Цели урока:
Обучающие
- формировать представление об усекаемых и неусекаемых основах инфинитива;
- формировать умение распознавать усекаемые и неусекаемые основы инфинитива.
Развивающие
- развивать мышление через решение логических задач и проблемно-поисковую деятельность;
- развивать речь(содержательность, чёткость ,выразительность формулировок и их психологическое объяснение), познавательные интересы, эмоционально-волевую сферу, интеллектуальные умения (самоконтроль, произвольное внимание, способность поддерживать заданный темп), память;
- развивать умение вести дискуссию, умение работать в коллективе.
Воспитательные:
- стимулировать активный творческий труд, воспитывать любовь к учёбе.
Оборудование: ИКТ, карточки с алгоритмом, карточки с заданием, тест.
1. Орг. момент.
Эмоциональный настрой.
Итак, мы начинаем урок русского языка. (Слайд 1)
- Ребята, какое у вас настроение сегодня?
- Догадайтесь, о каком месяце идёт речь.
Весна, но холодно. Небо свинцовое. Из серых облаков идёт то дождь, то снег. Везде лужи воды и сугробы снега. И всё-таки на душе радостно, потому что наступила весна.
- Что вы знаете об этом месяце?
Март - слово не русское. Оно пришло к нам из Византии. Наши предки называли его "протальник". А ещё "капельник". Ярче свет, выше солнце, длиннее дни, и слух всё чаще улавливает птичьи "разговоры". Март - это время прилёта птиц, поэтому ещё его называли " грачевник".
- В этот замечательный весенний день я хочу пожелать вам успеха на уроке и предлагаю посвятить наш урок весне.
- Сегодня мы продолжим работать по нашей теме.
- Над какой темой мы работаем? (Как писать окончания слов-действий)
2. Актуализация опорных знаний и умений.
- Я хочу проверить, что вы уже знаете ооб этих объектах русского языка. И сделаю я это с помощью теста. Вы уже знаете как работать с тестом. Вам предлагаются варианты ответов, надо выбрать правильный.
2.1. Тестовая работа. (слайд 2, приложение 1, презентация)
Тест.
1. Слова, называющие действия предметов, отвечают на вопросы:
А) какой? какая? какое? какие?
В) кто?что?
С) что делает? Что сделаешь? Что сделают? и т.д.
2. Слова, называющие действия:
А) склоняются
В) спрягаются
3. Что называется спряжением:
А) изменения по падежам
В) Изменения по лицам и числам
4. У слов, называющих действия, при спряжении изменяется:
А) окончание
В) основа
5. Окончания слов, называющих действия, выполняют работу:
А) Р,Ч,П
В) В,Ч,Р
С) В,Л,Ч,Р (в прошедшем времени)
Р-род
Ч-число
В-время
Л-лицо
2.2. Самопроверка и самооценка. (слайд 3)
- Итак, давайте проверим, что у вас получилось. Сверьтесь с доской.
- У кого были ошибки?
- Что надо сделать, чтобы ошибок больше не было?
Молодцы ! Посмотрите ещё раз на табличку и подведём итог.
2.3. Работа со схемой. (слайд 4)
Указывают на время (слайд 5) рисунок 1.
2. Целеполагание.
Прочитайте.
Хорошо в лесу в эту весеннюю пору! Солнце так и слеп _ т глаза. Небо уже голубе _ т. Лёгкие белые облака похожи на льдинки в весенний разлив. (слайд 6)
- Найдите в тексте слова-действия.
- Запишите себе в тетрадь.
- Выделите окончания.
- Какая орфограмма пропущена в этих словах?(Безударное личное окончание)
Слеп _ т
Голубе _ т
- А вы можете вставить пропущенную букву?
- Какой звук мы произносим в этих окончаниях?
- Вот и давайте напишем в этих окончаниях букву И! (нет, т.к. по закону русской орфографии мы обозначаем буквой не звук,а фонему!)
