и является универсальной, т.к. протекает между любой кислотой и любым основанием. Например:
Составить уравнения реакций (молекулярное, полное и сокращённое ионные) между кислотой HCl и нерастворимым основанием Zn(OH)2. |
Запишите схему I типичной реакции.
Работайте самостоятельно. Если возникают затруднения, то обратитесь к предыдущему параграфу. Макс. кол-во: 3 балла |
||||
II. Кислота + оксид металла = соль + вода Оксид металла является неэлектролитом, поэтому в ионном уравнении реакции его записывают в молекулярном виде.
Данный тип реакции идёт в случае образования растворимой соли. Если образованная соль нерастворима, то на поверхности образуется плёнка из этой соли, которая прекращает доступ кислоты к оксиду. MgO + H2S = реакция не пойдёт, т.к. MgS - нерастворимая соль. Составить возможные уравнения реакций (молекулярное, полное и сокращенное ионные) между MgO и H3PO4; CaO и HNO3. |
Внимательно прочитайте учебную
информацию и запишите схему II типичной реакции и
условия протекания реакций.
Работайте в паре. Макс. кол-во: 4 балла. |
|||||
III. Кислота + металл = соль + водород Существуют следующие условия взаимодействия кислот с металлами. Кислоты взаимодействуют с металлами, которые находятся в ряду активности до водорода. В ряду активности металлов расположены в порядке уменьшения их химической активности. В начале - самые активные, в конце - самые неактивные или химически инертные, их ещё называют благородными. 2Al + 3H2SO4 (разб.) = Al2(SO4)3 + 3H2 Cu + HCl = реакция не пойдёт, т.к. Cu в ряду активности находится после водорода. В результате реакции должна получаться растворимая соль: Al + H3PO4 = реакция не пойдёт, т.к. AlPO4 - нерастворимая соль. Нерастворимая кремниевая кислота H2SiO3 не взаимодействует с металлами. Особо взаимодействуют с металлами азотная и концентрированная серная кислоты. Об этом вы узнаете в 9 классе. Составить возможные уравнения реакций (молекулярное, полное и сокращенное ионные) между: Zn и HCl; Ag и HF; Fe и H3PO4; Ba и H2SiO3. |
Внимательно прочитайте учебную информацию и запишите схему III типичной реакции и условия протекания реакций.
Работайте в паре. Макс. кол-во: 9 баллов. |
|||||
IV. Кислота + соль = новая кислота + новая
соль Это типичная реакция обмена и протекает в случае образования осадка, газа или слабого электролита. Составить возможные уравнения реакций (молекулярное, полное и сокращенное ионные) между: HСl и AgNO3; Li2CO3 и H3PO4. |
Запишите схему IV типичной реакции и
условия протекания реакций. Работайте в паре. Макс. кол-во: 6 баллов. |
|||||
V. Обсудите результаты своей работы | Работайте вместе с классом | |||||
VI. Оцените свою работу в баллах | Макс. количество баллов по УЭ-3: 22 | |||||
УЭ - 4 | I. Подведение итогов урока Прочитайте цель урока Достигли ли вы цели урока? В какой степени? Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали:
|
Индивидуально Работайте вместе с классом.
Сдайте тетради на проверку в индивидуальном порядке |
||||
II. Домашнее задание. Если вы получили оценку "5", то вы освобождаетесь от задания или получите творческое задание (по желанию). Если вы получили "4", то повторите материал параграфа и выполните задания после него. Творческое задание - "Значение кислот в жизни человека". |