Цель урока: обобщение знаний о правописании личных окончаний глаголов.
Задачи:
- повторить и систематизировать правила правописания личных окончаний глаголов;
- развивать умение распознавать сходные по семантике глаголы и ставить их в неопределенную форму;
- пополнять словарный запас, расширять кругозор учащихся;
- развивать орфографическую зоркость.
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы урока, постановка целей.
Учитель читает отрывок из стихотворения:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду-
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
(В. Кондрашов)
- Кто догадался, о какой части речи пойдет разговор на уроке?
У.: О глаголе, так как глаголы обозначают действия предметов или их состояния.
- Верно, сегодня мы будем говорить о глаголе.
II. Этап рефлексивного контроля.
- Вспомним, что мы знаем о глаголе.
У.: Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
У.: Бывает совершенного и несовершенного вида.
У.: Может употребляться в настоящем, прошедшем , будущем простом и будущем сложном времени.
У.: В прошедшем времени изменяется по родам и числам, имеет суффикс прошедшего времени л.
У.:В настоящем и простом будущем времени изменяется по лицам и числам.
У.: В предложении обычно бывает сказуемым.
У.: "Не" с глаголом пишется раздельно.
III. Словарно-орфографическая работа.
- Прочитайте слова и найдите "лишнее".
Засеять, неволить, ненавидеть, оттенок.
У.: Оттенок, т.к. это имя существительное.
У.: Ненавидеть, т.к. в нем нет приставки.
- Что общего у всех глаголов?
У.: Они стоят в начальной форме.
- Какая особенность в написании глаголов неволить, ненавидеть?
У .: Пишутся слитно с "не" т.к. без "не" не употребляются.
- Найдите в толковом словаре объяснение значений этих слов.
Ненавидеть - испытывать неприязнь, неволить - принуждать, заставлять.
- Составьте предложения с этими глаголами, употребив их в форме 2-го лица единственного числа и в форме 3-го лица множественного числа.
- Объясните написание личных окончаний.
IV. Обобщение и систематизация знаний о спряжении.
- Вспомните, что такое спряжение.
У.: Изменение глаголов настоящего и простого будущего времени по лицам и числам.
- Проспрягайте глаголы "засеять" и "неволить".
- Что при этом изменяется?
- Чем объясняется разница в окончаниях?
- Сегодня мы составим алгоритм определения спряжения.
Памятка для определения спряжения глагола
1) Проверить, относится ли данный глагол к исключениям.
Глаголы-исключения, относящиеся к 1 спряжению:
БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ
Глаголы - исключения, относящиеся ко 2 спряжению:
ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ,
ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,
а еще ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ,
и ЗАВИСЕТЬ, И СМОТРЕТЬ.
И все глаголы с приставками, производные от данных.
2) Если глагол не является исключением, то поставить его в личную форму, кроме 1-го лица единственного числа.
а) личное окончание ударное - определяем спряжение по окончанию:
- 1-е спряжение - окончания -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут, - ют;
- 2-е спряжение - окончания -им, -ишь, ите, -ит, -ат,ят.
б) личное окончание безударное - спряжение определяем по инфинитиву:
- ко 2-му спряжению относятся
- глаголы на - ить, кроме брить, стелить, зиждиться,
- глаголы - исключения на -ать , -еть.
- к 1-му спряжению относятся все остальные глаголы.
3) К разноспрягаемым глаголам относятся: хотеть, бежать, брезжить.
4) Глаголы архаического спряжения: дать, создать, есть.
5) Если глагольный суффикс, стоящий перед -ть вызывает затруднение в написании, обращаемся за помощью к словарю. (например: СЕЯТЬ - смотри словарь)
V. Физкультминутка.
VI. Формирование навыка определения спряжения и написания безударных личных окончаний глаголов.
а) Вставить пропущенные буквы и объяснить их выбор.
Ты выраст_шь большим и сильным. (что сделать? Вырасти - 1 спр.- вырастешь большим).
Ты выраст_шь красивый сад. (что сделать? Вырастить - 2 спр.- вырастишь сад).
б) Разделить глаголы на две группы, вставить пропущенные буквы:
Гоня_т (гонять - 1 спр.), гон_т (гнать - искл., 2 спр.), догоня_шь (догонять - 1 спр.), обижа_шь (обижать - 1 спр.), обид_шь (обидеть - искл., 2 спр.), слыш_шь (слышать - 2 спр.), слуша_шь (слушать - 1 спр.), посмотр_шь (посмотреть - искл. 2 спр.), дыш_шь (дышать - искл., 2спр.), поверт_т (вертеть - искл., 2 спр.), удерж_шь (держать - искл., 2 спр.).
в) Выпиши только глаголы 1 спряжения.
Учить, сеять, полоть, готовить, гасить, тянуть, ставить, рисовать, пилить, думать. (Сеять, полоть, тянуть, рисовать, думать - 1 спр.).
Стучать, мешать, греметь, шуметь, говорить, писать, стоять, просить. (Мешать, писать.)
Объясни, в чем особенность определения спряжения в словах первого и второго ряда.
У.: В словах первого ряда спряжение определяем по инфинитиву, т.к. личные окончания безударные.
У.: В словах второго ряда спряжение определяем по ударному личному окончанию.
г) Выписать только те глаголы, личные окончания которых следует проверять по неопределенной форме:
шепчет, свистит, красит, несет, молчит, болеет, рубит, стучит (В глаголах шепчет, красит, болеет, рубит - личные окончания безударные, поэтому спряжение определяется по неопределенной форме).
д) Образовать от глаголов неопределенной формы глаголы 3-его лица множественного числа:
смотреть плавать рисовать ломать гонять тонуть строить обижать ловить гнать обидеть слушать носить ответить отвечать
(У.: смотрят плавают рисуют ломают гоняют тонут строят обижают ловят гонят обидят слушают носят ответят отвечают)
е) Проспрягать глаголы:
Выполнить Выполнять я выполню - мы выполним я выполняю - мы выполняем ты выполнишь - вы выполните ты выполняешь - вы выполняете он выполнит - они выполнят он выполняет - они выполняют
Бежать - бегать, пополнять - пополнить, поливать - полить, занимать - занять, плавать -плыть, отвечать - ответить.
ж) Прочитайте предложения. К какому жанру литературы они относятся?
- Упуст... минуту - потеря... час.
- В решете воду не удерж... .
- Конь вырвется - догон... , а слово сказанное не ворот... .
- Слезами горю не помож... .
- Цену вещи узна... , когда ее потеря... .
- Трус погиба... , а храбрый побежда... .
- Слово не воробей: вылет... - не пойма... .
У.: Эти предложения относятся к малому жанру фольклора - пословицам.
Как вы понимаете их значение? В каких случаях так говорят? Объясните написание окончаний глаголов. Составьте рассказ с одной из пословиц.
Учащиеся составляют рассказы, после чего проводится их обсуждение.
7. Итог урока. Рефлексия.