- Вспомните, какую фонему может представлять звук [и]? (слайд 7) Рисунок 2.
- К какому спржению относится фонема О?(К 1)
- Какой буквой обозначается фонема О? (е или ё)
- К какому спряжению относится фонема И? (ко 2)
- Какой буквой обозначается фонема И? (и)
- Ну так и скажите, какую выбрать букву!
- Ребята, я вам подскажу, я дам вам числа-подсказки.
Слеп_т (2)
Голубе_т(1)
- Теперь вы знаете, какую букву писать? (да)
Запишите.
- Ребята, но ведь нельзя сё время пользоваться подсказками! Что же нам делать?
Цель: научиться определять спряжение слов, называющих действия. (слайд 8)
3. Организация практической части (новый материал).
- Ребята, вы обратили внимание, что наши окончания выполняют одну и туже работу, произносим мы их одинаково, а пишем по-разному! Может существует какая-нибудь особенность у слов, которая их относит к разным спряжениям?
- Да, такая особенность есть.
- Запишите рядом с каждым слово его инфинитив.
Слепит-слепить
Голубеет-голубеть
4.1. Сравнение слов и их основ.
- Выделите в словах значимые части.
- Сравните основы этих слов.
- Что вы заметили?( в первой паре суффикс пропал, а во второй остался.)
- Может это случайность или какое-нибудь исключение? Проверим!
- Посмотрите на эти пары слов.
Лечу-лететь
Летаю-летать
Усну-уснуть
Мешаю-мешать
- Что вы видите? (В других словах тоже есть такие основы) (слайд 9)
- Это и есть та особенность, которая помогает определить спряжение.
Основа, у которой суффикс пропадает-усекаемая основа. Обозначается буквой У.
Основа, у которой суффикс не исчезает-неусекаемая основа, обозначается буквами НУ.
4.2. Составление алгоритма определения усекаемости и неусекемости основ инфинитива.
- Как определить, усекаемая или неусекаемая основа у слова?
1.Поставить слово в инфинитив
2. Выделить значимые части
3. Посмотреть на суффикс
(Слайд 10 и карточка с алгоритмом на столе - приложение 2).
5. Применение полученных знаний.
- Ребята, как вы думаете, уже можно приступать к определению спряжения?
- А что нам надо сделать?
(нет, надо потренироваться в определении усекаемых и неусекаемых основ)
Прочитайте текст на карточках. (приложение 3)
5.1. Работа с текстом.(слайд 11)
Пришла радос(т)ная п _ ра. В_сенн_е со(л)нце топ_т(2) сне_. По овра_кам журчат руч(Ь,Ъ)и. Ожива_т(1) каждый кустик и травинка. Проб_га_т(1) лёгкий в_терок. Здравствуй весна!
- Подумайте, не пропущены ли где-нибудь знаки препинания?
- Вставьте пропущенные орфограммы.
Сверьтесь с доской. (слайд 12)
- Найдите и запишите слова-действия в настоящем времени.
топит
журчат
оживает
пробегает
5.2. Парная работа.
- Поработайте в паре. С помощью алгоритма определите У и НУ основы.
- Как надо работать в паре ?
- Не забывайте помогать друг другу, исправлять ошибки. Будьте внимательны!
(1 пара работает на доске)
5.3. Самооценка.
- Как справились наши исполнители?
- А как справились вы?
- Кому было легко?
- Чей сосед работал хорошо?
6. Оценка цели и результатов.
- Ребята, какую цель мы ставили?
- Мы её достигли, мы научились проверять безударное личное окончание?
- Значит, мы ни чему не научились?
- Конечно, мы сделали очень важное промежуточное открытие, оно поможет нам в дальнейшем!
6.1. Постановка цели на следующий урок.
- А какую цель мы поставим на следующий урок? (надо продолжить работу) (слайд 13)
7. Домашнее задание.
Напишите мини-сочинение на тему "Пришла весна" с используемыми на уроке словами.
(слайд 14)