Необходимость установления признаков слов, относящихся к одному из спряжений. Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

Обучающие

  • формировать представление об усекаемых и неусекаемых основах инфинитива;
  • формировать умение распознавать усекаемые и неусекаемые основы инфинитива.

Развивающие

  • развивать мышление через решение логических задач и проблемно-поисковую деятельность;
  • развивать речь(содержательность, чёткость ,выразительность формулировок и их психологическое объяснение), познавательные интересы, эмоционально-волевую сферу, интеллектуальные умения (самоконтроль, произвольное внимание, способность поддерживать заданный темп), память;
  • развивать умение вести дискуссию, умение работать в коллективе.

Воспитательные:

  • стимулировать активный творческий труд, воспитывать любовь к учёбе.

Оборудование: ИКТ, карточки с алгоритмом, карточки с заданием, тест.

1. Орг. момент.

Эмоциональный настрой.

Итак, мы начинаем урок русского языка. (Слайд 1)

- Ребята, какое у вас настроение сегодня?

- Догадайтесь, о каком месяце идёт речь.

Весна, но холодно. Небо свинцовое. Из серых облаков идёт то дождь, то снег. Везде лужи воды и сугробы снега. И всё-таки на душе радостно, потому что наступила весна.

- Что вы знаете об этом месяце?

Март - слово не русское. Оно пришло к нам из Византии. Наши предки называли его "протальник". А ещё "капельник". Ярче свет, выше солнце, длиннее дни, и слух всё чаще улавливает птичьи "разговоры". Март - это время прилёта птиц, поэтому ещё его называли " грачевник".

- В этот замечательный весенний день я хочу пожелать вам успеха на уроке и предлагаю посвятить наш урок весне.

- Сегодня мы продолжим работать по нашей теме.

- Над какой темой мы работаем? (Как писать окончания слов-действий)

2. Актуализация опорных знаний и умений.

- Я хочу проверить, что вы уже знаете ооб этих объектах русского языка. И сделаю я это с помощью теста. Вы уже знаете как работать с тестом. Вам предлагаются варианты ответов, надо выбрать правильный.

2.1. Тестовая работа. (слайд 2, приложение 1, презентация)

Тест.

1. Слова, называющие действия предметов, отвечают на вопросы:

А) какой? какая? какое? какие?

В) кто?что?

С) что делает? Что сделаешь? Что сделают? и т.д.

2. Слова, называющие действия:

А) склоняются

В) спрягаются

3. Что называется спряжением:

А) изменения по падежам

В) Изменения по лицам и числам

4. У слов, называющих действия, при спряжении изменяется:

А) окончание

В) основа

5. Окончания слов, называющих действия, выполняют работу:

А) Р,Ч,П

В) В,Ч,Р

С) В,Л,Ч,Р (в прошедшем времени)

Р-род

Ч-число

В-время

Л-лицо

2.2. Самопроверка и самооценка. (слайд 3)

- Итак, давайте проверим, что у вас получилось. Сверьтесь с доской.

- У кого были ошибки?

- Что надо сделать, чтобы ошибок больше не было?

Молодцы ! Посмотрите ещё раз на табличку и подведём итог.

2.3. Работа со схемой. (слайд 4)

Указывают на время (слайд 5) рисунок 1.

2. Целеполагание.

Прочитайте.

Хорошо в лесу в эту весеннюю пору! Солнце так и слеп _ т глаза. Небо уже голубе _ т. Лёгкие белые облака похожи на льдинки в весенний разлив. (слайд 6)

- Найдите в тексте слова-действия.

- Запишите себе в тетрадь.

- Выделите окончания.

- Какая орфограмма пропущена в этих словах?(Безударное личное окончание)

Слеп _ т

Голубе _ т

- А вы можете вставить пропущенную букву?

- Какой звук мы произносим в этих окончаниях?

- Вот и давайте напишем в этих окончаниях букву И! (нет, т.к. по закону русской орфографии мы обозначаем буквой не звук,а фонему!)

