Цель занятия: Актуализация и расширение знаний младших школьников о путях сохранения своего здоровья.
Задачи:
- Формирование знаний о здоровье;
- Воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;
- Содействие гармоничному физическому развитию;
- Выработка представлений о соблюдении техники безопасности;
Наглядность: доска, тезариус (ключевые слова), конверты с картинками,
Ход занятия
1. Организационная часть. – 3 минут
- Приветствие.
- Проверка готовности к занятию.
2. Вступительная беседа. – 5 минут
Сегодня наше занятие пройдет в необычной форме. Тема занятия зашифрована в кроссворде, который вы сейчас разгадаете. Ведь то, о чём мы сегодня будем говорить, очень полезно знать каждому человеку. Я буду загадывать загадки, а вы их отгадывать и ответы записывать в кроссворд.
1.
Когда мы едим – они работают.
Когда не едим – они отдыхают.
Не будем их чистить, они заболят. (зубы).
2.
Дождик тёплый и густой,
Этот дождик не простой,
Он без туч и облаков
Целый день идти готов. (душ)
3.
Не кормит, не поит,
А здоровье дарит. (спорт)
4.
Скажи, какой железный мяч,
Одной рукой толкнул силач. (ядро)
5.
Когда он к нам приходит,
То в сказку всех уводит.
А солнышко взойдёт –
Он сразу и уйдёт. (сон)
6.
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать. (вода)
7.
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? (коньки)
8.
Костяная спинка,
Жёсткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (щётка)
Теперь вы знаете тему занятия. И разговор наш пойдёт о – ЗДОРОВЬЕ.
Вопрос: Скажите, а что такое здоровье? Как вы понимаете, что такое здоровый образ жизни?
Ответ: здоровый образ жизни это гигиена, спорт, правильное питание, отдых, соблюдение правил безопасности, отсутствие вредных привычек.
Учитель: Всё правильно, вы перечислили все признаки здорового образа жизни. Давайте, же поговорим о каждом из них.
3. Основная часть.- 15 минут
Чистота и гигиена
Обратимся к словарю:
Чистота – чистое состояние, вид чего-нибудь.
Гигиена - система действий и мероприятий, направленных на поддержание чистоты и здоровья.
Вопрос: Поднимите руки, те, кто чистит зубы? Сколько раз и когда? До или после еды? Какая зубная паста вам нравится больше мятная или сладкая?
Ответ: Чистить зубы необходимо 2 раза в день – утром и вечером, а после еды прополоскать рот водой.
Отдых
Обратимся к словарю: Отдых – время для восстановления сил, свободное от занятий или работы время.
Вопрос: Скажите где и как можно отдыхать? Как отдыхаете вы?
Ответ: Отдых проводят на природе, выезжая за город, на море, в лагерь. Также это и здоровый сон, занятия спортом. В свободное от занятий время мы играем в подвижные игры, рисуем, читаем, гуляем на улице.
Вредные привычки
Вопрос: Что такое вредная привычка? Какие вредные привычки вы знаете?
Ответ: Вредная привычка приносит вред здоровью. К ним относятся – курение, наркотики, алкоголь, чрезмерное употребление сладкого и другие.
Обратимся к словарю: Вредный – причиняющий вред, опасный (для здоровья). Привычка - поведение, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными.
Правильное питание
Обратимся к словарю: Правильный – не отступающий от правил и норм. Питание – пища, характер и качество пищи.
Вопрос: Кто может сказать, какие продукты вредны для нашего здоровья? Сколько раз в день нужно принимать пищу?
Ответ: Питание должно быть рациональным. Прием пищи делят на 4 раза – завтрак, второй завтрак, обед, ужин или завтрак, обед, полдник, ужин.
Закаливание
Обратимся к словарю: Закалиться – стать физически стойким.
Вопрос: Какие процедуры относятся к закаливанию? Какими мы станем после этих процедур?
Ответ: Закаливающие процедуры состоят из воздушных и солнечно-воздушных ванн, обтирание, обливания, ножных ванн, купания в открытых водоёмах и контрастные процедуры, например попеременное обливание тёплой и холодной водой, хождение босиком. Используя методы закаливания повышается иммунная система организма.
Зарядка и спорт
Обратимся к словарю: Спорт – физические упражнения для развития и укрепления организма.
Вопрос: А какие вы знаете загадки, пословицы и поговорки про спорт и здоровье?
Ответ: Где здоровье, там и красота. Чистота - залог здоровья. Если хочешь быть здоров - закаляйся. Кто спортом занимается, тот силы набирается. Солнце, воздух и вода помогают нам всегда. Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь. Пешком ходить — долго жить. Отдай спорту время, а взамен получи здоровье. Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
Здоровому все здорово. Здоровье дороже богатства. Курить - здоровью вредить.
Учитель: Молодцы! А сейчас мы сделаем зарядку. Только не утреннюю, а дневную и называется она физминутка. Кто покажет нам упражнения для физминутки? Итак, начнём.
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
Бег на месте, на предпоследней строчке остановится, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.
В огороде рос подсолнух
Вот такой, вот такой!
В огороде рос подсолнух
С ярко-жёлтой головой.
Головою он вертел,
Всё увидеть сам хотел.
Что подсолнух видел там
Он сейчас расскажет нам.
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
И продолжим наш урок.
Безопасные методы труда
Обратимся к словарю: Безопасный – не угрожающий опасностью (безопасные методы труда).
Вопрос: Как вы думаете, что это такое?
Ответ: Это комплекс мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья, цель которой обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания и умения, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Учитель: Молодцы! Вы знаете все признаки здорового образа жизни.
На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке –
Белый с жёлтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: “Не тронь”!
(М. Познанская )
На доске находится цветок из семи лепестков, в центре надпись – цветок здоровья. (Рисунок 1)
Рис. 1
Мне хочется подарить вам этот замечательный цветок. Что в нём особенного? - спросите вы. Давайте посчитаем, сколько у нашего цветка лепестков? Семь. А мы с вами перечислили семь признаков здорового образа жизни. Давайте, на каждом из лепестков отразим эти признаки. В конвертах находятся мини – задания, из картинок, относящихся к тому или иному признаку, вам необходимо выбрать подходящие картинки и наклеить их на лепесток. Если каких – то картинок недостаёт, вы можете их нарисовать или написать.
4. Практическая работа. - 10 минут
Правила техники безопасности при ручных работах
Учащиеся делятся на семь групп. Представитель от каждой творческой группы берёт конверт и лепесток от цветка. По окончании работы нужно вернуть лепесток цветку и пояснить, почему именно эти картинки вы выбрали. Учитель раздаёт конверты с надписями: Безопасные методы труда; Чистота и гигиена; Зарядка и спорт; Закаливание; Правильное питание; Отдых; Вредные привычки. В них находятся картинки, которые учащиеся наклеивают на лепесток. (Рисунок 2)
5. Отчёт о проделанной работе - 7 минут
По окончании работы учащиеся выходят к доске наклеивают лепесток и делают комментарии, почему выбран тот или иной рисунок.
6.Итог занятия – 5 минут
Учитель: Какой замечательный цветок у нас получился, но он не был бы таким, если бы мы прикасались и прислушивались бы только к одному из лепестков. Цветок красив только тогда, когда все его лепестки живы и полны радости от того, что могут подсказать вам, что в жизни хорошо, а что плохо. Когда мы веселы, здоровы, то хорошо и радостно всем тем людям, которые видят нас.
Ребята, сегодня мы с вами загадки отгадывали? Кроссворд решали? Зарядку делали? Цветок здоровья создали? А что мы ещё не делали? Не пели. А о чём будем петь? О здоровье.
Учащиеся поют песню.
Чтоб расти и закалятся
Не по дням, а по часам,
Физкультурой заниматься,
Заниматься надо нам.
Припев:
И мы уже сегодня,
Сильнее, чем вчера.
Физкульт – ура! Физкульт – ура!
Физкульт – ура!
Нам пилюли и микстуру
И в мороз и в холода
Заменяют физкультура
И холодная вода.
Припев.
Не боимся мы простуды,
Нам ангина нипочём,
Мы коньки и лыжи любим,
Дружим с шайбой и мячом.
Припев.