 - Вспомните, какую фонему может представлять звук [и]? (слайд 7) Рисунок 2.

 

- К какому спржению относится фонема О?(К 1)

- Какой буквой обозначается фонема О? (е или ё)

- К какому спряжению относится фонема И? (ко 2)

- Какой буквой обозначается фонема И? (и)

- Ну так и скажите, какую выбрать букву!

- Ребята, я вам подскажу, я дам вам числа-подсказки.

Слеп_т (2)

Голубе_т(1)

- Теперь вы знаете, какую букву писать? (да)

Запишите.

- Ребята, но ведь нельзя сё время пользоваться подсказками! Что же нам делать?

Цель: научиться определять спряжение слов, называющих действия. (слайд 8)

3. Организация практической части (новый материал).

- Ребята, вы обратили внимание, что наши окончания выполняют одну и туже работу, произносим мы их одинаково, а пишем по-разному! Может существует какая-нибудь особенность у слов, которая их относит к разным спряжениям?

 - Да, такая особенность есть.

- Запишите рядом с каждым слово его инфинитив.

Слепит-слепить

Голубеет-голубеть

4.1. Сравнение слов и их основ.

- Выделите в словах значимые части.

- Сравните основы этих слов.

- Что вы заметили?( в первой паре суффикс пропал, а во второй остался.)

- Может это случайность или какое-нибудь исключение? Проверим!

- Посмотрите на эти пары слов.

Лечу-лететь

Летаю-летать

Усну-уснуть

Мешаю-мешать

- Что вы видите? (В других словах тоже есть такие основы) (слайд 9)

- Это и есть та особенность, которая помогает определить спряжение.

Основа, у которой суффикс пропадает-усекаемая основа. Обозначается буквой У.

Основа, у которой суффикс не исчезает-неусекаемая основа, обозначается буквами НУ.

4.2. Составление алгоритма определения усекаемости и неусекемости основ инфинитива.

- Как определить, усекаемая или неусекаемая основа у слова?

1.Поставить слово в инфинитив

2. Выделить значимые части

3. Посмотреть на суффикс

(Слайд 10 и карточка с алгоритмом на столе - приложение 2).

5. Применение полученных знаний.

- Ребята, как вы думаете, уже можно приступать к определению спряжения?

- А что нам надо сделать?

(нет, надо потренироваться в определении усекаемых и неусекаемых основ)

Прочитайте текст на карточках. (приложение 3)

5.1. Работа с текстом.(слайд 11)

Пришла радос(т)ная п _ ра. В_сенн_е со(л)нце топ_т(2) сне_. По овра_кам журчат руч(Ь,Ъ)и. Ожива_т(1) каждый кустик и травинка. Проб_га_т(1) лёгкий в_терок. Здравствуй весна!

- Подумайте, не пропущены ли где-нибудь знаки препинания?

- Вставьте пропущенные орфограммы.

Сверьтесь с доской. (слайд 12)

- Найдите и запишите слова-действия в настоящем времени.

топит

журчат

оживает

пробегает

5.2. Парная работа.

- Поработайте в паре. С помощью алгоритма определите У и НУ основы.

- Как надо работать в паре ?

- Не забывайте помогать друг другу, исправлять ошибки. Будьте внимательны!

(1 пара работает на доске)

5.3. Самооценка.

- Как справились наши исполнители?

- А как справились вы?

- Кому было легко?

- Чей сосед работал хорошо?

6. Оценка цели и результатов.

- Ребята, какую цель мы ставили?

- Мы её достигли, мы научились проверять безударное личное окончание?

- Значит, мы ни чему не научились?

- Конечно, мы сделали очень важное промежуточное открытие, оно поможет нам в дальнейшем!

6.1. Постановка цели на следующий урок.

- А какую цель мы поставим на следующий урок? (надо продолжить работу) (слайд 13)

7. Домашнее задание.

Напишите мини-сочинение на тему "Пришла весна" с используемыми на уроке словами.

(слайд 14)